«История городской Золушки, в которой наказаны высокомерие и эгоизм, а тот, кого приручали, сам приручил того, кто приручал» - так говорится в анонсе спектакля на сайте самого театра «Сатирикон». Так ли это на самом деле, и получилось ли приручить профессора Хиггинса, обучавшего Элизу, юную продавщицу цветов хорошим манерам – давайте разберемся вместе.
Сюжет, по которому написана пьеса Бернарда Шоу, не нов. «В древнегреческой мифологии Пигмалион - легендарный царь Кипра, который был известен тем, что чурался женщин и жил одиноко. В своем уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула в статую жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь. А теперь напомним сюжет комедии Шоу. Профессор фонетики Хиггинс стоял с записной книжкой на одной из улиц Лондона и каждому человеку, который к нему обращался (человек с записной книжкой - подозрительная личность!), чрезвычайно точно говорил, из какого района Англии он родом, или даже в каком районе Лондона живет. Случайно на этом же месте оказался полковник Пикеринг, ученый-индолог, разыскивавший Хиггинса. Хиггинс приглашает Пикеринга к себе, чтобы показать свою фонетическую аппаратуру. При разговоре присутствует цветочница Элиза Дулиттл, по поводу вульгарной речи которой Генри Хиггинс делает несколько едких замечаний. Вначале цветочница оскорблена, но потом она соображает, что, если чудак-ученый научит ее говорить "по-образованному", она сможет изменить свой социальный статус и стать владелицей цветочного магазина. Она приезжает к Хиггинсу и требует, чтобы он давал ей уроки. Сперва профессор с возмущением отказывает - у него ведь обучаются провинциальные миллионеры. Но поведение девушки столь эксцентрично и забавно, что Хиггинс заключает с Пикерингом пари: он берется за полгода обучить Элизу литературному языку так, что она сможет выйти замуж за знатного джентльмена», так формулирует сюжет пьесы Словарь культуры XX века, под редактурой В.П.Руднёва. (цитата по dic.academic.ru).
Классический сюжет в постановке Константина Райкина не просто заиграл новыми красками: в спектакле «Лондон Шоу» сумели объединить разные эпохи, придав действию актуальное и современное звучание. Лондон времен Бернарда Шоу (а пьеса Пигмалион написана им в 1913 году) – и становление в это же время черно-белого кино со знаменитыми короткометражными фильмами с Чарли Чаплиным в главной роли; трагедия маленького человека и власть высшего общества; свобода выбора – и давление стереотипов; и еще очень многое, что переплетается в сюжете и драматургии пьесы.
«Звездный» актерский состав труппы «Сатирикона» - это еще одна заслуга режиссера и постановщика, художественного руководителя РГТ «Сатирикон», Константина Аркадьевича Райкина. И в этом спектакле синергия задействованных актеров проявляется в полную силу.
В двух составах задействованы такие известные и блистательные актеры, как: Максим Аверин и Артем Осипов (Хигинс), Елизавета Мартинес Карденас и Альбина Юсупова (Элиза), Григорий Сиятвинда и Денис Суханов (Дулитл, отец Элизы), Сергей Бубнов и Сергей Громов (Пикеринг), Лика Нифонтова и Агриппина Стеклова (Миссис Хигинс), Елена Бутенко-Райкина и Марина Иванова (Миссис Пирс) и др.
Я была на спектакле, где играл Максим Аверин. О потрясающем таланте этого актера, способного, кажется, идеально сыграть любую роль, мы уже писали ранее. Комедия или драма, моноспектакль или работа в команде с другими актерами – Максим умеет включить именно те грани своего таланта, которые необходимы в данный момент. Максим Аверин в роли Хиггинса – яркий, убедительный, живой, но при этом хрупкий и ранимый. Свобода творчества – это свобода роли, свобода выбора выразительных средств – и это отражает характер самого героя: профессор Хигинс вряд ли взялся бы за обучение юной девушки хорошим манерам, если бы ему изначально были заданы рамки творчества. Сложно представить себе стандарт по обучению хорошим манерам и созданию герцогини из цветочницы, но Хигинс с успехом справляется с этой задачей: танцы, риторика, занятия у балетного станка, искусство держать себя на званом ужине, знание этикета – все это Элизе приходится пройти в более чем интенсивном формате!
Но Хигинс вынужден учить девушку тому, что сам-то, по сути, он и не любит: высшее общество нагоняет на него тоску (как и на многих, впрочем!), но хорошие манеры и социально приемлемая роль поведения - вот та маска, которая позволяет в этом обществе выживать. В совершенстве владея хорошими манерами, идеальным произношением и манерой выражаться, Хиггинс может позволить себе в чем-то и пренебречь условностями. Юная Элиза, которая выдает «всякая хрень» на званом приеме - это отражение бунтарской сути профессора Хиггинса, который, увы, все же вынужден мириться со своей ролью. В сложные минуты Хигинс обращается за советом к матери, но при этом это не слабость героя, а наоборот, его сила (кто из нас не советовался с мамой в такие моменты – но мало кто в этом осмеливается, к сожалению, признаться). Мнение общества все же давит – сначала через экономку, а потом и через отца юной дочурки – и заставляет признать очевидные даже для Хиггинса вещи: репутация юной барышни требует определиться со статусом ее пребывания ее в доме двух холостяков, и здесь выход, казалось бы, найден. Но что еще важнее – это будущая судьба юной Элизы, а вот до этого Хиггинсу дела нет. Перед ним глина, материал для обучения, способ достижения результата – но не человек со своими мыслями, желаниями и чувствами. А когда Элиза влюбляется в Хиггинса, тому действительно непонятно, что же с этим делать. "Ожившая статуя заговорила" – вспомним знаменитый древнегреческий сюжет про скульптора. Спектакль не дает однозначного ответа на вопрос, чем же закончилась эта история. В самой пьесе Бернарда Шоу говорится, что Элиза вышла замуж за своего поклонника Фредди, они открыли свой цветочный магазин, и жили за свои собственные деньги. Но при этом свое влияние на профессора Хигинса ей все же удалось сохранить – но вот приручить Хигинса, пожалуй, нет - да и вряд ли это возможно!
Итак, рекомендация FashionEducation.ru: обязательно посмотреть спектакль. Актуальный сюжет, великолепная игра актеров, замечательные костюмы и декорации – и та особая энергетика, которая держит весь спектакль. Если что-то сделано безукоризненно и талантливо, это всегда так.
Спектакль идет в «Сатириконе» весь июль: 2, 3, 11, 16, 17, 26 и 31 июля.
Официальный сайт театра «Сатирикон»: http://www.satirikon.ru/