Максим Аверин: “Счастье - это не конечный путь назначения…”
Талантливейший актер, поэт в душе, народный артист России, давно завоевавший любовь публики - Максим Аверин вновь путешествует с гастролями с моноспектаклем “Научи меня жить” по всей стране. С теплом и бурными аплодисментами 22 ноября Максима Аверина встречает город Хабаровск.
- Что для вас кино, а что для вас театр?
- Это моя жизнь, моя профессия. Дело в том, что это две абсолютно разные профессии, потому что театр - это ежедневная работа над ошибками, возможность исправить что-то, открыть что-то новое и вырасти в этом. Он дает больше возможностей для артиста найти что-то новое, скажем так. В кино, как правило, используют уже то, что ты умеешь, особенно в последние годы: артисты часто боятся выйти за рамки своего амплуа, то есть из фильма в фильм тиражируют уже найденный успех, удачу. А театр - это возможность меняться и менять, в первую очередь, представление о том, что ты делаешь и куда ты двигаешься.
Кино артисту не принадлежит. Это моя такая теория и с ней многие согласятся, потому что от момента твоего присутствия в кадре и до момента появления на телеэкранах проходит больше полугода. И часто так бывает, когда ты находишься через пол года на студии звучания ты даже не можешь попасть в этот ритм, в эту эмоцию сказанного, потому что это уже к тебе не имеет никакого отношения. Мало того, дальше это дело рук режиссера, монтажера. И все, что ты там уже напридумывал, совершенно по другому смотрится на экране, так как мы ниточки и краски в этом большом полотне, которое рисует режиссер.
- То есть, для вас театр всё-таки ближе?
- Я не оцениваю ближе или дальше. Это все равно что сказать одному из детей: я тебя люблю больше, а тебя меньше. Это огромная-огромная часть моей жизни. И я не делю ее на первые и вторые места, как и людей. Есть близкие люди без которых ты не хочешь и не можешь жить. А есть твои спутники, те, кто с тобой в одном путешествии ненадолго.
- “Мы там, где мы есть” - ваше жизненное кредо. Можете расшифровать значение этих слов для вас?
- Не жить прошлым, потому что его не воротишь. Будущее планировать и запускать мысли в космос можно, но оставаться нужно всё-таки в сегодняшнем дне. Ведь он и есть жизнь.
- В какие моменты вы чувствуете себя счастливым?
- Утром проснулся - я счастлив, иду на работу - я счастлив, встречаю своих дорогих людей, кого я рад видеть, и нет в телефоне печальных новостей - я счастлив. Я выхожу на сцену - я счастлив. Я вхожу в кадр - я счастлив. Счастье - это не конечный пункт назначения, а способ путешествовать. Я выбираю вот такую модель жизни.
- Получается, вы придерживаетесь мнения, что счастье в мелочах?
- Счастье не в мелочах, счастье в самой жизни. Жизнь и есть счастье. Самый главный подарок судьбы. Знаешь не дай Бог, что случится, ты вот будешь сидеть и говорить: А! Тут нужно было дожить, там - любить, здесь - трудиться, а сейчас ты лежишь и не можешь ничего с этим сделать. Мне кажется, счастье и есть сама жизнь.
- Как создаются ваши стихи? В какой атмосфере вы их пишите или это зависит от музы?
- Поскольку это не моя профессия я не могу назвать точный обряд: как -то по форме, в голове… Там уже появляется какая-то идея. Если бы я был поэтом, наверное, выбирал разные темы, а так как они у меня все об одном: о любви, о жизни, то точного ответа: Как они появляются? - у меня нет. Я раньше вообще стеснялся их афишировать, публиковать. Мне казалось, что это совсем неправильно, я же имею дело с такой поэзией потрясающей мне неловко было со своим туда влезать. Но в какой-то момент я понял, что каждый выбирает свое хобби. Вот значит мое хобби - это поэзия.
- А сейчас вы обучаете еще и студентов?
- Сейчас выпустился курс, я был приглашенным педагогом. Меня пригласила Анной Леонардовна Дубровская - замечательный педагог. И от моей альма-матер, института, где я учился, поступило предложение: набрать курс на следующий год, то есть в 2024 году я буду набирать свой курс. Дело страшное, дело ответственное!
- Что вы чувствуете, когда даете студентам какие-либо советы?
- Я думаю неправильно это называть советами. Главная задача педагога: понимать, что такое талант. Талант - это как природный самородок. Ты понимаешь, что держишь в руках какой-то важный хороший, дорогой природный материал, но он еще не прошел огранку. И задача педагога: обрамить камень, дать ему заблестеть. Для этого нужно открыть его природную красоту, помочь найти направление. А советы… понимаете, то, что для тебя покажется каким-то правилом для другого человека может показаться совершенной утопией. Педагог не должен навязывать свое. Он должен раскрывать, давать возможность приобрести крылья.
