Философский «Бег» по эпохальным страницам истории: премьера пронзительного, масштабного и многогранного спектакля в театре «Ленком Марка Захарова»
"В России за десять лет меняется все, за 100 лет — ничего", — эта эпохальная фраза, приписываемая Петру Столыпину, стала эпиграфом к спектаклю «Бег», премьера которого с успехом прошла 5 и 6 февраля на сцене легендарного театра «Ленком Марка Захарова».
Нет никаких сомнений, что пронзительная масштабная постановка по многострадальной одноимённой пьесе Михаила Булгакова станет одной из главных премьер сезона.
Режиссер, народный артист России Александр Лазарев в тандеме с блистательными актёрами и высокопрофессиональной командой осуществил в этом спектакле свою детскую мечту - поставить «Бег» Александр Александрович мечтал с детства. В легендарном спектакле Андрея Гончарова на сцене Театра Маяковского потрясающе играли его родители, Светлана Немоляева и Александр Лазарев-старший. На предпремьерном показе Александр Александрович рассказал, что постановка Андрея Гончарова во многом стал для него определяющей в выборе профессии.
«Бег» смело можно назвать первой самостоятельной режиссёрской работой Александра Лазарева-младшего: до этого народный артист России успешно восстановил уникальную «Поминальную молитву» Марка Захарова.
На пресс-подходах директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер рассказал, что сначала воспринял идею Лазарева поставить «Бег» с большой осторожностью, но уже первый отрывок произвёл на Марка Борисовича настолько сильное впечатление, что он одобрил будущую постановку.
Александр Лазарев: «Полтора месяца мы работали, не зная, выйдет спектакль или нет? Тогда я понял, что совсем не зря Никита Михалков назвал свою студию "ТРИТЭ" - творчество, товарищество, труд. Без этих трех "Т" действительно ничего не может получиться! Я очень рад, что у нас в работе царила именно такая атмосфера!»
Работа над спектаклем началась больше года назад, никаких специальных параллелей с сегодняшним днём Александр Лазарев не проводил - персонажи, события и атмосфера соответствуют эпохе столетней давности, но проблемы, испытания, с которыми сталкиваются герои в затейливых лабиринтах судьбы. Фантасмагорический "Бег" затрагивают вечно актуальные темы, в той или иной степени резонирующие в сердце каждого человека.
В песне из легендарного фильма «Вечный зов» есть строчка: «Но светлей и чище чувства Родины людям никогда не обрести…»
«Бег» Александра Лазарева - пронзительный спектакль о Родине и неразрывной связи каждого человека с ней.
Александру Лазареву удалось тонко, трогательно и трепетно воссоздать на сцене легендарного театра драму надломленных, но не сломавшихся людей, волею судьбы оказавшихся на перекрёстах эпох. События разворачиваются в 1920-1921 годах. В историческом контексте реальных событий в «Беге» отражена беспросветная тоска по Родине людей, которые вынужденно покинули Отчизну, но вопреки всему, мечтают вернуться.
Пьеса Михаила Булгакова - восемь призрачных и иллюзорных снов.
В спектакле Александра Лазарева - это сны молодой Петербургской дамы Серафимы Корзухиной и благородного столичного интеллигента Сергея Голубкова. В этих образах предстают талантливые актёры театра: Серафиму в разных составах воплощают Ясмин Мамаева и Алёна Митрошина, а Сергея - Виталий Боровик и Алексей Поляков. Эти герои - олицетворение того, что даже в страшном хаосе войны есть место для светлых чувств - любви, нежности, верности.
Восемь разных снов, объединённых общими героями, разделяет между собой густой дымовой занавес, по которому стремительно плывут «облака истории». Клубы серого дыма, напоминающие небо после бомбёжки, рассеиваются - и на сцене оживают персонажи стремительного «Бега»: люди, потерявшие ориентиры в пространстве и во времени, отрёкшиеся от Родины, обреченные на скитания, одиночество, лишения и безнадёжную тоску.
