Максим Аверин: Я люблю то, что происходит в моей жизни
Он может быть брутальным и трогательным, дерзким и романтичным. Его актерская палитра настолько разнообразна, что ему подвластна любая роль. В этом могли убедиться зрители, которые побывали на моноспектакле Максима Аверина "Все начинается с любви". Перед спектаклем мы поговорили с одним из самых востребованных российских актеров.
- Наверное, для актера такого масштаба, давно стерлась грань между жизнью и профессией?
- Для меня жизнь, это и есть профессия. Я никогда не расставляю приоритеты: на первом месте - семья, на втором - профессия, на третьем - спортзал... Если ты их расставляешь где-то, значит себя обкрадываешь. не было бы трудно, если бы кто-то мне сказал: "Ты у меня на втором месте". Я бы ответил, хорошо, я пойду туда, где я буду на первом. Я люблю то, что происходит в моей жизни сейчас. Даже печальное. Это тоже надо пройти. Сила она в том и заключается, что несмотря ни на что, вести на собой. Если повел хотя бы троих, значит сможешь повести и большую команду. Как бы пафосно сейчас это не звучало, но благодаря моей профессии для многих людей я стал человеком, который вернул им надежду, кто -то для себя что- то новое открыл. Мне приходит много писем
- По обычной почте? Вы их читаете?
- Конечно, мало того, я некоторые вожу с собой. Когда мне испортят настроение, я читаю их, меня это воодушевляет, значит все не зря!
- К вам на спектакли приходят не только поклонники, есть и случайный зритель, например, мужа жена привела.
- Да, есть и те, кто меня ненавидит
- Вам интересней с таким зрителем работать? Обратить его в "свою веру"? Вам это важно?
- Да, все правильно говорите. Так и есть. Мне всегда был интересен зритель, который не знаком с моим творчеством, он сидит с придирками: а ну как давай, покажи что можешь... Ты все время должен себя подстегивать, немножко сдавать экзамен. Это заставляет заново что-то рождать. А когда тебя абсолютно любят, ты можешь ошибаться, куда -то не туда свернуть. В этом смысле театр - удивительный вид искусства, где надо ежедневно доказывать свое право на существование. И в этом его могущество. Когда я выхожу на сцену или встаю к микрофону записывать песню или читаю с оркестром "Пиковую даму", я испытываю наслаждение. Это что- то новое. Можно 50 раз использовать то, что ты умеешь, но это неинтересно. Даже в мелочах - скажем, зачем отрастил волосы? Потому что я не хочу чтоб привыкали. Знаете, зритель иногда бывает ленив. Мы три года снимали "Глухаря" и люди привыкли, что по вечерам там этот лысый ходит. А я хочу меняться.
- Говоря о театре, как -то Раневская сказала, что в нем исчез трепет. Вы согласны?
- Это моя любимая цитата из единственно сохраненного ее интервью. Почти 40 лет прошло после него, а вопрос остается открытым. Может быть даже сейчас он глобальнее. Многие путают отношение к театру. Бывает, артист, попадая в театр, с записью в трудовой книжке, привыкает и успокаивается. А артист должен быть конкурентноспособным, должен постоянно открывать что-то новое, постоянно расти. Трепетным должно быть отношение к своему делу.
- Глядя на вас создается впечатление, что вы такой по-хорошему неугомонны
- Как в мультике про золотую антилопу - только не говори довольно! Когда это слово прозвучит, это будет мой последний день на этом свете! Когда мы учились педагог нам говорил, дети поймите самое страшное слово - никогда. А что мы в 16 лет понимали? Что такое никогда? Всего лишь короткое словечко. А потом понимаешь, что это страшно: никогда это не сыграешь, не сделаешь, поленишься... Моя профессия - каждодневная работа над ошибками, это важно. Последние слова великого комика Михаила Пуговкина были - мне страшно поверить, что я сыграл свою последнюю роль. Если я не ошибаюсь, один артист МХАТа Прудкин в очень преклонном возрасте написал заявление об уходе с формулировкой: в связи с отсутствием творческой перспективы. Любому человеку приходит срок годности, мало кто из артистов признавался себе, что все... Я видел одного такого, кто признался себе, что он не может больше выступать. Хотя он ошибался, там не было такой катастрофы. Это был Муслима Магамаева, великий артист, который ушел со сцены, потому что стал ниже на октаву петь.
