Максим Аверин: Я вышел из того возраста, когда гонялся за рублем
Корреспонденты «ВП» побывали на съемках телесериала «Беглецы»
Двор одного из бизнес-центров на Петроградской стороне забит трейлерами. Все время подъезжают и отъезжают микроавтобусы, всюду тянутся провода, кучкуются люди — одни бездельничают, пьют кофе, болтают по телефону, другие, напротив, суетятся, раздавая и выполняя поручения. Как на распродаже, тут же стоят вешалки с костюмами, у стены дома — кулер с питьевой водой… Первое впечатление — цыганский табор, но так живут те, кто снимает кино. И это еще не сама съемочная площадка нового телесериала «Беглецы» (съемки осуществляет продюсерская компания Сергея Жигунова), а лишь подступы к ней.
Режиссер и результат
На подступах знакомлюсь с режиссером ленты Андреем Щербининым, известным зрителю по первому сезону сериала «Литейный, 4», лентам «Родительский день» с Арменом Джигарханяном, «Катерина. Другая жизнь» с Ириной Розановой, «Отставник» с Борисом Галкиным, «Удиви меня» со Светланой Ходченковой и другим.
Не являясь поклонницей сериалов, разговор начинаю сурово — допытываюсь, кому нужны сегодня сериалы, — не хватит ли уже их? Но услышав, что Щербинин — ученик Петра Тодоровского, проникаюсь…
«Петр Ефимович, когда мы учились, нам говорил: «Ребята, не надо брезговать и бояться. Клип снимать — так клип, рекламу — так рекламу (Феллини тоже рекламу снимал, и до сих пор это шедевр), сериал — так сериал, кино — так кино. Это ваша профессия». Я режиссер и просто делаю свое дело честно, — говорит Щербинин. — А то, что рынок перенасыщен сериалами, — иллюзия. Каналы все время испытывают дефицит хорошего кино. И я на площадке даже запрещаю произносить слово «сериал», а говорю: «Мы снимаем кино на 16 серий». Умели же мы когда-то делать хорошее телевизионное кино: все зависит от того, как делает свое дело режиссер».
Щербинин свою точку зрения озвучивает уверенно. То ли так жарко, что лень вступать в дискуссию, то ли действительно речь Андрея убедительна… Я только слушаю, а режиссер продолжает: «Это второй проект, который я делаю вместе с Сергеем Жигуновым как с продюсером. Надо отдать ему должное: он профессионал, понимающий, что такое режиссер. И Жигунов еще до начала подготовительного периода «подкручивает», доводит до совершенства сценарий. Так, «Беглецов» доводили до филигранного блеска полгода».
Сюжет и процесс
Съемочный период сериала «Беглецы» займет четыре с половиной — пять месяцев. Съемки идут в два этапа: блок летний и блок осенний (оба по восемь серий) в основном проходят в пригородах Петербурга, где создатели ленты по крупицам «ловят» признаки маленького литовского городка, куда не по своей воле попадают главные герои. Жанр определить трудно: тут плотно переплетены комедийное и трагическое начала, что соответствует заветам Тодоровского: «Хорошая история должна начинаться смехом, а заканчиваться слезами».
Основное действие заключается в том, что два брата, которых играют Максим Аверин и Алексей Воробьев, под бандитским нажимом бегут из родного Тамбова и оседают в Литве, где у них жизнь вполне удается. Братья не лишены авантюризма: ввязываются, например, в какие-то махинации с солнечными батареями, которые внедряются в жизнь городка.
Как снимают сцену выяснения отношений одного из братьев с мэром условного прибалтийского населенного пункта, нам удается увидеть воочию здесь же, в одном из помещений бизнес-центра.
Не опознать Аверина, конечно, трудно: сияние его улыбки распространяется на десятки метров. Его партнер по сцене — Ивар Калныньш, звезда советского кинематографа 1980-х годов.
После репетиции снимают несколько дублей, с разных точек. Герой Аверина напирает на «мэра», который в финале сцены раз за разом обескураженно хватается за голову. Режиссер наблюдает за съемкой «через стену» — посредством монитора, слушает текст через наушники. Но тишина даже вне съемочной площадки соблюдаться должна безукоризненно: наше перешептывание с фотографом нам ставят на вид…
Звезда и ее свет
Нам обещали, что по окончании съемки сцены Максим Аверин «будет наш». Не обманули, и знаменитая улыбка достается корреспондентскому десанту в полном объеме.
— Максим, вы одинаково успешно снимаетесь в кино и играете в театре…
— Театр и кино — две разные профессии, так что про себя могу сказать: я — разнорабочий. Мне обе доставляют безумное удовольствие. Не представляю свою жизнь без театра и, находясь сейчас в отпуске, признателен своим продюсерам, поставившим мне на август гастроль в Петербурге — мой спектакль «Все начинается с любви», который я сыграл на сцене Театра Комедии. Но и кино — это для меня тот кислород, которым я могу дышать годами.
— В кино соглашаетесь на любую работу или выбираете?
— Я вышел из того возраста, когда гонялся за рублем. Теперь работаю с теми, с кем мне интересно. Хотя такие работы, как недавно вышедший «Гранатовый браслет», — нечастые подарки. Но я артист, я не должен играть перед зеркалом, а должен идти к публике… Это может быть и современная бытовая история, и мелодрама. Главное, чтобы она не была скучной: если мне не будет скучно, не заскучает и зритель.
— Чем же вас привлекли «Беглецы»?
— Для меня это история о братьях, которые друг за друга горой. Это то, что исчезает из повседневности нашей. Сегодня брат может предать брата, забыть его, вовсе не общаться. И я считаю, что искусство должно нас вдохновлять, должно объединять, скреплять, а не разрывать на миллионы частиц (что делает жизнь), когда ум, чувства, дела — все отдельно, все не соответствует друг другу.
— А ваша журналистская деятельность в известном издании, где вы берете интервью у своих коллег по кино и театру…
— Журналистскую работу не оставлю: я знаю, на какие вопросы артисту интересно отвечать. Когда слышу вопросы типа: «Как вам нравится в Петербурге?» или «Когда снимут продолжение известного сериала?», сразу хочется развернуться и уйти. А когда разговор получается человеческим, как у нас с вами, хочется говорить, быть откровенным. Я уважаю вашу профессию, и мне тоже интересно говорить с интересными людьми.
Господин артист
Ну что же, и нам было приятно, хотя антураж звездности — при Аверине: личный трейлер, личный помощник, личное кресло, личный стакан кофе и личный мобильный телефон по малейшему желанию. Да и время общения по минутам — наш разговор «легким движением руки» прервал один из координаторов.
Назад
|