Скрипка и немножко нервно. Максим Аверин в Одессе рассказал, что хочет играть в кино не бюджетников, а влюблённых.
А не пересмотреть ли «Глухаря»?!
В украинском музыкально-драматическом театре состоялась одесская премьера спектакля известного российского актёра, звезды сериала «Глухарь» Максима Аверина «Всё начинается с любви...». Штатная телезрительница ТАЙМЕРА Мария Гудыма воспользовалась счастливой возможностью.
Признаюсь честно, «Глухарь» прошёл как-то мимо моего сознания, ну так получилось, что ни одной серии до конца не досмотрела, находились дела поважнее. Но от внимательных телезрителей слыхала, что отличается этот сериал от многих других тем, что в нём никакой лакировки действительности нет, что в нём честно показано, как даже такие добрые и хорошие правоохранители, как герой обаятельнейшего Максима Аверина, являются частью системы и ведут себя на своём посту далеко не безупречно во многих ситуациях. Сам же артист рассказал со сцены, как пересказывала содержание «Глухаря» его богиня, великолепная актриса Людмила Гурченко, с которой ему посчастливилось играть и петь вместе: «Вот сидишь ты, спокойный такой, потом хрясть за горло преступника, а в глазах печаль, и чёрное пальто».
Что-то, безусловно, есть в этом капитане (говорят, уже даже и майоре) Глухарёве, но это далеко не предел актёрских возможностей, зато манок для зрителя, который любит не столько театр, сколько телевидение… А на сцене Максим совершенно иной, утончённый, роскошный, ведёт за собой публику, отнюдь не кормя её «ментовскими» анекдотами. Тут тебе и джаз, и кадры из фильма «Мужчина и женщина» с признанием, что хочется сыграть в кино не бюджетников в милицейской форме либо хирургическом халате (при всём уважении!), а влюблённого, да ещё в такую женщину, как Анук Эме. Ах, в 68-м все женщины СССР мечтали о такой же дублёнке, как у её героини… А мужчины желали ездить на «форд-мустанге», как герой Жана-Луи Трентиньяна. Но в первую очередь, конечно, о таких же красивых и сильных чувствах, которые испытывали эти двое на экране.
«Это мой очень личный рассказ о том, чем артист живёт, что его волнует как мужчину, как гражданина, как человека. Как-то меня спросили, не хотел бы я попробовать написать пьесу? Так вот она, эта пьеса, которую я же и поставил. Это та пьеса, которую я каждый день переписываю, в буквальном смысле... Откровение ли это? Да, откровение. Как-то ко мне обратились с просьбой приехать в один город, просто побеседовать. Выйти в джинсах и рассказать пару смешных историй? Я так не могу. А вот стихи очень люблю. Тогда и пришла мысль о поэтическом моноспектакле. Представил себе старую коммунальную квартиру, в которой за сто лет звучали стихи Маяковского, Мандельштама, Самойлова, Симонова, Рождественского», – признаётся сам Максим Аверин. Это не игра в искренность, не ложное убеждение, будто спектакль должен быть непременно исповедальным в житейском смысле, но разговор о том, что волнует вне быта, суеты, о чём думает большой художник, улетая от повседневности на крыльях Поэзии.
«Всё начинается с любви...» – строка из стихотворения Роберта Рождественского, а ещё в программе звучат «Письмо про дождь», «Восемьдесят восемь», декламация необычайно яркая, актёрская, поэты бубнят нараспев, актёр жестикулирует, словно осваивает профессию сурдопереводчика, но это нисколько не раздражает, напротив… «Щукинская» школа, от внешнего – к внутреннему, через показ, эксцентрику. Трюк – к самому сердцу, до самых печёнок… А вот его, Аверина, не рафинированный, не особо аристократичный и уж точно без гнусавости спетый-прочитанный Вертинский: «Я сегодня смеюсь над собой», «Концерт Сарасате», «Пикколо бамбино», «Злые духи» – не «дУхи», «духИ» дамы. Тревожащие душу злым напоминанием о несбывшейся любви. И фоном всему – тембр скрипки как ключ и к «Концерту Сарасате», и к стихотворению Маяковского «Скрипка и немножко нервно», и ко многому другому, к чему ведёт за собой артист… Вот, кажется, совсем расслабились, послушали о том, как забавны бывают записки из зала, особенно в Одессе: «Максим, зачем вы сказали, что у вас есть любовь, ведь многие пришли в надежде хотя бы на что-то!», чуть не ослепли от фирменной аверинской улыбки в двух шагах от себя, отвлеклись на утёсовские песенки, даже потанцевали со звездой в проходах между рядами… Но вот он снова на сцене, снова читает. И вдруг как обожжёт трагическими строками, а в зале – тишина, очистительная, тот самый катарсис.
Будучи актёром театра «Сатирикон», Максим Аверин теряется, когда его впрямую сравнивают с Константином Райкиным, хоть сравнение это и лестное. Нет, это не второй Райкин, это, конечно же, Аверин, роскошный Актёр, достойный своего Мастера.
… На выходе две девчушки-зрительницы, сияя от восторга, обещают друг другу «вот теперь уж точно пересмотреть «Глухаря». Умницы! Театралки растут.
Фото: Юлия Городецкая
Автор: Мария Гудыма
|