- Вам повезло, что вы были знакомы с Людмилой Гурченко?
- Мне повезло конечно. Я честно скажу, тот музыкальный и литературный материал, который она оставила, это бриллиант, надеюсь что он не канет в вечность и не останется только в архивах семьи. Думаю, что когда- нибудь будут преподавать такой предмет как Людмила Гурчено. Артистка, которая владела всей партитурой актерского мастерства. Она потрясающе двигалась, у ней превосходный слух, она знала кадр, свет, блистательно разбиралась в музыке. Для меня есть несколько людей, встреча с которыми круто меняли мою жизнь. В их числе безусловно Люся.
- А Константин Райкин?
- Да, тоже. Блистательная школа, достигнув совершеннолетия я пошел дальше (Аверин служил в театре "Сатирикон" 18 лет - прим.редакции). Я буду всегда говорить только с благодарностью, он уникальный артист. Я скажу, что не всегда артисты бывают образованными, а он очень образован, он умный. И, кстати, трепет, о котором мы говорили, в Райкине по отношению к профессии был всегда.
- Есть ли у вас претензии к самому себе за какую-нибудь роль? Устраиваете себе разбор полетов?
- Конечно. Я не люблю премьеры, вокруг них всегда нездоровый ажиотаж...ты начинаешь нервничать не потому поводу. Мой спектакль - это десятый. Выпустили спектакль, я задышу чуть позже.
- На вас давит слава?
- Мешает она мне? Нет. Помогает? Да. Я делаю то, что мне интересно. У меня нет желания мелькать в телевизоре, я прошел это. Я много езжу, я интересно существую. мне грех жаловаться. Другой вопрос - иногда режиссеры не зная меня, какой я вне телевизора, думают - а это тот который...И вешают клише. Ну что мне делать? Часто меня выручает чувство юмора.
- А обижают неосторожно оброненные слова?
- Нет, уже нет.
- Иммунитет?
- Да.
- А что обижает?
- Близкие, которые могут не понять, а я рассчитываю, что поймут. Это я не о конкретном случае, а в общем.
- У вас улыбка счастливого человека
- Мне понравилось, кто-то пошутил однажды: Когда вы его жените, у него слишком счастливый вид.
- Несколько слов о сериале Склифосовский. Там показаны идеальные врачи, идеальная больница...Так разве бывает?
- Профессия врач- первая после Бога. Нам невеждам, которые по- хамски относятся к своему здоровью, когда у нас почернеет, позеленеет, отвалится...только тогда мы возлагаем надежду на бога и врачей. Я считаю, что это уникальная профессия. Я знаком с великим человеком, детским доктором Рошалем и восхищаюсь мудростью и мужеству его. Конечно больница не так выглядит, но мы же не снимает пособие, это кино, возвышающее наши мечты о медицине.
- Вы осваивали азы профессии?
- Мое условие было, чтобы на съемочной площадке присутствовал действующий хирург. Я не войду в кадр, пока не буду знать, что я делаю. Чтоб не получилось так, ампутируем ногу, почему то отрезали нос. Как часто бывает в кино.
— Поднаторели в медицинской тематике?
— Конечно! Но боже упаси, чтобы когда-нибудь я это применил в жизни. Все не зря.
- В преддверии 8 марта не могу вас отпустить без поздравления для женщин
- Дороги, прекрасные, удивительные, красивые, необходимые...самые нежные, самые сложные, самые невозможные, самые самые.... милые женщины. Приходит весна, а вместе с ней обновление, радость. Я вам желаю весны в первую очередь в ваших сердцах. Чтобы там была нежность, красота, предвкушение чего -то удивительного и оно обязательно сбудется.
Назад
|