За пять лет Максим Аверин вошел в "золотую обойму"
самых востребованных, кассовых (и, естественно, талантливых) артистов
постсоветского театра и кино. Служит в "Сатириконе" у Константина
Райкина. На театральной сцене играет В.Шекспира, Б.Шоу,
других классиков. Может, и дальше играл бы их с упоением, если бы в
2008-м не появился на ТВ в прайм-таймовом сверхпопулярном "Глухаре". А
впоследствии — в таком же массами востребованном "Склифосовском". Самых
"топовых" телефильмах последнего времени. В первом, уточню для
инопланетян, он — мент, а во втором — лекарь. С тех пор, как писал поэт
С.Есенин, "в переулках каждая собака знает его легкую походку".
В Киеве любимец женщин и продюсеров намедни и
сыграл… собаку. По кличке Чарли. Двенадцать серий произведения готовит к
показу Первый российский канал (производство "Стар-Медиа"). Тем
временем, засыпая и просыпаясь в киевской гостинице, наш лицедей-артист
видит себя на всех местных телеканалах в "3D": почти одновременно здесь
запустили повторы всех его телехитов. И он оторопел от засилья
собственного "светлого образа".
Поэтому договариваясь с артистом о встрече,
предупреждаю: ни слова о социальных работниках, ментах и врачах, оставим
эту радость для таблоидов, а поговорим просто так — "за жизнь, за театр".
— Максим Викторович, о чем чаще всего вас спрашивают профессиональные собеседники из СМИ? Об этих, небось, о рейтинговых…
— О продолжении "Глухаря" могут спросить. Да о чем угодно.
Но в принципе, я сам выбираю, о чем и с кем говорить. И мне совершенно
необязательно идти на поводу у интервьюера, в зависимости от его
настроения или компетентности. Хочу быть зависимым только от одного…
— От чего? Или кого?
— Только от своей профессии. А не от глупых вопросов.
— Простите, но ведь профессиональная зависимость —
похлеще зависимости медийной. Той, у которой вы сейчас в плену. Судя по
количеству публикаций и светских хроник.
— Так ведь моя профессиональная зависимость — это
зависимость счастливая. Желанная. Я же никогда не мечтал стать
космонавтом или учителем. Только артистом. И в этом "плену" — мое
счастье.
—Есть довольно строгая формула актерского труда:
"самая жестокая профессия". Помню подобные заголовки в журнале
"Советский экран", когда писали о западных звездах.
— Жестокость этой профессии в большей степени ощущают
женщины. Потому что они чувствуют свои годы. Ускользающее время. И не у
всех получается легко и органично перейти в другое амплуа, на
характерные роли.
К тому же, заметьте, сегодня в нашем театре и кино
практически не востребовано такое амплуа как "комическая старуха". Их
нет! И актрис, подобных Фаине Раневской (она как эталон в этом амплуа),
тоже нет…
— И не будет.
— Но были, правда, исключения, когда замечательная
советская кинозвезда Лидия Смирнова в 80 лет открылась как блистательная
острохарактерная актриса.
— Да, ее последний фильм "Наследницы".
— В общем, "время и амплуа" сейчас заметно изменились.
— Какое бы ни было время, но вы-то наверняка слышали, что Первый канал собирается снимать байопик
о Фаине Раневской. А значит, те люди и их амплуа по-прежнему нужны
Рейтингу. Хотя по причинам злобной субъективности все эти проекты отношу
к категории "преступление без наказания". Ну кто может и кто посмеет
сыграть ее?! Если совесть отключена, то хоть бы мозги включили, прежде
чем заявлять подобное.
— Послушайте, но ведь это же "художественное полотно", а
не документальный фильм. А здесь может быть тот или иной взгляд на
человека, на известную личность в историческом контексте. Как на Петра I
например, были разные взгляды художников, писателей, кинематографистов.
Но, пожалуй, одним из самых точных отражений этой личности в искусстве,
на мой взгляд, стала скульптура Михаила Шемякина. Потому что у него
"свой" Петр.