На роль бравого белого генерала, Григория Лукьяновича Чарноты, Александр Лазарев пригласил заслуженного артиста России Максима Аверина, актёра, наделённого яркой индивидуальностью, мощной харизмой и удивительным талантом органично проживать на сцене и в кино судьбы разных персонажей.
Максим Аверин рассказал, что всегда мечтал выйти на сцену легендарного «Ленкома». Заслуженный артист России согласился на предложение Александра Лазарева сразу, как тот ему позвонил - даже до того момента, как режиссёр успел озвучить название будущего спектакля. У Максима Викторовича колоссальная занятость на съёмках, в спектаклях Театра Сатиры и антрепризных постановках - у актёра нет свободных дней, но все свои свободные часы он сразу же, не раздумывая, выделили на репетиции «Бега».
Максим Аверин: «Я много попутешествовал по театрам, но выйти на сцену "Ленкома" всегда было моей мечтой. Я всегда считал, что Марк Захаров - мой режиссер, искренне говорил ему: «Спасибо Вам за чудо театра!" «Бег» - потрясающее произведение, актуальность этой пьесы, свидетельствует, что в России всегда будет так. Это удивительная, очаровательная русская тоска». Также актёр признался, что мечтает сыграть в «Поминальной молитве» и надеется, что после премьера «Бега» приступит к репетициям.
Максим Аверин воплощает генерала Чарноту во всём спектре эмоций.
В завязке действия Чарнота, скрываясь от красноамейцев в храме под чужими документами, прикидывается колоритной беременной дамой, тем самым спасая свою жизнь от неминуемого расстрела. Эмоциональность, авантюризм, смелость и бесстрашие героя, который в одной из следующих сцен с гордо поднятой головой идёт выполнять заведомо смертельный приказ генерала Хлудова, по-настоящему восхищает. А с каким неистовством справедливый Чарнота вступается за Серафиму и освобождает её из оков НКВД! Во втором действии благородная бравада Чарноты трансформируется в пронзительную боль и трагедию человека, который оказался никому не нужен на «чужих берегах»: без подвигов и геройств он потерял смысл жизни. Ни утраченные звания и регалии мучительно терзают Чарноту и даже не нищета, а беспросветность и безнадёжность существования. Пожалуй, самой знаковой сценой для этого героя является монолог, который он произносит на Гранд-базаре - в оживлённой суете актёру, благодаря чудесам сценографии, удастся остаться в одиночестве и с ностальгией поразмышлять о прошлых боях, травах, пахнущих сеном… В ходе этого аллегоричного монолога Чарнота формулирует кардинальное различие между примитивными клопами и военными вшами, словно речь идёт не о насекомых, а о таких разных проявлениях людей… И хотя «качели его судьбы» не обделены фартом и фортуной (как лихо Чарнота выигрывает у подлого Корзухина в карты!), вряд ли его сердце на чужбине когда-нибудь обретёт гармонию и покой.
В образе походной жены Чарноты Люськи предстаёт народная артистка России Анна Якунина (в других составах эту роль воплощают Виктория Соловьёва и Светлана Илюхина). Анну Якунину и Максима Аверина объединяет долгая дружба и многогранное творческое сотрудничество.Тандем двух талантливых артистов подарил публике целый калейдоскоп восхитительных разноплановых ролей в театре и кино: каждый раз эти потрясающие актёры находят новые краски в безграничной палитре эмоций.
Люське в сценическом времени действия уделено всего несколько сцен, но каких! Каждое появление этой героини можно назвать кульминационным.
Эта сильная смелая женщина настолько беззаветно и безрассудно любит Григория, что, не раздумывая, идёт вместе с ним на сложное задание, но вот обречь себя на нищету и вечные скитания она оказывается неспособна. Финальная встреча Чарноты и Люськи в доме Корзухина в Париже, которая переходит в сцену прощания героев, настолько пронзительна и проникновенна, что очень сложно сдержать слёзы.
