Философский «Бег» по эпохальным страницам истории: премьера пронзительного, масштабного и многогранного спектакля в театре «Ленком Марка Захарова»
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-1.jpg)
"В России за десять лет меняется все, за 100 лет — ничего", — эта эпохальная фраза, приписываемая Петру Столыпину, стала эпиграфом к спектаклю «Бег», премьера которого с успехом прошла 5 и 6 февраля на сцене легендарного театра «Ленком Марка Захарова».
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-2.jpg)
Нет никаких сомнений, что пронзительная масштабная постановка по многострадальной одноимённой пьесе Михаила Булгакова станет одной из главных премьер сезона.
Режиссер, народный артист России Александр Лазарев в тандеме с блистательными актёрами и высокопрофессиональной командой осуществил в этом спектакле свою детскую мечту - поставить «Бег» Александр Александрович мечтал с детства. В легендарном спектакле Андрея Гончарова на сцене Театра Маяковского потрясающе играли его родители, Светлана Немоляева и Александр Лазарев-старший. На предпремьерном показе Александр Александрович рассказал, что постановка Андрея Гончарова во многом стал для него определяющей в выборе профессии.
«Бег» смело можно назвать первой самостоятельной режиссёрской работой Александра Лазарева-младшего: до этого народный артист России успешно восстановил уникальную «Поминальную молитву» Марка Захарова.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-3.jpg)
На пресс-подходах директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер рассказал, что сначала воспринял идею Лазарева поставить «Бег» с большой осторожностью, но уже первый отрывок произвёл на Марка Борисовича настолько сильное впечатление, что он одобрил будущую постановку.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-4.jpg)
Александр Лазарев: «Полтора месяца мы работали, не зная, выйдет спектакль или нет? Тогда я понял, что совсем не зря Никита Михалков назвал свою студию "ТРИТЭ" - творчество, товарищество, труд. Без этих трех "Т" действительно ничего не может получиться! Я очень рад, что у нас в работе царила именно такая атмосфера!»
Работа над спектаклем началась больше года назад, никаких специальных параллелей с сегодняшним днём Александр Лазарев не проводил - персонажи, события и атмосфера соответствуют эпохе столетней давности, но проблемы, испытания, с которыми сталкиваются герои в затейливых лабиринтах судьбы. Фантасмагорический "Бег" затрагивают вечно актуальные темы, в той или иной степени резонирующие в сердце каждого человека.
В песне из легендарного фильма «Вечный зов» есть строчка: «Но светлей и чище чувства Родины людям никогда не обрести…»
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-5.jpg)
«Бег» Александра Лазарева - пронзительный спектакль о Родине и неразрывной связи каждого человека с ней.
Александру Лазареву удалось тонко, трогательно и трепетно воссоздать на сцене легендарного театра драму надломленных, но не сломавшихся людей, волею судьбы оказавшихся на перекрёстах эпох. События разворачиваются в 1920-1921 годах. В историческом контексте реальных событий в «Беге» отражена беспросветная тоска по Родине людей, которые вынужденно покинули Отчизну, но вопреки всему, мечтают вернуться.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-6.jpg)
Пьеса Михаила Булгакова - восемь призрачных и иллюзорных снов.
В спектакле Александра Лазарева - это сны молодой Петербургской дамы Серафимы Корзухиной и благородного столичного интеллигента Сергея Голубкова. В этих образах предстают талантливые актёры театра: Серафиму в разных составах воплощают Ясмин Мамаева и Алёна Митрошина, а Сергея - Виталий Боровик и Алексей Поляков. Эти герои - олицетворение того, что даже в страшном хаосе войны есть место для светлых чувств - любви, нежности, верности.
Восемь разных снов, объединённых общими героями, разделяет между собой густой дымовой занавес, по которому стремительно плывут «облака истории». Клубы серого дыма, напоминающие небо после бомбёжки, рассеиваются - и на сцене оживают персонажи стремительного «Бега»: люди, потерявшие ориентиры в пространстве и во времени, отрёкшиеся от Родины, обреченные на скитания, одиночество, лишения и безнадёжную тоску.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-7.jpg)
На роль бравого белого генерала, Григория Лукьяновича Чарноты, Александр Лазарев пригласил заслуженного артиста России Максима Аверина, актёра, наделённого яркой индивидуальностью, мощной харизмой и удивительным талантом органично проживать на сцене и в кино судьбы разных персонажей.
