Максим Аверин: «Для мужчины важна не чёлка, а харизма»
Знаменитый актёр рассказал, как повесил Константина Райкина и признался в любви к Мирдзе Мартинсоне. На прошлой неделе Максим Аверин побывал в Риге со спектаклем «Всё о мужчинах», в котором сыграл сразу четыре разноплановые роли.
Мы встретились с артистом в гримёрке театра «Дайлес» — той самой, в которой готовится к выходу Мирдза Мартинсоне.
«Господи, какой же вы высокий!» — невольно вырвалось у меня. «А как же, во мне два погонных метра красоты!» — не растерялся Максим. И улыбнулся мне фирменной «глухарёвской» улыбкой.
* * *
Интервью с Максимом Авериным — это моноспектакль, на который можно продавать билеты. Лицо артиста ни на секунду не замирает — любая эмоция отражается как в зеркале. В глазах пляшут все черти мира. Брови то взлетают, то опускаются, как будто живут своей отдельной жизнью. Руки им помогают. А изнутри бьёт такой мощный поток заразительного позитива, который вряд ли сыграешь.
Мне кажется, что даже если бы Максим не стал артистом, люди всё равно останавливались бы на улицах и спрашивали «А вы артист?»
— Максим, вы невероятно счастливый человек. Потому что с детства точно знали, кем станете: в кино дебютировали уже в шесть лет... Можете сегодня вспомнить те свои детские впечатления со съёмочной площадки?
— В шесть лет? (Задумчиво.) По-моему, это было даже раньше... У меня очень плохая память на даты, цифры, телефоны. Я глухой гуманитарий! Зато прекрасно помню все свои ощущения. Любое радостное воспоминание тотчас же достану с полочки.
В Махачкалу на съёмки фильма «Похождения графа Невзорова» мы приехали вместе с отцом (Отец Максима работал декоратором на «Мосфильме». — Прим. авт.). Меня взяли на крохотный эпизод танцующего мальчика — полторы секунды на экране. Чудо? Конечно, ещё какое!
Однако я очень быстро понял, что кино — это не только волшебство, но и работа. Эпизод снимали три дня. Мне подбирали костюм. Вокруг меня сновали озабоченные взрослые, от которых я слышал непонятные слова про «ухо». И понимал, что делаю серьёзное дело.
— К выбору театрального вуза — хотя вас, вероятно, приняли бы в любой — тоже отнеслись не менее серьёзно? Почему выбрали именно «Щуку»?
— Я искал на чисто интуитивном уровне — не столько вуз, сколько атмосферу. В «Щуке» царила атмосфера праздника. Я понял, что мы совпадём в ощущениях. Так и случилось. С другими вузами такое совпадение вряд ли было бы возможным. Например, во ВГИКе меня попросили показать зубы. Как будто я лошадь.
Сегодня Максим один из самых востребованных актёров России. Фраза «где Аверин — там рейтинг» известна каждому продюсеру на одной шестой части суши.
Кажется, что везунчику-актёру всё само плывёт в руки: всенародная любовь, престижные премии, включая «Чайку» и «Триумф», самые звёздные роли в кино и театре...
— Вы уже более 15 лет служите в «Сатириконе». Легко ли вам работается с Константином Райкиным?
— Впервые на сцену родного театра я вышел в «Трёхгрошовой опере». Мне выпала «почётная» миссия вешать героя Константина Райкина. Хорошенькое начало работы — вешать худрука театра! Руки, помню, тряслись... Да, С Райкиным трудно. А когда легко — мне неинтересно. Константин Аркадьевич вечно в поиске. И это здорово. Я боюсь спокойных артистов, у которых поезд остановился. И вообще считаю, что репертуарные театры должны... умереть.
— Как это — умереть?
— А очень просто. Попадая в систему, актёр перестаёт существовать творчески. Вот принёс ты в театр трудовую книжку, занял кресло в гримёрке — попу домкратом не оторвёшь. Чашку любимую из дому притащил, поставил на стол фотокарточку жены... Казалось бы, просто обживаешь пространство, а на самом деле покрываешься плесенью.
— А как же с авторитетом, про который говорят, что сначала ты на него работаешь, а потом — он на тебя?
— Не согласен! Актёрская профессия нужна здесь и сейчас. Никакие авторитеты в ней не вечны. Артист — такой человек, который абсолютно не защищён ни жизнью, ни законом. Любой зигзаг политики или экономики может убить его.
Вот смотрите, сейчас мы с вами сидим в гримёрке Мирдзы Мартинсоне. Я обожаю эту яркую, красивую, бесконечно талантливую актрису! Дайте слово, что передадите ей привет! Мы познакомились с Мирдзой на фестивале в Благовещенске. Я был в шоке, когда узнал, что после развала Союза эта необыкновенная женщина вынуждена была буквально выживать, считая копейки. Скажите, это нормально?
