Максим Аверин: А летом я буду играть собаку
5 марта в преддверии самого весеннего праздника в году в Тюменском драматическом театре состоялся моноспектакль Максима Аверина «Всё начинается с любви», названный по одноимённому стихотворению Роберта Рождественского. Эта постановка – гармоничный синтез поэзии, музыки, прозы, непревзойденного актерского мастерства и самой чистой искренности в воплощенном театральном действе. Перед концертом ведущий артист театра «Сатирикон», успешный киноактер Максим Аверин ответил на самые интересные вопросы рубрики «Гость Вслух.ру».
- Вы работаете в театре «Сатирикон» с момента окончания Щукинского училища. Почему выбрали именно этот театр, а не родной «Щуке» Вахтанговский? Как состоялось ваше знакомство с Константином Райкиным? Насколько легко или трудно с ним работать?
- Когда легко – это неинтересно. В работе ты испытываешь большое количество всяких потрясений, но в этом заключается интерес и режиссера, и артиста. Константин Аркадьевич – мастер своего дела, для меня он всегда был Мастером. И в профессии он всегда такой «навигатор». А знакомство состоялось на показе, как и у любого другого актера, заканчивающего вуз, находящегося в поисках своего театра, с которым он свяжет свою творческую судьбу. Ведь театр – это необходимость. Он нужен артисту для ежедневного тренинга, для возможности творчески расти, развиваться. Поэтому Райкин для меня – Всё. Он поразил своей работоспособностью. Этот человек не останавливается, он постоянно ищет, продолжает движение, полон творческой энергии. Для меня это самое главное. Нет такого, чтобы этот человек сказал: «Ну всё, я всего в жизни добился», и расслабился. В постоянном стремлении вперед я такой же, как Константин Райкин.
- Какие мастера экрана стали для вас примером? Кто были ваши кумиры? Чему вы научились у них?
- Всегда поражали люди глубокого актерского таланта, какими, например, являлись Михаил Александрович Ульянов, Олег Николаевич Ефремов, Евгений Павлович Леонов. Для меня каждый из них – актер невероятного масштаба! Например, у Евгения Леонова есть потрясающая роль в фильме «Старший сын», где также играют Николай Караченцов, Михаил Боярский, Наталья Егорова. На мой взгляд, это лучшее, каноническое исполнение пьесы Александра Вампилова. Даже спустя годы она не теряет своей искренности. Евгений Павлович для меня – артист огромной души и совести. Невероятно играл Михаил Александрович Ульянов. Я считаю, у актера должна быть харизма и яркий характер. Успех артиста зависит от гармоничного сочетания всех этих качеств.
- Как вы относитесь к синтезу жанров в современном театре?
- Мне кажется, это прекрасно. Например, трагифарс. На мой взгляд, это жанр времени. Недавно открыл ленту новостей – развертывается пьеса «Ревизор» в главной роли с Жераром Депардье. Чем не новый Хлестаков, разъезжающий по сюжетным линиям современности?
- Судя по вашей биографии, вы больше театральный актер. Участие в съемках сериалов не «размывает» талант, как считают актеры старой школы? Не поменялось ли со временем отношение к театру?
- Разве я больше театральный актер? Я, как артист действующий, постоянно находящийся в работе, не могу сказать, что в связи со съемками в сериале я расслаблен или размыт. Для меня сериал – формат времени. Сейчас уже просто неприлично ругать это слово. Не считаю зазорным артисту сниматься в сериалах. Тем более я же не принимаю участие в плохих картинах, а только в хороших (улыбается). Я должен играть, реализовывать себя, и я не могу делать это дома перед зеркалом. Ведь я выхожу на сцену почти каждый день. Вчера был в городе Кургане (интервью от 4 марта- Прим. ред.), сегодня предстоит выступление в Тюменском драматическом театре, завтра и послезавтра – спектакли в Москве. О каком «размытии» может идти речь? Мне кажется, я наоборот нахожусь в постоянном тренинге, как пластический материал у скульптора, постоянно готовый к созданию, ваянию, лепке.
Артист театра и кино – это разные профессии. Кино – искусство интимное, а театр – это энергия, и без энергии театр невозможен. Чудо театра в том, что он здесь и сейчас. На сцене невозможно остановиться и сделать еще один более удачный дубль, невозможно обмануть. А камера – это совершенно другой способ существования. Далеко не каждый театральный артист может работать в кино и наоборот: многие великие артисты, блиставшие на телеэкране, просто боялись работать в театре. Это совершенно разные искусства. Все-таки театр для меня – одно из чудес света.
- В последние годы ведется много споров – за чем будущее: за антрепризой или за стационарным, камерным театром. Какой точки зрения вы придерживаетесь?
- Здесь должна быть какая-то середина. Тот репертуарный театр, который есть сейчас, практически изжил себя. Я считаю, коммерческий успех должен сопутствовать и соответствовать успеху театра. Чтобы вся театральная система успешно существовала, в ее организации нужны люди, которые бы занимались экономикой. В наше время при таком огромном количестве формаций, насыщенной культурной жизни у человека есть большой выбор. Есть конкуренция, поэтому качество постановки и последующий коммерческий успех просто необходимы.
