Максим Аверин в Нижнем Новгороде: «Праздник состоялся!»
Ведущий артист театра «Сатирикон» раскрылся перед нижегородской публикой с неожиданной стороны
На сцене ДК «ГАЗ» 7 февраля впервые прошел моноспектакль Максима Аверина «Все начинается с любви». Ведущий артист московского театра «Сатирикон» объездил с музыкально-поэтическим моноспектаклем почти всю Россию, побывал в самых дальних уголках огромной страны. А скоро, в апреле, талантом артиста сможет насладиться и русскоязычная публика Нью-Йорка – для искусства не существует границ и расстояний.
Спектакль Максима – это не традиционный и привычный многим творческий вечер, в нем нет ни ответов на записки из зала, ни баек со съемочной площадки. «Все начинается с любви» - полноценное, законченное, цельное произведение, спектакль одного актера. С театрализованным исполнением любимых песен (несколько забытый сейчас прекрасный жанр актерского пения), с чтением стихов любимых поэтов – Александра Вертинского, Юрия Левитанского, Давида Самойлова, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского. С колоссальным обменом энергией с залом. В интервью корреспонденту “МК в Нижнем Новгороде“ Максим Аверин рассказал, как готовился моноспектакль и чем ему запомнилась Нижегородская земля.
Исповедь, объединяющая людей
- Максим, расскажи, пожалуйста, как пришла идея создания моноспектакля. Это же очень сложный жанр, не всякий артист способен один держать публику на протяжении двух часов.
- Идея возникновения музыкально-поэтического моноспектакля, на самом деле, у меня появилась давно, можно сказать, витала в воздухе. Актерский век ведь очень короток, хочется успеть многое сыграть, найти материал, который бы соответствовал твоему внутреннему настроению, состоянию. Потому что годы бегут непозволительно быстро, профессия артиста очень зависимая, и ждать, когда прозвучит предложение режиссера сыграть ту или иную роль, себе позволить не могу. Очень жалко тратить на это драгоценное время. Поэтому я сделал такой спектакль, в котором могу показать не только палитру своих актерских возможностей, но и всю палитру души моей. Это, в некотором роде, спектакль-исповедь. Правда, все сейчас бросаются этим словом: куда ни кинь, всюду исповедуются – в телепредачах, в журналах. Но мне хотелось, чтобы это была именно исповедь, объединяющая людей.
- Почему ты назвал спектакль именно так - «Все начинается с любви»?
- Потому что любовь – это все, что нас окружает, это весь мир, продолжение тебя, твоих родителей. Профессия – это тоже любовь. Вообще, путь человека – это тоже любовь – к свету, к жизни, к Господу.
- Чем ты руководствовался при выборе произведений, которые исполняешь в спектакле? Их набор постоянно меняется, насколько я знаю.
- Это естественно, я же сам расту, изменяюсь. Давида Самойлова, например, я вообще открыл для себя совсем недавно. Это уникальный поэт простых форм и при этом огромной, сложной работы души. Маяковский очень современен, мне кажется, своим рваным, сложным ритмом, работой со словом. Он вообще сейчас как никогда актуален взрывной энергией. Мне очень нравится, что спектакль не стал застывшей формой, что он движется, развивается.
- У тебя прекрасная творческая группа, полное ощущение, что у вас одна большая семья.
- Найти соратников и союзников в таком деле как театр очень сложно. Поэтому была проделана большая работа, и для меня сейчас свет и звук – полноценные, очень важные партнеры в этом спектакле. Без музыки, например, вообще не представляю себя. И в этом смысле моими большими помощниками – я считаю их своими соавторами – стали звукорежиссер Юлия Воронина и художник по свету Наталья Савельева. Удивительные, тонко чувствующие люди – чувствующие меня, в первую очередь.
- Не могу не отметить музыкальную составляющую спектакля, очень тонко все подобрано – ты все подбирал сам?
- Что-то сам, что-то предлагала Юля, мы постоянно в состоянии поиска. Например, исполнение стихотворения Высоцкого «Бокал» в процессе развития и изменения спектакля изменено дважды. И сейчас во время спектакля звучит, я считаю, самая точная музыка, просто оголенный нерв. Что абсолютно соответствует той внутренней войне, которая происходит с персонажем этого произведения.