Невероятно колоритный персонаж «Бега» - герой Андрея Леонова, подлый, мелкий, трусливый министр Корзухин, который с лёгкостью и пренебрежением отрекается от жены Серафимы, но с болью переживает приказ сжечь вагоны с ценной пушниной. Его не терзают муки совести и нравственные принципы - их у Корзухина нет и не было. Может быть, поэтому ему удаётся успешно устроиться в Париже и даже на чужбине жить на широкую ногу?
Антипод эмоционального Чарноты и беспринципного Корзухина - генерал Роман Вальерьянович Хлудов.
В многогранном воплощении актёра Дмитрия Гизбрехта (также эту роль играет Игорь Миркурбанов) Хлудов - полностью опустошённый человек, который безошибочно констатирует крах Белой армии, но неистово пытается отдавать приказы, продолжающие уничтожать жизни. Этот герой балансирует на грани здравого смысла и безумия, последнее постепенно начинает превалировать и доминировать в его подсознании, но упрямый генерал отчаянно продолжает борьбу с призраками в своей голове. Его терзают страшные муки совести. Слом и безумие этого персонажа, осознание своих грехов и неумолимая расплата за них навевают множество ассоциаций с тиранами. В финале Хлудов так явно формулирует своё возвращение на Родину и с таким спокойствием говорит о грядущем расстреле, как об избавлении от мук, что вызывает искреннее сострадание.
«Бег» Александра Лазарева - синтез философской глубины, потрясающей драматургии и инновационных сценических эффектов.
Музыка, которую заслуженный артист России Николай Парфенюк написал специально для спектакля, является полноценным героем всех описываемых событий. Хочется отдельно отметить сценографию и костюмы Ольги Никитиной, хореографию Михаила Колегова и работу художника по свету Евгения Виноградова.
Эстетика и стилистика первого и второго действий сильно отличаются.
В первом действии публика вместе с героями оказывается в Крыму, где застаёт крах Белого движения. Первая сцена начинается в храме у статуи Богородицы, которая для одних героев является символом веры и надежды на лучшее, другие демонстративно не обращают на неё никакого внимания.
События снов из второго действия происходят в Константинополе и Париже. Яркий восточный колорит Гранд-базара и роскошные Парижские апартаменты подлого циника Корзухина соседствуют с нищетой комнаты, в которой вынужден обитать генерал Чарнота и его спутницы. Костюмы героев также выполнены на контрастах - серые тона одежды русских и карнавал турецких нарядов.
Метафоричная сцена «Тараканьих бегов» решена в форме пластического этюда: стремительно бегущие тараканы - аллюзия на людей, которые также бегут, неведомо куда: одни выдыхаются и сходят с дистанции, другие навсегда остаются на трассе, а третьи приходят к финишу, но не понимают - куда и зачем они шли и какой вектор движения выбрать дальше?
Финальную сцену можно назвать апогеем всего спектакля - герои растворяются в клубах густого дыма, словно в пространстве вечности.
Вокализ «Покойся, кто кончил свой бег» является не только мудрой эпитафией для тех, кто навсегда остался на страницах истории, но и мудрым обращением к потомкам: делаем ли мы какие-либо выводы из опыта наших предков, пытаемся ли анализировать их стремительный бег по лабиринтам жизненных дорог или продолжаем это «броуновское движение», не понимая куда и зачем бежим? Едва ли у кого-то из наших предков, современников или потомков найдутся ответы на эти риторические вопросы. Но всё же тем, кто здесь и сейчас продолжают свой «Бег», просто необходимо искать ответы на эти и многие другие вопросы: ведь пока мы чувствуем и размышляем, мы живём.
Источник: https://worldpodium.ru/news/filosofskiy-beg-po-epohalnym-stranicam-istorii-premera-pronzitelnogo-masshtabnogo-i
Назад
|