Максим Аверин: Когда артист говорит о политике, я сразу вспоминаю Ленина
Актер Максим Аверин рассказал, кого - несчастных или счастливых героев - и за что зрители любят больше, какое из последних событий его по-настоящему тронуло, и почему артист должен заниматься только искусством.
На канале «Россия» прошел многосерийный фильм «Человек-приманка» с Максимом Авериным. Крепкое, добротное кино для вечернего эфира и выходного дня.
Сам артист к работе подошел более чем ответственно: поправился на 20 кило – чтобы лучше вписаться в образ парня-недотепы. И сам выполнял непростые трюки. Сейчас Максим снимается в картине «Беглецы», где играет… бандита. «Собеседник» застал любимца публики на съемочной площадке под Петербургом.
Богатые люди с бедными глазами
– В советское время артистам, чьи образы ассоциировались с положительными ролями, категорически запрещалось играть «плохих парней». Ваш «Глухарь» тоже стал в свое время народным любимцем. И вдруг вы – да бандит...
– Соглашаясь на роль, всегда думаю: как бы этого героя играл Олег Николаевич Ефремов? Или Евгений Павлович Леонов, который, кстати, если помните, в известном фильме «Джентльмены удачи» сыграл не только доброго заведующего детским садом, но и криминального авторитета Доцента. «А как бы сыграл Евгений Александрович Евстигнеев?» – прикидываю я.
Великие советские артисты – мои ориентиры в профессии. А в разделение персонажей на «хороших» и «плохих» я не верю. Есть роль. Есть обстоятельства, которые ломают или сломали героя – и он стал таким, каким мы его видим.
– Таких героев – надломленных – зрители больше любят, чем успешных и довольных жизнью. Любят даже кинобандитов, если у них грустная личная история – жалеют.
– Любят не несчастных или счастливых. Любят настоящее, жизненное. Когда зритель смотрит на героя и сам себе говорит: как же этот парень в кадре похож на моего соседа из квартиры напротив! Персонаж должен быть узнаваемым и очень близким. В этом, как мне кажется, и кроется секрет, почему одни картины проходят почти незамеченными, а другие становятся любимыми, народными.
И также герои – в одних зрители влюбляются, а другие не вызывают никаких чувств. Я ведь и сам порой смотрю какие-то новые фильмы. И отмечаю: часто мне показывают жизнь, которой я не знаю. Показывают богатых людей (по сюжету истории они как бы олигархи, бизнесмены) с бедными глазами. В дешевых ботинках – я как зритель подмечаю и такие мелочи.
Я встречал в своей жизни богатых людей, они ведут себя совсем иначе, чем эти выдуманные псевдоолигархи на экране. И смотреть фальшивое кино уже совсем не хочется. Не люблю, когда «наяривают»: человек на телеэкране натужно пытается рассмешить, кривляется. Та же неискренность.
Нет, я понимаю, что и сам, наверное, иногда попадал в такие картины. В кино не все зависит от артиста (другое дело – театр, когда актер со зрителем почти один на один). Но все же я стараюсь подходить ответственно к выбору ролей.
О политике – только на кухне за чаем
– Какое из последних событий вас по-настоящему тронуло?
– Посмотрел рекламный социальный ролик «Мир для любви, а не для войны!» Слезы наворачиваются на глаза: живем в XXI веке, должны научиться мирно сосуществовать и договариваться, какие могут быть войны?!
В начале года порадовался я было Олимпиаде в Сочи, которая нас всех объединила. Ведь последние двадцать лет мы – жители России – друг от друга только отталкивались, закрывали двери на замки, перестали выходить на лестничные площадки просто потрещать с соседками. А тут за спортивными успехами следила вся страна, бурно радовались, обсуждали с незнакомыми людьми на улице, в маршрутке.
И вдруг – эти горькие события на Украине… Но давайте не будем о политике. Когда артист с трибуны газеты или с телеэкрана начинает выражать свое «авторитетное мнение» на сей счет, мне на ум приходит фраза Ленина, что «каждая кухарка может управлять государством».
Артист должен заниматься своей профессией. Так же, как политикой пусть занимаются профессионалы. Конечно, собственный взгляд есть у каждого, в том числе у меня. И я готов его высказать – за кухонным разговором с друзьями, за чаем или бутылочкой коньяка. Но никак не публично.
Театр и кино – вот мои баррикады. Когда голова взрывается от событий, непонятно, куда идти и к чему стремиться – человек смотрит хороший спектакль или хорошее кино (хорошее!) и возвращается к себе, настоящему. В этом предназначение и сила искусства.
– Кто ваш зритель?
– Разные люди. Однозначно думающие, задумывающиеся. Сужу хотя бы по своему моноспектаклю «Все начинается с любви» – куда бы я ни приезжал, везде полные залы и успех. Я читаю стихи, прозу…
Сейчас планирую большой тур по Дальнему Востоку. А ведь многие коллеги отговаривали меня: мол, кто будет смотреть – два часа на сцене ты один.
Зрители же ждут ярких красок, смены декораций, спецэффектов – а у тебя, говорили мне, из спецэффектов – столик и два стула (улыбается). Но я чувствовал: людям понравится.
– Выходит, спецэффекты не так и нужны?
– Три года назад вышла французская картина Мишеля Хазанавичуса «Артист». Черно-белое без звука кино. Какие там спецэффекты? При этом – огромный зрительский интерес, успех, признание мировым киносообществом.
Человечество начинает возвращаться к своим истокам, к душе. И это правильно. Ведь глобализация настолько подавила, что мы смотрим новости по телевизору – а реакция почти как у роботов. «Где-то катастрофа произошла? Ой, да, ужас» – поохали, а через минуту уже и забыли.
Не так давно прочитал заметку в газете о Михаэле Шумахере, который после аварии впал в кому. Несколько недель – помните? – новость была на первых страницах, потом писать и обсуждать перестали. И вот я вижу пару строчек на последней странице: «Шумахер уже не будет таким, как прежде, о нем можно забыть». Сбросили со счетов, не нужен.
Я – против. Я против того, чтобы человека так быстро «сбивали». Это несправедливо. Человеческая жизнь и душа – вот должны быть главные ценности.
Назад
|