В чем минус репертуарного театра? Как ни крути, это похоже на производство. И когда артист попадает в подобную систему, есть опасность расплыться и расслабиться. Он может хорошо играть, работать на какую-то ставку, но уходит конкурентоспособность, теряется тонус. Артист должен быть в такой форме, чтобы постоянно удивлять и зрителей, и режиссера. Быть в форме во всех смыслах. Я ни в коем случае никого не осуждаю, просто мне кажется, что всегда надо уважать свою публику. Это мой принцип, касающийся не только репертуарного театра, но и антрепризных спектаклей, в которых я также принимаю участие.
Сейчас, я думаю, должна произойти некая переоценка существующих театральных устоев, какое-то творческое переосмысление, это витает в воздухе.
- На суд тюменской публики вы представляете моноспектакль «Все начинается с любви». Почему он имеет такое название? Это жизненный принцип?
Всё верно. Я ехал в машине, и надо было срочно придумать название для спектакля, так как программа была уже полностью готова. И мы с директором просто измучались. В названии должно было быть что-то определяющее, то, что я собираюсь сказать своему зрителю. И вдруг нас осенило: действительно, ведь всё начинается с любви! Это любовь к своему делу, профессии, к зрителю, к любимой, к маме… В самом общем и необъятном смысле этого слова! Что такое любовь? Это когда ты не можешь без чего-то, без кого-то. Сейчас я окружен теми людьми, без которых я жить не могу, делаю своё любимое дело. Материал к спектаклю я отбирал тщательно – только то, что оставило какой-то отклик в сердце. То, что затронуло, взбудоражило. И так я выбираю всё: и пьесы, и сценарии, и поэзию для спектакля. Популярность дает возможность интересно существовать в профессии, быть разным, пробовать и создавать. Я человек хитрый, но не тщеславный, и использую популярность для того, чтобы получать интересный материал и делать интересную работу,
- Правда ли, что для эффективной работы с партнером/партнершей нужна настоящая «химия»? Можно ли эту «химию» сыграть?
- Мне всегда очень везло с партнершами, и не было ни разу какой-то острой неприязни. Мне были очень симпатичны все партнеры, поэтому никакую «химию» создавать и не приходилось. Иногда, конечно же, бывает такое – нет личностного контакта, связи, но в кадре происходит какое-то волшебство. Иногда даже негативная энергия может перевоплотиться в эту «химию» между партнерами. Камера вообще обладает магическим свойством – она меняет реальность.
- В жизни любого актера бывают взлеты и падения. Как вы их переживаете? Не возникало у вас желания бросить все и сменить профессию?
- У меня был такой период, когда я только закончил институт и поступил в театр, наступил момент, скорее, не отчаяния, а неудовлетворенности. Мне категорически не нравилось то, как я неинтересно творчески существую. Мне неинтересен вчерашний успех, он меня не греет, я всегда стараюсь смотреть вперед. Прошлое забыто, будущее я не вижу и не могу узнать. Я всегда здесь и сейчас. Я даже сделал себе татуировку на спине «Мы там, где мы есть». Неожиданно я понял, какая фраза может определить мое состояние, восприятие этого мира. Кстати, в одном из моих спектаклей это фраза звучит дословно. И когда я это осознал, мне стало легко! Мне стало жить просто! Ведь хорошо там, где ты есть! А эта русская поговорка: «хорошо там, где нас нет», просто обрекает на постоянное недовольство своей жизнью и ожидание вечного завтра.
Если ты сам не готов поворачивать жизнь в нужное русло и говорить – «Ну нет, ты будешь прекрасна!», то ты никогда не станешь её хозяином. Большое заблуждение ждать чего-то, нужно любить и чувствовать здесь и сейчас. Люди говорят: завтра будет лучше, чем вчера. А давайте попробуем сделать что-то сегодня! Сделать так, чтобы день стал интересным. Поверьте, все зависит от человека. И я подобному – яркий пример. У меня бешеный темп жизни, съемки, концерты, перелёты, суета. Мне интересна моя жизнь, и я совершенно от неё не устаю.
- Что вам помогает восстанавливать свои силы?
- Работа. Я просто параноик (смеется). Не говорю, что это хорошо, и не советую следовать моему примеру. Для меня это способ жизни, по-другому не могу. Я на отдыхе уже на третьи сутки начинаю уставать от безделья, поэтому всегда с собой вожу работу, что-то пишу, разучиваю, читаю…
- Максим, что бы вы в канун 8 Марта пожелали вашим зрительницам?
Зрительницам я хочу пожелать, чтобы они продолжали получать удовольствие от такого великого чуда как Театр. А всё остальное – в руках их мужчин. А я буду дарить женщинам магию театра. Или кино, если кто-то любит кино.
- Над какими фильмами, ролями работаете? В каких картинах, театральных постановках может увидеть вас зритель?
- Ближайшая премьера – театральный спектакль «Отелло». Потом будет постановка пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», где я буду играть Генри Хиггинса. Совсем скоро выйдут новые серии сериала «Склифософский», очень жду телефильма «Горюнов», это история о подводниках, а летом я буду сниматься в картине под названием «Чарли» и играть собаку. Я приду к своему зрителю по-разному (улыбается).
Назад
|