Ну и потом… Что вообще мы знаем о Раневской?! Да вообще
ничего не знаем. Без конца переиздают эту пошлейшую книгу
"Судьба-шлюха". Но разве сборник реприз может отразить глубину и масштаб
ее личности?
— Вы это защищаете, потому что и сами снимались в
подобном байопике. В "Фурцевой". И играли, кажется, первого мужа
Екатерины Фурцевой, Петра Биткова.
— Да, ну и что?! Та же Фурцева — сложнейшая и
интереснейшая личность. Правда, были из мира культуры люди с громкими
именами, которых продюсеры хотели пригласить в наш фильм. Но создатели
столкнулись с жесткими и безапелляционными ответами: "Нет, никогда! Она
испортила мою жизнь!". Личность-то советского министра культуры —
многогранная. А у нас с Таней Арнтгольц в том фильме была линия эдаких
Ромео и Джульетты советского розлива. Играли любовь на фоне эпохи,
предполагавшей становление "новых людей".
И потом, ведь и байопик, биографический фильм, может быть
разным. В зависимости от режиссерского подхода. Вспомните картину
"Телец" Александра Сокурова о Ленине. Замечательный фильм. И это
"другой" взгляд на "другого" Ленина.
— Ну, Сокуров — он и в Африке Сокуров. Большой режиссер.
— Просто надо не всем желающим в этом мире раздавать
ответственную должность — "режиссер". Мне, поработавшему со многими
мастерами, как с режиссерами, так и с прекрасными актерами (а в их числе
и Константин Райкин, и Людмила Гурченко), об этом говорить можно… Может
быть, в нашей профессии, как в никакой иной, важно помнить формулу:
"Жизнь — это "нет!". Не все и не всем позволено. В искусстве. Помню, мои
педагоги в Щукинском говорили: Нет ничего страшнее слова "никогда".
Кажется, пока ты молод, пока тебя приглашают, это будет продолжаться
бесконечно. Но мало-помалу список "соблазнов" профессии сокращается. И
ты понимаешь весь ужас слова "никогда".
— Но вам-то рано еще на эти темы философствовать. У
вас-то еще все впереди. Хотя и сделано немало. Вот сколько вы сделали
спектаклей с режиссером Юрием Бутусовым, которого сегодня считают одним
из лидеров современного российского театра?
— Три.
— А почему же он вас в свою нашумевшую "Чайку" на сцене "Сатирикона" не позвал? Кому еще играть Тригорина?
— Мы расстались. Мне показалось, что Юра меня не во всем
понимает. Не всегда слышит. Да, вы угадали, я должен был быть
Тригориным. Но пришло ощущение, что мы с ним говорим на разных языках.
Но все это не отменяет моей любви к нему как режиссеру,
замечательному мастеру. И я благодарен ему невероятно за работы, которые
мы сделали в "Сатириконе".
Совсем недавно видел его спектакль в московском театре
имени Пушкина — "Добрый человек из Сезуана" по Брехту. Ну что я могу
сказать? Гениально! Гениальный спектакль. Гениальная Сашка Урсуляк.
Причем та актриса, которую я вроде бы знаю. Но, оказалось, что совсем не
знал ее, пока не увидел в спектакле Бутусова. Шекспир, Брехт — это его
драматургия.
— Вы репетировали с ним. В чем особенности его
работы с актером? Он сам все "показывает"? Или только рассказывает? Или
дает полнейшую свободу действий, отпускает на волю? Что это — этюды,
методы проб и ошибок?
— Все вместе. И этюды, и пробы. При этом он ничего не
навязывает. Сегодня на репетиции ты можешь быть у него Гамлетом, а
завтра — Гертрудой. Кем угодно можешь быть. Любая форма ему интересна,
потому что сам этот художник очень интересный.
Вот спросите, почему Константин Аркадьевич Райкин для меня идеальный?
— Прямо-таки "идеальный"? Разве бывают идеальными худруки?
— А вот он идеальный! Потому что в Константине Аркадьевиче
— "шкала страстей". Подлинных. От и до. И говоря о Райкине или о
Бутусове, хочу подчеркнуть следующее, очень важное… Режиссер всегда
должен быть лучше артиста. Тогда мне и будет с ним интересно.