- Ты планируешь создавать новые программы, моноспектакли?
- Задумок полно, на две-три программы! Но это требует абсолютного погружения, в данный момент нужно тогда больше ничем не заниматься, только думать над замыслом. У меня есть мечта - сделать моноспектакль о Леониде Енгибарове – клоуне, миме, русском Марселе Марсо. Надеюсь, получится, просто надо сесть и работать. Потому что одно дело «Все начинается с любви» - там же очень много спонтанного, рожденного буквально на бегу, в поездах, самолетах - сама атмосфера спектакля позволяла это. И совсем другое - спектакль о Енгибарове. Очень хочется сделать спектакль военных песен – то, чего уже давно никто не делает. Они невероятно нежны и красивы, я считаю. Их давно уже никто не исполняет, и это очень зря.
Главный храм – в сердце
- Чем тебе запомнится поездка в Нижний Новгород и Арзамас?
- Замечательными храмами в Арзамасе и Дивеево. В Арзамасе нам повезло попасть в храм женского монастыря, где находится икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Там есть потрясающая матушка Надежда, она прочитала проповедь, после которой мне стало так светло на душе! Ведь вера – это, в первую очередь, то, что в твоем сердце. Можно сколько угодно соблюдать посты и при этом сквернословить и грешить. Мне не нравится, когда люди демонстративно не едят мяса в пост и при этом творят чудовищные вещи.
Самый главный храм – это тот, который ты выстраиваешь в своем сердце. И Серафимо-Дивеевский монастырь меня просто потряс, такая чистота на душе после этого! Есть храмы, в которых ты очищаешься, радуешься тому, что не зря живешь, не зря работаешь. В Дивеево матушка-игуменья Иеронима меня потрясла своею благостью. Вот мы встретились, и сразу возникло ощущение, что мы старые знакомые. Она спросила, глубоко ли я верующий, я ответил, что нет, скорее, невежда. И она не отреагировала осуждением – мол, ты грешник. Она наоборот радовалась, даже улыбалась, когда я неловко, как ребенок в новой жизни, что-то делал. И мне было совсем не стыдно, что я чего-то могу не знать.
Незнание – это не страшно, самое страшное – невежество по отношению к тому, что тебе дается, а ты отталкиваешь. А не знать чего-то – это нормально, на то и жизнь дается, чтобы учиться и быть лучше.
А еще я совершил омовение в источнике св.Пантелеймона в Дивеево. Купаюсь зимой в проруби на Крещение уже второй год. В первый раз, конечно, сделал это на «слабо», а в этом году окунуться было уже осознанным шагом – и на Крещение, и в Дивеево. Такая благодать и счастье на тебя ниспадает, такое очищение и прилив энергии! Единственное, как исполняющий роль врача, настоятельно рекомендую перед погружением в прорубь посоветоваться со своим лечащим врачом!
Вообще, я поражен этой поездкой. Единственное, что меня очень огорчило, это то, что в Арзамасе при замечательном архитектурном ансамбле такое количество рекламы на домах, что самих домов не видно. Это наша русская вечная беда, беда со вкусом.
- Какие остались впечатления от нижегородского и арзамасского зрителя? Отличается ли зритель в провинции?
- Мне очень нравится слово «провинция». Некоторые его почему-то воспринимают как обидное. А это очень красивое, древнее слово. Я объехал почти всю страну, побывал везде – от острова Сахалин и Владивостока до Прибалтики. Мне это важно, я же говорю про этих людей. Не про тех, кто на Садовом кольце живет, а про других – про бюджетников. Где я должен черпать эту энергию? Плюс для меня это грандиозная проверка – люди, которые до этого видели меня только по телевизору, вдруг видят, что я совсем другой!
Со сцены в этот раз уходил с ощущением того, что праздник состоялся. Думаю, мы полюбили друг друга. По крайней мере, то, что в Нижнем мне 15 минут стоя аплодировали, - это, наверное, показатель того, что наша любовь с нижегородским зрителем взаимна. Арзамас прошел спокойнее, чем Нижний, публика сначала не поддавалась. Но мне кажется, все равно мы их растопили. Вот ради этого ежедневного завоевания зрителя можно многое выдержать – и эту гастрольную гонку, и муки творчества – абсолютно всё!
материал: Татьяна Печегина
Назад
|