- А есть ли какой-то совет, который вам дал ваш педагог и он у вас в памяти до сих пор и с ним вы каждый день идете по жизни?
- Конечно же, вся жизнь в этих советах. При том все эти советы, напутствия стали работать по прошествии времени. В 21 год, когда я окончил институт и попал в театр, то был как растерявшийся ребенок. Я ничего не понимал, ничего, что происходит вокруг. Институт - это соломинка, которая тебя держит. Попадая во взрослую жизнь, ты теряешь всё. И соломинкой становится именно школа - базис , который дали тебе твои педагоги. Поэтому для меня любые их нравоучение или совет начинают работать с годами. В этом и есть школа. Когда я начал преподавать понял: нельзя держать, нужно отпускать. Они должны идти дальше. Ты для них - одна из ступеней, фундамент. А вот жизнь - это уже здание, и чем больше фундамент, чем он прочнее он, тем будет лучше.
- Волнение с годами проходит? Или каждый спектакль и съемочный дубль как первый?
- Я думаю, что оно не проходит, а даже наоборот увеличивается. Вот предположим: успех, хороший фильм или спектакль с удачной премьерой. Ты в этот момент начинаешь думать: “А что же дальше?” , “Куда дальше двигаться?”. Если для публики это успех, то для тебя - это кризис, поэтому долго в успехе находиться просто невозможно. А волнение это способ зондирования себя, возможности проверять на что ты еще способен или не способен. Нет ничего хуже, чем, если ты привыкнешь к себе, к успеху.
К этому вообще нельзя привыкать, как и к провалу - нельзя с ним жить. Провал - очень хорошая проверка. Значит можешь еще исправить ошибки. Так в любой профессии. Если это, действительно, для тебя профессия, а не место пребывания. Ведь учитель, врач или хирург тоже профессии бесконечного учащегося.
- Вы говорите, что вы не опаздываете, был ли такой случай, когда вы опоздали?
- Миллион раз это было, конечно. Я ненавижу опаздывать, не люблю, когда меня ждут, ужасно не люблю. Но я живу в городе, где невозможно спрогнозировать путь, вообще невозможно. Особенно сейчас, когда навигация совершенно подорвана.
Очень не люблю, когда люди нервничают из-за того, что я задерживаюсь. Бывают конечно ситуации, когда нет возможности ничего исправить: не могу самолет толкнуть. Бывает, сидишь в аэропорту в Москве и понимаешь, что через несколько часов у тебя спектакль. Это ужасно, начинаешь просто сходить с ума и молишься: главное вылететь и долететь. Поэтому, конечно, мне нравится не опаздывать. Я люблю когда меня ждут, в хорошем плане, чтобы пришел.
Вообще такие вещи, это элементарный набор мужчины. И человека, каким, я надеюсь, являюсь, который уважает людей. Есть элементарные вещи, которые нельзя нарушать. Например, ты не можешь нахамить, даже когда очень хочется. Не всегда же бывают люди тактичны, а ты должен сдерживать себя. Это тоже работа.
- Тяжело ли сохранять улыбку каждый день несмотря на действительность?
- Мне кажется, от меня не ждут того, что я сейчас буду плакаться. Знаете, нет ничего глупее фразы: как дела? Ничего глупее. Это все время говорится на бегу, на лету и в общем-то ответа от тебя уже никто и не ждет. Поэтому когда мне задают вопрос:как дела, я отвечаю: “Лучше всех”. Я просто знаю, что мало кого интересует, что там на самом деле.
А потом… это не то, чтобы образ. Я так привык, я так живу, мне так нравится больше. Поверьте, если мне захочется рассказать кому-то как все на самом деле, я найду кому. А вообще я сам люблю справляться со всеми своими делами. Просто я не скулящий, терпеть это не могу, особенно, когда так делают мужчины. Ужасно, когда начинают прибедняться: “Вот, все плохо”. А что ты сделал, чтобы было хорошо?
Зачастую мы сами себе это все прогнозируем. Ведь это все от нас зависит, дальше конечно случай и Господь Бог, но все равно 90% это человек и человеческий фактор. В руках человека его судьба.
Для меня яркий пример Роман Костомаров, это наш фигурист, который перенес сложнейшую операцию, потеряв руки, ноги. И вот, человек уже стоит на ногах, двигается и он обязательно выйдет на лед. Костомаров - яркий пример того, что можно самому исправить судьбу. Для меня вот мотивация: нет безвыходных ситуаций. Выхода нет только из одного места: из гроба.
Я много встречал таких людей. К большому сожалению, забыл сейчас фамилию, не был с ним лично знаком. Я был в г. Сочи на цирковом фестивале. Очень люблю цирк. И на этом фестивале наградили одного из артистов. Он выехал на сцену на инвалидной коляске. Была какая-то сильнейшая авария он выскочил помочь и большая фура переехала ему ноги. Когда он стоял на арене цирка и ему вручали статуэтку, он сказал: “Я обязательно вернусь, я выйду на арену”. В тот момент у меня просто перевернулась жизнь. А мы вечно скулящие, вечно не признанные и несчастные… есть люди, которые преодолевают это через физическую, через огромную боль. Они совершают подвиг над своей судьбой!