— В театре, допустим, такие чудеса еще случаются. В
виде отдельных режиссеров. Но в современном кино… В этой "сплошной
лихорадке будней".
— Такие встречи тоже возможны. Мне было интересно с Мирославом Маличем. С Сережей Поповым, когда работали над "Фурцевой".
Я должен быть глиной и пластилином в руках режиссера.
Я должен смотреть ему в рот — со своим открытым ртом.
С Мирославом Маличем после съемок мы подолгу беседовали на
разные творческие и жизненные темы. И впоследствии я даже написал ему:
"Благодарю за те беседы!".
Режиссер должен вложить в артиста свое знание о жизни и
научить его каждый раз по-новому смотреть на мир, на людей, на
обстоятельства.
— Сейчас в Театре Наций вы репетируете одну из
главных ролей в шекспировском "Укрощении строптивой". Вместе с Чулпан
Хаматовой. И кстати, чья это идея вас "объединить"? Евгения Миронова или
Романа Должанского? Или режиссера?
— Честно говоря, не знаю, чья это идея. Возможно и
режиссера Романа Феодори, ученика Бутусова. Но знаю, что в моем графике
этот проект стоит особняком. Несмотря на перенасыщенность этого графика,
я не мог сказать "нет", когда узнал, что моей партнершей будет
уникальная Чулпан Хаматова. И, естественно, руководитель театра Евгений
Витальевич Миронов — мой кумир.
— Заранее интригует ваш тандем с Хаматовой.
Интересно, что предложит режиссер в новом прочтении пьесы: "была ль
любовь меж ними"? Или между ними была лишь игра? Притворство? "Поединок
своеволий"?
— Ну, конечно, любовь! Порой, достаточно соприкосновения
двух проводков, чтобы вспыхнула искра. Ведь даже когда говорят "полюби
себя", это значит — иди к свету, иди к Богу. Вверх… Как сказал Лорка, "к
изначальному влажному трепету мира".
— Вы верующий человек?
— Бог внутри. Можно бить челом и при этом оставаться безбожником. И можно соблюдать посты — только ради похудения.
А пост — это не для "диеты", а для очищения духа и
воспитания воли. Вы спрашиваете, верующий ли я? Помню, был еще ребенком,
когда отмечали 1000-летие Крещения Руси (тогда это стало уже "можно"), и
для меня это казалось чем-то прекрасным и потрясающим, сказочным. А
сейчас, думая о Боге, хочется… сохранить душу. Чтобы тебя не листали
чужие липкие руки (как листают журнальные страницы) — и затем не
выбрасывали…
— Во что еще сегодня можно "верить" человеку XXI века, внимая новостям в Интернете? В прогресс?
— Вы что?! Прогресс убивает человека! Прогресс — не всегда
залог раскрытия духовного и творческого начала в человеке. Вот назовите
мне поколение современных русских писателей, которое хотя бы попыталось
изменить этот мир. Ну Прилепин? А еще? А их-то и нет! Вот поэтому,
когда вы спрашиваете о любви в шекспировском спектакле, то вне
зависимости от режиссерской концепции я уверен: эта любовь была. Она
была ниспослана им Шекспиром, как подарок Бога.
— Ваш творческий вечер называется "Все начинается с любви". Года два назад вы выступали с этой программой в Киеве…
— Что такое два года? За это время я все изменил в
программе. Убрал блок "вопросы—ответы". Оставил только стихи. И если
зритель пришел на мой спектакль, то он заведомо знает, чего хочет.
Теперешний мой поэтический спектакль — монолог. И в этом
монологе, как мне видится, есть темы времени, человеческого одиночества,
человеческой растерянности, которая возникает опять-таки из-за
стремительного прогресса. Как? Что? Куда несемся? В эту программу вошли
стихи Давида Самойлова, Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Бориса
Пастернака. Естественно, Владимира Маяковского. Это мой взгляд на поэтов
— сквозь призму их произведений.
