Рязанцы увидели «брутальный триллер» «Отелло» с Максимом Авериным
Те, кому посчастливилось увидеть этот спектакль, безусловно, ещё долго будут о нём говорить, обсуждать и спорить
В четверг, 16 апреля, театральная компания «Свободная сцена» представила в Рязани спектакль «Отелло» режиссёра Якова Ломкина. Эта постановка привлекает внимание и вызывает бурю эмоций уже одной своей афишей. Внимательный зритель не мог не обратить внимание на то, что всем известная со школьных лет пьеса Шекспира заявлена как «жёсткий, брутальный триллер, граничащий с трагифарсом». Неоднозначен и тот факт, что все роли в этой постановке исполняют мужчины. Талант и обаяние Максима Аверина (Отелло) , Дмитрия Жойдика(Яго) и Романа Полянского (Кассио) не вызывают сомнений, тем не менее, не все зрители оказались готовы увидеть темнокожую Дездемону в исполнении Ивана Ивановича, хотя это было очень трогательно, деликатно, без тени пошлости.
Сам Максим Аверин в беседе с журналистами перед спектаклем объяснил, что такое режиссёрское решение, в духе театра Шекспира, вызвано формой спектакля. Женщине, по его словам, было бы физически тяжело в этой постановке. Действительно, на протяжении двух с половиной часов все герои пьесы, в том числе и Дездемона, взбираются на мачту, спускаются по верёвочным лестницам, висят на канате на огромной высоте, прыгают, падают, дерутся, переворачиваются через голову. Понятно, что не всякой актрисе такое под силу. Непонятно только, для чего так усложнять и без того непростое произведение. Казалось бы, пьеса Шекспира интересна сама по себе. Много веков театралы во всём мире с невероятным напряжением наблюдают за тем, как коварный Яго затягивает в сети интриг Отелло и Дездемону и ведёт к их трагической развязке.
Яков Ломкин и Максим Аверин решили, что новому времени необходимо новое прочтение. И вот на сцене Рязанской областной Филармонии – «брутальный трагифарс» «Отелло». Декорации спектакля напоминают заброшенный бункер или далёкую планету из фильма «Кин-дза-дза»: повсюду ржавые бочки, канаты и горы длинных серых труб, которые выступают то в роли оружия, то в роли деревьев, а то и служат наглядным примером тех самых сетей, которыми опутывает всех Яго.
Именно Яго является главным действующим лицом, а точнее – организатором, режиссёром всего, происходящего на сцене. Он с лёгкостью вращает помост, выводя на сцену то одних, то других персонажей, в буквальном смысле очерняет Дездемону и опутывает Отелло, зарождая в нём тень сомнения и стремительно разжигая его, доводя своего генерала до безумия. Как опытный кукловод, он умело руководит действиями Родриго и Кассио, а во время шторма преспокойно перебирается в надувную лодку и ведёт диалог из неё, тем самым дав понять окружающим, что с лёгкостью выберется из любой передряги без потерь.
В этой постановке вообще всё символичное стало буквальным, а то, что у Шекспира было вполне конкретным – превратилось в образ.
В первую очередь это касается Дездемоны. Иван Иванович играет не оклеветанную женщину, а символ чистоты, любви и нежности, посланный суровому генералу Отелло как испытание. Да и Отелло здесь не мавр, а собирательный образ современного успешного мужчины, многого добившегося своим трудом, уставшего от жизни и не привыкшего к ласке. Максим Аверин сравнил Отелло с великаном, которому дали в руки дорогой хрустальный кувшин: гигант не умеет обращаться с этой вещью и в итоге разбивает.
Невереятно мощная энергетика Аверина и Жойдика вместе с мистической музыкой Фаустаса Латенса делают эту трактовку «Отелло» ярким театральным событием. Те, кому посчастливилось увидеть этот спектакль, безусловно, ещё долго будут о нём говорить, обсуждать и спорить. А, по словам Аверина, побудить зрителя к размышлению – основная задача и великая честь для актёра.
Фото предоставлены Театральной компанией "Свободная сцена"
Назад
|