Максим Аверин рассказал, что всегда мечтал выйти на сцену легендарного «Ленкома». Заслуженный артист России согласился на предложение Александра Лазарева сразу, как тот ему позвонил - даже до того момента, как режиссёр успел озвучить название будущего спектакля. У Максима Викторовича колоссальная занятость на съёмках, в спектаклях Театра Сатиры и антрепризных постановках - у актёра нет свободных дней, но все свои свободные часы он сразу же, не раздумывая, выделили на репетиции «Бега».
Максим Аверин: «Я много попутешествовал по театрам, но выйти на сцену "Ленкома" всегда было моей мечтой. Я всегда считал, что Марк Захаров - мой режиссер, искренне говорил ему: «Спасибо Вам за чудо театра!" «Бег» - потрясающее произведение, актуальность этой пьесы, свидетельствует, что в России всегда будет так. Это удивительная, очаровательная русская тоска». Также актёр признался, что мечтает сыграть в «Поминальной молитве» и надеется, что после премьера «Бега» приступит к репетициям.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-8.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-9.jpg)
Максим Аверин воплощает генерала Чарноту во всём спектре эмоций.
В завязке действия Чарнота, скрываясь от красноамейцев в храме под чужими документами, прикидывается колоритной беременной дамой, тем самым спасая свою жизнь от неминуемого расстрела. Эмоциональность, авантюризм, смелость и бесстрашие героя, который в одной из следующих сцен с гордо поднятой головой идёт выполнять заведомо смертельный приказ генерала Хлудова, по-настоящему восхищает. А с каким неистовством справедливый Чарнота вступается за Серафиму и освобождает её из оков НКВД! Во втором действии благородная бравада Чарноты трансформируется в пронзительную боль и трагедию человека, который оказался никому не нужен на «чужих берегах»: без подвигов и геройств он потерял смысл жизни. Ни утраченные звания и регалии мучительно терзают Чарноту и даже не нищета, а беспросветность и безнадёжность существования. Пожалуй, самой знаковой сценой для этого героя является монолог, который он произносит на Гранд-базаре - в оживлённой суете актёру, благодаря чудесам сценографии, удастся остаться в одиночестве и с ностальгией поразмышлять о прошлых боях, травах, пахнущих сеном… В ходе этого аллегоричного монолога Чарнота формулирует кардинальное различие между примитивными клопами и военными вшами, словно речь идёт не о насекомых, а о таких разных проявлениях людей… И хотя «качели его судьбы» не обделены фартом и фортуной (как лихо Чарнота выигрывает у подлого Корзухина в карты!), вряд ли его сердце на чужбине когда-нибудь обретёт гармонию и покой.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-10.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-11.jpg)
В образе походной жены Чарноты Люськи предстаёт народная артистка России Анна Якунина (в других составах эту роль воплощают Виктория Соловьёва и Светлана Илюхина). Анну Якунину и Максима Аверина объединяет долгая дружба и многогранное творческое сотрудничество.Тандем двух талантливых артистов подарил публике целый калейдоскоп восхитительных разноплановых ролей в театре и кино: каждый раз эти потрясающие актёры находят новые краски в безграничной палитре эмоций.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-12.jpg)
Люське в сценическом времени действия уделено всего несколько сцен, но каких! Каждое появление этой героини можно назвать кульминационным.