— Тем временем, многие поклонники часто смотрят на вас сквозь "призму" СМИ. И видят образ, нарисованный прессой.
— Как-то недавно после съемок решили повеселиться и купили
хомячков "говорящих". В Интернете появляется заметка: "Он живет с
хомячком!".
Еще какой-то казус происходит на съемках. Пишут: "Он живет с резиновой женщиной".
— А чему удивляться? Ведь не так много сегодня
артистов, медийно привлекательных. Тут, наверное, радоваться надо. На
новости о вас "кликают", эти новости рейтинговые.
— Ну поверьте, мне же хватает чувства юмора, чтобы
определить, кто подобное сочиняет — либо мудаки, либо бездельники. После
разных глупостей в СМИ я же не о себе думаю — я думаю о маме. Которая
переживает, когда ей попадается подобная чушь на глаза. Я и говорю:
"Мамочка, все нормально, все хорошо!".
— Переживает?
— Переживает, конечно. Не хочет, чтобы сына ее порочили.
— В 1997-м вы закончили легендарное Щукинское училище. Но почему вас не взяли в Вахтанговский театр?
— Может быть, и слава Богу, что не взяли. Тогда в этом
театре был другой период. И сейчас другой. Для Вахтанговского режиссер
Римас Туминас — как спасение. Кстати, и в "Сатириконе", и в
Вахтанговском идет одна и та же пьеса — "Ветер шумит в тополях" ("Тополя
и ветер"). Иногда эти работы сравнивают, хотя разные они, и режиссеры
разные.
— Есть сегодня на земле режиссер, с которым вам
хотелось бы поработать, плюнув на все сериальные графики и выгодные
гонорары? Кто мог бы стать этим недосягаемым режиссером?
— Недосягаемы все. Если гениальны и талантливы. Но, правда, есть такая вещь, как несовпадение — время, занятость.
Недавно мне поступило заманчивое предложение от одного
крупнейшего европейского режиссера. Но я понял, что не смогу даже
попробоваться у него, поскольку от меня зависит много людей в театре.
Так как я артист действующий, артист репертуарного театра.
— В своем "Сатириконе" вы недавно сыграли профессора Хиггинса в "Пигмалионе" Бернарда Шоу...
— Да, но наш спектакль называется иначе — "Лондон-шоу".
— А кто Элиза Дулиттл?
— Элизу играет замечательная российско-афро-американская
актриса Елизавета Мартинес Карденас. Я поначалу немного расстроился,
подумав, как же много этих "Пигмалионов" в Москве: Сергей Маковецкий в
"Современнике" в спектакле Галины Волчек. Антрепризные проекты… И потом…
Многое разительно изменилось в восприятии этой пьесы! Изменились каноны
правильного словосложения — то, о чем писал Бернард Шоу. Теперь многие
"каноны" разрушены — элитарность, высший свет… В это сейчас вкладывают
другие смыслы. Та же элитарность порой определяется размерами "пельменей
в губах", а не внутренним содержанием. Тем, что предопределяло
метаморфозы Элизы Дулиттл.
— Так этот "Пигмалион" — о преображении героини или все-таки о любви?
— О преображении посредством любви. Ведь человек может
родиться где угодно — в трущобе, в степи. Но его внутреннее содержание,
его способность к преображению часто совершенно не зависит от места
рождения или прописки.
— У вас уже лет пять жестко расписан график —
съемки, спектакли, гастроли. А отдых? А накапливающуюся усталость куда
выплескивать?
— А я же не устаю от того, что делаю. Социальная, бытовая
жизнь меня утомляет гораздо больше. Эта жизнь меня иногда просто
растаптывает! Но как только подхожу к авансцене, к кулисам — тут и
начинается отдых.
Реально эта профессия может делать чудеса. Она и сохраняет
молодость души моей. Как известно, у каждого художника есть свой
исходный материал. У скульптора — глина, у танцовщика — тело. А у
драматического артиста — душа его. И, на мой взгляд, артист, как и
художник, тоже должен быть голодным. Но "голодным" — к работе. Только
тогда он и найдет себе "отдых".
Назад
|