А Вия Артмане? Ведь то, как закончилась жизнь этой великой актрисы, — это же настоящая трагедия! Какие унижения, какая чудовищная несправедливость...
— Вы были знакомы с Вией Артмане?
— К сожалению, нет. Я впервые приехал в Ригу в тот год, когда она умерла. Увидел в театре её портрет, положил к нему цветы. Артист жив до тех пор, пока жива память о нём. А Вия Фрицевна всей своей жизнью заслужила того, чтобы её помнили...
Как только мы заговорили об Артмане, от весельчака и балагура Аверина не осталось и следа. Исчезла улыбка, во взгляде поселилось что-то больное, пронзительное. О том, что такое несправедливость в актёрской профессии, Максим знает не понаслышке. Сейчас трудно представить, что в жизни баловня судьбы Аверина тоже были непростые времена: годы массовки в театре без единого слова. Годы без киноролей, съёмок, популярности...
— Как вы пережили период, когда вас не снимали и не давали ролей в театре?
— Пережил. Как — не скажу. Я не понимаю коллег, которые жалуются в газеты, как им плохо, как ушла слава, какие козни строят коллеги и какая сволочь этот режиссёр. Артист должен нести позитив, радость и счастье, а не таскать рюкзаком за собой обиды.
— И всё-таки, что вас тогда спасло?
— Наверное, то, что я никогда ничего не ждал от жизни. Сам всё тащил. Может быть, в награду за это судьба и послала мне удачу?
Знаете, я до сих пор никогда и ничего не прошу у Бога. Засыпая, говорю: «Спасибо, Боже! У тебя такое количество людей, которые столько просят. Пусть у тебя будет один парень, которому ничего не надо». Нельзя быть недовольным жизнью! В спектакле «Всё о мужчинах» есть такая мудрая фраза: «Мы там, где мы есть». В один из не самых лучших периодов жизни я вытатуировал её на правой лопатке, на латыни. И мне стало легче.
— Вы живёте в бешеном темпе: театр, кино, телевидение, гастроли...
— А я всё успеваю! Мне говорят: отдохни, остановись. А я не хочу! Потому что знаю: остановка — это смерть, Каждый день в мир приходит масса талантливых красивых молодых ребят, которые готовы тебя обойти. Нельзя жалеть себя, нельзя успокаиваться! Слететь с круга очень легко, а вернуться потом на него невозможно. У публики короткая память.
— А вы не боитесь, что публика в один прекрасный момент скажет: «Аверина слишком много. Скоро утюг включишь — и там Аверин»?
— Не боюсь. Людмила Марковна Гурченко рассказывала мне: "Когда меня никто не снимал, меня все жалели: «Ах, бедная, бедная Люся. Почему же тебя, такой талантливой, нигде не видно? Отчего тебя не снимают?» А как только начали снимать, все в один голос заахали: «Люся, так нельзя! Тебя слишком много!» Так что всё это полная ерунда! Главное — быть востребованным.
На экране Аверина и в самом деле не бывает много. Какой бы длины ни были сериалы «Глухарь», «Склифосовский», «Горюнов», на обаятельного артиста зритель смотрит с удовольствием.
— Все ваши герои «заточены» на своей профессии. Подводник Горюнов, хирург Брагин, популярный милиционер-раздолбай, фамилию которого я не решаюсь произнести вслух. Поскольку вы терпеть не можете вопросов о «Глухаре»...
— Кто вам сказал такую глупость?
— Об этом все журналисты знают. Как говорят мои московские коллеги, хочешь вывести из себя Аверина — начни его расспрашивать о «Глухаре».
— Это неправда! Роль Глухарёва мне очень много дала. И только из уважения к своей работе я отказался от продолжения фильма. Хотя мне и предлагали гонорар, на который можно безбедно существовать очень долго.
— Тогда почему отказались?
— Потому что сделал всё что мог. Выстроил роль от «а» до «я». Дальше началась бы стрижка купонов, повтор.
— Все ваши герои — настоящие мужики и суперпрофессионалы. Признайтесь, вы где-то в жизни подсматривали за работой своих персонажей?
— Это не нужно. Я играю не профессию, а характер. К тому же на картине всегда есть консультанты, которые не допустят, чтобы мой хирург Брагин в «Склифе» резал аппендицит на том месте, где растут гланды. Так что я совершенно незаслуженно получаю похвалы от врачей после просмотра фильма. «Вот ту опухоль вы правильно вырезали!»— пишут хирурги. Но мне это так приятно!
— Кстати о письмах. Сегодня переписка почти полностью ушла в социальные сети. Вы тоже активный пользователь Интернета. Видела вас на «Одноклассниках»...