Эта сильная смелая женщина настолько беззаветно и безрассудно любит Григория, что, не раздумывая, идёт вместе с ним на сложное задание, но вот обречь себя на нищету и вечные скитания она оказывается неспособна. Финальная встреча Чарноты и Люськи в доме Корзухина в Париже, которая переходит в сцену прощания героев, настолько пронзительна и проникновенна, что очень сложно сдержать слёзы.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-13.jpg)
Невероятно колоритный персонаж «Бега» - герой Андрея Леонова, подлый, мелкий, трусливый министр Корзухин, который с лёгкостью и пренебрежением отрекается от жены Серафимы, но с болью переживает приказ сжечь вагоны с ценной пушниной. Его не терзают муки совести и нравственные принципы - их у Корзухина нет и не было. Может быть, поэтому ему удаётся успешно устроиться в Париже и даже на чужбине жить на широкую ногу?
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-14.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-15.jpg)
Антипод эмоционального Чарноты и беспринципного Корзухина - генерал Роман Вальерьянович Хлудов.
В многогранном воплощении актёра Дмитрия Гизбрехта (также эту роль играет Игорь Миркурбанов) Хлудов - полностью опустошённый человек, который безошибочно констатирует крах Белой армии, но неистово пытается отдавать приказы, продолжающие уничтожать жизни. Этот герой балансирует на грани здравого смысла и безумия, последнее постепенно начинает превалировать и доминировать в его подсознании, но упрямый генерал отчаянно продолжает борьбу с призраками в своей голове. Его терзают страшные муки совести. Слом и безумие этого персонажа, осознание своих грехов и неумолимая расплата за них навевают множество ассоциаций с тиранами. В финале Хлудов так явно формулирует своё возвращение на Родину и с таким спокойствием говорит о грядущем расстреле, как об избавлении от мук, что вызывает искреннее сострадание.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-16.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-17.jpg)
«Бег» Александра Лазарева - синтез философской глубины, потрясающей драматургии и инновационных сценических эффектов.
Музыка, которую заслуженный артист России Николай Парфенюк написал специально для спектакля, является полноценным героем всех описываемых событий. Хочется отдельно отметить сценографию и костюмы Ольги Никитиной, хореографию Михаила Колегова и работу художника по свету Евгения Виноградова.
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-18.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-19.jpg)
Эстетика и стилистика первого и второго действий сильно отличаются.
В первом действии публика вместе с героями оказывается в Крыму, где застаёт крах Белого движения. Первая сцена начинается в храме у статуи Богородицы, которая для одних героев является символом веры и надежды на лучшее, другие демонстративно не обращают на неё никакого внимания.
События снов из второго действия происходят в Константинополе и Париже. Яркий восточный колорит Гранд-базара и роскошные Парижские апартаменты подлого циника Корзухина соседствуют с нищетой комнаты, в которой вынужден обитать генерал Чарнота и его спутницы. Костюмы героев также выполнены на контрастах - серые тона одежды русских и карнавал турецких нарядов.
Метафоричная сцена «Тараканьих бегов» решена в форме пластического этюда: стремительно бегущие тараканы - аллюзия на людей, которые также бегут, неведомо куда: одни выдыхаются и сходят с дистанции, другие навсегда остаются на трассе, а третьи приходят к финишу, но не понимают - куда и зачем они шли и какой вектор движения выбрать дальше?
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-20.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-21.jpg)
![](assets/images/2023/02/10/2023-02-10-worldpodium.ru-22.jpg)
Финальную сцену можно назвать апогеем всего спектакля - герои растворяются в клубах густого дыма, словно в пространстве вечности.
Вокализ «Покойся, кто кончил свой бег» является не только мудрой эпитафией для тех, кто навсегда остался на страницах истории, но и мудрым обращением к потомкам: делаем ли мы какие-либо выводы из опыта наших предков, пытаемся ли анализировать их стремительный бег по лабиринтам жизненных дорог или продолжаем это «броуновское движение», не понимая куда и зачем бежим? Едва ли у кого-то из наших предков, современников или потомков найдутся ответы на эти риторические вопросы. Но всё же тем, кто здесь и сейчас продолжают свой «Бег», просто необходимо искать ответы на эти и многие другие вопросы: ведь пока мы чувствуем и размышляем, мы живём.
Источник: https://worldpodium.ru/news/filosofskiy-beg-po-epohalnym-stranicam-istorii-premera-pronzitelnogo-masshtabnogo-i
Назад
|