- Давайте поговорим про ваш моноспектакль. Тяжело быть и режиссером, и актером?
- Я не понимаю слова тяжело. Тяжело значит не занимайся этим, а если все так легко, то тоже не занимайся. А это все таки часть моей жизни, огромная ее часть, и если я занимаюсь этим, придумываю что-то, то уже легко быть не может. Это должно быть в первую очередь по-настоящему. Оно должно тебя тратить. А иначе - зрители не поверят.
Без этого невозможно завлечь, увлечь зрителя, привлечь его внимание и заставить дышать с тобой в унисон. Так не бывает. В любой профессии. Тот же учитель. Вот приходит он, сидят 30 лоботрясов, и задача учителя: донести смысл произведения, геометрической фигуры или законов Ньютона. Он должен рассказывать так, чтобы заинтересовать, он подобно артисту переносит это учение в молодые мозги. Трудно ему? Конечно! Потому что 30 оболтусов, совершенно разно мыслят. Один из них гуманитарий, другой - математик, третий - физик или поэт. И нужно уметь сделать это интересно и круто.
- Сколько времени у вас ушло на то, чтобы придумать сценарий моноспектакля?
- Это было уже 600 спектаклей назад, поэтому я уже, честно говоря, не помню. А потом, он постоянно меняется, не стоит на месте, 26 ноября будет 600 спектакль. Я 12 лет выхожу с ним на сцену. Я меняю что-то, так как я сам себе режиссер. Но знаю одно: никогда они не бывают похожими друг на друга. Спектакль зависит от того, что у меня вертится в голове, от моих размышлений, от того, чем дышу и чем болею.
Я не делаю разницы мой это моноспектакль или тот, где играю с партнерами, потому что я уверен, что в каждой роли должна быть исповедальность. Просто так не люблю выходить на сцену ни в театре, ни в кино. Просто так - это не я. Мне обязательно нужно, чтобы зритель был как соучастник, чтобы мы на одном дыхании были. Если мне нечего сказать зрителю, значит это не мое, и мне нечего там делать.
- Получается, настоящий артист должен быть всегда искренен?
- Я не знаю, какой должен быть настоящий артист. Я знаю, какой должен быть я. Нет правила. Один лицедей, может просто нацепить маску и прекрасно существовать и не тратить никаких внутренних ресурсов. А другой наоборот -лицедей, но должен обязательно надеть маску и через нее показывать проводники своей души. Нет правила. Есть амплуа, есть артист и какой его путь - это никого не касается.
Главное, чтобы он был заразителен, чтобы он вышел на сцену и от него невозможно было оторвать глаз. И дело вовсе не красоте. Есть артисты, которые совершенно не обладают никакими внешними данными, но оторваться от них невозможно. Просто Бог на сцене.
- У вас частые гастроли с совместными спектаклями с Анной Якуниной. Собираетесь ли вы приехать на Дальний Восток вместе в 2024 году?
- Мы объехали почти всю страну вместе со спектаклем “Там же, тогда же” и даже не по одному кругу. В прошлом году были даже в Хабаровске со спектаклем "Лев зимой".
О следующем годе я в подробностях не знаю. Расписание уже составлено, но я помню только до конца этого года. Кайф этой работы в том, что она четко спланирована. В этом мне очень повезло. Что, куда, когда?- это огромная работа и не одного меня, а целой организации. Это не решается одним захотел-поехал. До момента выхода на сцену проходит огромная работа многих людей, с которыми я работаю много лет.
- А вообще есть какие-то минусы публичной жизни?
- Сложности бывают, конечно. Но говорить о них для меня не очень интересно. Хорошего и замечательного в этих поездках гораздо больше. Я люблю путешествовать, не люблю сидеть на месте. Я люблю возвращаться домой, но долго сидеть дома не люблю. Мне обязательно нужно движение. Это очень закаляет и дает возможности. Я столько смотрю, вижу, впитываю, я вижу своих зрителей. Мне нравится наблюдать: чем дальше от Москвы, тем больше ты узнаешь, что люди смотрят, видят, интересуются театром, они пишут мне письма и это дорогого стоит. Сейчас век такого количества фильмов, информации и иногда люди просто не успевают запомнить лица артистов. А мне удается еще и запомнится своими работами, как-то их увлечь. Мне доставляет это радость, что мне дана такая судьба - выходить к зрителям. Это, поверьте, счастье!
Источник: https://dzen.ru/media/daryaisaiko/maksim-averin-schaste-eto-ne-konechnyi-put-naznacheniia-656fe803e5a48b4a9b2c0824
Назад
|