— Это не я! Я пишу в Twitter. А пришёл туда потому, что узнал, как много людей сидит в Интернете под моим именем. По-моему, это так глупо! Ведь своя жизнь намного интереснее, чем жизнь какого-то Аверина. Twitter для меня — это территория, где я общаюсь с друзьями. Для чего? Иногда я встаю и понимаю, что я на первом этаже, а мне надо на десятый — и сразу! Пишу что-то забавное, и вижу, что мне приходит в ответ такая же поддержка. Как в хорошем ансамбле: ты заиграй — тебе ответят...
Да, бывают и негативные ответы. Но я отношусь к этому легко.
Добрый вечер, животные!
С прошлого года артист «прописался» на MTV, где ведёт юмористический проект «Добрый вечер, животные!». «Главное — чтобы вы не устали от меня, я к вам надолго», — шутит Максим.
— Когда я ушёл с НТВ — а из телевизора так просто не уйдёшь! — мы долго искали новую программу, — рассказывает Аверин. — Я знал, что не смогу вести политические и экономические передачи. Не моё это! Я развлекающий артист. И тогда мы придумали передачу о домашних животных. Чтобы окончательно убедить меня в правильности выбора, мне показали видюшку про маленького ёжика.
Этот сюжет решил всё: я чуть не расплакался! И теперь у меня есть прекрасная программа — 24 минуты позитива. Мне кажется, что в нашей сумасшедшей жизни она необходима: мы совершенно перестали улыбаться.
— А что у вас за кармическая связь с котами? Вы Кот по гороскопу. Играли кота в спектакле «Шантеклер», затем кота-сфинкса в «Азирисе Нуне»... И дома у вас живут два кота!
— Из двух котов в живых нынче остался один — Яшка. Кошка Фира умерла. Я был потрясён, как остро животные чувствуют потери. После смерти Фиры Яша ходил сам не свой, с вопросом в глазах: ну где же ты, куда ушла?
А сейчас я на собак перешёл. У меня дома поселились лабрадор и чихуахуа. А ещё я снялся в комедийном сериале «Чарли», ситкоме австралийского проекта «Уилфред», где сыграл... собаку. Это так прикольно! Представьте, человек решает покончить жизнь самоубийством — и тут к нему приходит собака, то есть я...
О мужественных мужчинах и женственных женщинах
— Максим, спектакль, который вы привезли в Ригу, называется «Всё о мужчинах». Насколько вам важен чисто мужской успех у поклонниц? Что вы считаете самым важным в современном мужчине?
— У меня никогда не было фантазии строить из себя мачо. Определения «мачо», «секс-символ» смешные и вульгарные. Вот есть два артиста, Ален Делон и Бельмондо.
Бельмондо ни в какие каноны красоты не вписывается, а Ален Делон — общепризнанный красавец. Сейчас обоим за 70, но вот ведь какая удивительная вещь: Бельмондо до сих пор огонь, а Делон, увы... Для меня Бельмондо — идеал мужской значительности. Как Олег Николаевич Ефремов, который до конца своих дней оставался мужчиной. Для мужчины важна не чёлка, а харизма.
— Не скажите, не скажите, чёлка нынче тоже важна. Современные мужчины превратились в метросексуалов: обожают парфюм, ходят в косметические салоны, фитнесс-клубы...
— А что в этом плохого? Мужчина должен быть гладко выбрит и ходить в спортзал. От него должен исходить запах хорошего парфюма. Это не метросексуализм, а то, что в советские времена называлось гигиеной. Это нормально! Но и женщина должна оставаться женщиной, не превращаться в мужика!
— Какое самое отвратительное качество в мужчине, на ваш взгляд?
— Лень. Я считаю, что мужчине нельзя сидеть дома и не зарабатывать. Это непорядочно. По отношению к матери — в какой-то момент ты становишься её опекуном. По отношению к жене и детям.
Не понимаю мужчин, которые лежат на диване и стонут: «Ах, я такой непризнанный!» Таких много, особенно среди русских. Вероятно, они ждут говорящую рыбу из сказки «По щучьему велению» — придёт щука и всё за них сделает. Мне это непонятно. Видимо, я европеец. (Смеётся.)
«Я женат на своей профессии»
Самый завидный 37-летний холостяк Москвы, Максим Аверин не очень любит распространяться о своей личной жизни.
— Меня часто спрашивают про любовь. Могу сказать одно: я женат на своей профессии. Пока это единственный брак, который меня удовлетворяет. У меня были отношения, но я всегда уходил красиво.
Никогда не выкидывал вещи, не скандалил. Один только раз дал волю эмоциям и порвал фотографию. Сейчас безумно об этом жалею. Мой совет: никогда не думайте и не говорите плохо о тех, кто делал вас счастливыми. Если прошла любовь, отпустите, простите и уважайте человека за то, что он дарил вам радость.
Назад
|