Максим АВЕРИН: искусство объединять. Два вечера для магаданских театралов все начиналось с любви.
Наша отдаленность, кромевсем известных бытовых сложностей, лишает нас в какой-то мере возможности полноценно участвовать в культурной жизни страны. Громкие премьеры, спектакли, новые интересные актеры - все это мы знаем в основном понаслышке. О большом числе известных, в первую очередь театральных, актеров мы знаем и, соответственно, оцениваем по фильмам и сериалам. Так и с Максимом Авериным. Зная его как любимого зрителем киноактера, магаданцы пришли на его моноспектакль, а оба вечера был полный аншлаг, и увидели абсолютно другого, где-то неожиданного, но очень талантливого театрального артиста.
Встреча с актером состоялась за несколько часов перед началом спектакля, сразу после его небольшой прогулки по Магадану. Так что первый вопрос, конечно, был о городе.
- Максим Викторович, когда вы ехали в Магадан, как вы представляли себе этот город?
- Ну конечно, впечатления от того, что ожидаешь увидеть, и впечатления от того, что есть, разные. Когда собирался, вспомнил, конечно, шутку - будете у нас на Колыме... Но я приятно удивлен, что все, что мне представлялось, совершенно не так, все иначе. Думал, здесь рабочий центр, где все ищут золото. Кстати, и в краеведческом музее вашем спросил: «А все по-прежнему также лагеря?..»
Но я приятно удивлен, даже полюбил Магадан, потому что здесь очень интересные энергии, несмотря на все темные пятна нашей истории. Здесь почему-то совершенно удивительная энергетика, исходящая от людей. Я с огромным удовольствием побывал в музее, потом съездили в бухту - панорама, которая открывается там перед глазами, несет такую колоссальную энергию. Мне приятно, что два дня я провел именно здесь.
- Вот об энергии, исходящей от людей, - есть какое-то отличие между провинциальным и столичным зрителем?
- Слово «провинция» - очень красивое такое слово, его просто сделали отрицательным. Очень часто именно в провинциальных городах я слышу фразу: «Ну мы же, конечно, провинция...» А это не совсем правильно, поскольку я проехал мою необъятную родину от Дальнего Востока до Прибалтики и, наоборот, считаю, что именно провинция сохраняет тот культурный пласт, которого так не хватает в столичном лоске, - там все так заглянцовано и заламинировано, что уже мало остается искусства.
Для меня нет отличия - зритель Магадана, Петербурга или любого другого города. Понимаете, у публики, как и у артиста, искусства, музыки, живописи, нет географической направленности. Есть то, что объединяет. Искусство объединяет людей и разрушает границы, оно уничтожает все условности этого мира, несправедливого мира. Поэтому для меня нет отличий. Я знаю, чем севернее я уезжаю, тем теплее я встречаю людей. Вот это я точно знаю.
А говорить о том, чем отличается магаданский зритель от жителя города Сочи… Нет такого места в мире, где я себя плохо бы чувствовал. Я прилетаю на остров Сахалин и чувствую себя там прекрасно и превосходно. Потому что я вижу людей. Вижу, что люди пытаются, несмотря на то, что сейчас все меньше и меньше отдается предпочтение искусству, - бюджет не позволяет, пусть из каких-то мелочей, но все же сохранить культуру своей страны, своего народа, своей земли, возродить что-то или поддержать юные таланты, я сразу расцветаю. А какая разница, где это, я же не географ и не земледел (смеется).
Я человек, который занимается искусством эфемерным, потому что любой вид искусства оставляет после себя что-то: живописец оставляет картины, музыкант - музыкальное полотно, я могу запомниться только вот этим - сердцем. Физиономия - ну что это! Я когда смотрю фильмы, которые 15 лет назад были сняты, я прекрасно понимаю, что уже того человека нет. Кино, в связи со временем, может исчезнуть или быть неактуальным и неинтересным. Останется только вот здесь вот (показывает на сердце). Вот и все.
- Почему вы привезли именно этот спектакль?
- Потому что я считаю, что это одна из моих лучших работ. Ну не может к вам доехать пока спектакль «Отелло», например, и репертуарный театр, это невозможно пока.
Для меня каждый раз событие, когда я иду на сцену. Вчерашний спектакль, предположим. (Мы беседовали за два часа до второго спектакля показанного Максимом Авериным в Магадане.) Конечно, это было волнительно - до этого тяжелый день, съемки, перелет, и нужно было сохранить силы, энергию - два часа один на один с публикой, это очень сложно. Не знаю, кто из молодых артистов осмелится на такое еще. Но мне это было интересно. Потому что этот спектакль - это то, что на сегодняшний день меня определяет, меня заставляет жить. Потому что ежедневно в мою жизнь врывается огромное количество того, что называется - лучше б тебя не было. А я всплываю, иду и живу дальше. У меня было уже 150 вариантов скукситься, скурвиться и исчезнуть, но когда ты читаешь письма людей, в которых благодарят за то, что ты дал силы идти дальше и жить, - это как на поле боя. Как командир: когда отряд ползет за тобой, и ты понимаешь, что ты ответственен за тех, кто за тобой.
- В одном из интервью вы сказали, что исключили полностью черный цвет из своей жизни, не воспринимаете никакой негатив. А как вам это удается?
- Черный цвет - не самый плохой. Студенты, знаете, почему любят черный цвет? Потому что он прикрывает бедность. Это цвет элегантности, это цвет, который придает некую тайну молодому человеку. Поэтому мы ходили все в черном. Правда, у нас ботинки были все дырявые, потому что они были единственные. Но зато они были крутые - казаки. И мне казалось, что я очень крут в этих черных сапогах.
Но нет такого, что только цвет. Надень хоть тряпку - это неважно. Важно, что если ты допускаешь, что если в твоей жизни только черный цвет, то и будешь так жить. Потому что прежде чем что-то взять от этого мира, ему надо что-то дать. Вот и весь секрет.
- Вы снимаетесь в кино, играете в театре. А какая из этих частей вашей профессиональной жизни вам интереснее?
- Это две разных профессии. Два разных способа существования артиста. Кино - это более интимное искусство, где многое зависит даже не от тебя, а от того визира, в который смотрит кинооператор, от того, как что будет смонтировано на монтажном столе.
Театр - это энергии, колоссальные энергии, маховики души. Поэтому я считаю, что я работаю по двум разным совершенно профессиям.
Это все равно, что строишь баню и строишь огромный сорокаэтажный небоскреб. Вот это вот из этого ряда. Потому что построить небоскреб - это надо и вспотеть, и там другие затраты и ощущения высоты и всего остального. А банька - тепло жарко хорошо, но компактно.
Вот, собственно, и все. Остается только добавить, что в своем твиттер-аккаунте Максим Аверин написал: Спасибо замечательной публике Магадана! Спасибо за ваше тепло и доброту! Это были два потрясающих вечера! Мы обязательно вернемся!
Так что будем ждать.
Назад
|