И чужбина, и тоска - тараканьи всё бега
Громкая премьера театра "Ленком Марка Захарова", лучшие актерские силы в новой версии пьесы "Бег" Михаила Булгакова.
В театре "Ленком Марка Захарова" прошла первая премьера 2023 года. Ленкомовскую интерпретацию драматургического шедевра Михаила Булгакова пьесы "Бег" предложил режиссер спектакля Александр Лазарев. В команду создателей новой постановки также вошли: художник-постановщик и художник по костюмам Ольга Никитина, композитор Николай Парфенюк, хореограф Михаил Колегов, художник по свету Евгений Виноградов, видеохудожник Илья Шушаров. Руководитель театрального проекта – заслуженный деятель искусств России Марк Варшавер. Дмитрий Гизбрехт, Анна Якунина, Андрей Леонов, Максим Аверин и большой состав молодого поколения артистов задействованы в спектакле.
Исполнитель титульных ролей во многих спектаклях "Ленкома", народный артист России Александр Лазарев выступил в эпостаси режиссера в родном театре не впервые. В 2021 году актер стал режиссером возвращения спектакля "Поминальная молитва", одной из визитных карточек труппы Марка Захарова. Идея создать собственное сценическое прочтение булгаковской пьесы, по словам Александра Александровича, родилась чуть ли не в отрочестве. Юный Саша не единожды видел "Бег" режиссера Андрея Гончарова в театре им. Маяковского, где работали его родители, актеры Александр Лазарев и Светлана Немоляева.
Четыре действия (восемь снов) пьесы - переживаемая героями реальная катастрофа воспринималась ими кошмарным сном, бредовым кошмаром, болезненным бредом от неверия, что это происходит с ними наяву. Эти идеи присутствуют как в булгаковском источнике, так и в сценическом воплощении «Бега» у Лазарева. По этой причине, думается, сцена окутана дымом на протяжении всего спектакля. Мутный свет, неприятный глазу, работает на эффект пелены, болезненных сновидений у смотрящего. На это, вероятно, нацелено и цветовое решение костюмов Ольги Никитиной. Монохромный серо-белёсый колорит шинелей, сапог и одеяний штатских в сочетании с освещением придавал также сходство со старой кинопленкой и приобретал налет давности событий.
Во многих режиссерских решениях проглядывал ленкомовский почерк.
По словам режиссера, важное место в общей партитуре действа заняла музыка Николая Парфенюка, специально написанная для спектакля, как укоренившаяся практика легендарных постановок Захарова. Приглашенный актер Максим Аверин (артист театра Сатиры), исполнивший роль генерала Чарноты, уверен, что музыка стала одним из действующих лиц. Пример такого рода - выразительный вокализ с элементами молитвы муэдзина безошибочно обозначил место действия - Константинополь.
Хореография Михаила Колегова в общем контексте была уместной в массовых сценах, отсылая к захаровским инсценировкам. Тараканьи бега, специфическая забава русских в обветшалой военной одежде, вылились в энергичный танцевальный номер массовки.
Дмитрий Гизбрехт (Роман Валерьянович Хлудов) создал убеждающий образ генерала. Его персонаж, действительно, стал художественно-смысловым центром первых четырех снов, действие которых происходило в Крыму. Манера речи, болезненный вид одиноко сидящего на табурете, одгородившегося шинелью от всех и вся белогвардейца, уже с первых секунд предсказывают его человеческий финал, символизируя безысходность.
Андрей Леонов (министр Парамон Ильич Корзухин) неизменно притягивает к себе внимание ярким и шумным поведенческим стилем. Крепкий голос, самоуверенность подлеца, импозантный вид рисуют запоминающийся образ. Перед спектаклем актер поделился личными "перезагрузками" в отношении своего коллеги Александра Лазарева, перешедшего в статус режиссера. Что-то в рабочем общении, безусловно, поменялось, но изменилось в лучшую сторону.
Анна Якунина (Люська) призналась, что она как никто, поддержала идею постановки "Бега". Это было само собой разумеющееся событие. Еще девочкой вместе с Сашей Лазаревым они мечтали об этом за кулисами Маяковки. Ее Люська - это да, впечатляет.
Максим Аверин, единственный нерезидент труппы "Ленкома", создавший привлекательный образ генерала Григория Лукьяновича Чарноты, в крымской половине истории хотя и не "ходил желваками", а только ямочками на щеках, во второй половине сюжета актерски развернулся. Юмор и тоска гармонично соседствовали в его герое, развязность и страстность натуры заполняли всё вокруг Чарноты. Его метафоричный монолог о разнице между клопом и вошью в русских окопах прозвучал истинной тоской по Родине. Режиссер вынес персонажа "за скобки" сцены лирическим отступлением. Он стоял отдельно от константинопольской суеты сбоку сцены в неярком луче света и ностальгически проговаривал: Вошь - существо боевое... Дуэт Чарноты и Корзухина за игральным столом в Париже получился захватывающим по экшену и драматургическому напряжению.
Любовь Сергея Павловича Голубкова (Алексей Поляков) и Серафимы Владимировны Корзухиной (Ясмин Мамаева) выглядела режиссерски менее акцентированной в общем контексте развития, хотя и шла главной канвой сюжета.
Для тех, кто бежал от трагических событий к чужим берегам в пустоту одиночества, было три выхода - остаться изгоем на чужбине, вернуться в Советскую Россию, ну, и пустить себе пулю в лоб. Герои нашли каждый свой путь, но при любом раскладе все они были связаны пуповиной с Родиной - это был посыл создателей и исполнителей спектакля зрителю.
"Бег" - бессмертная драматургия Булгакова - выглядела достойным выбором коллектива "Ленкома". Глубина смыслов исторической и человеческой драмы, их многоуровневая неоднозначность, булгаковский срез времен и событий предъявили немалую ответственность режиссеру и его единомышленникам перед сегодняшним зрителем. Александр Лазарев полноправно занял режиссерское кресло в новом проекте, инициированным им самим.
Источник: https://www.rewizor.ru/theatre/reviews/i-chujbina-i-toska-tarakani-vse-bega/
Назад
|