Максим Аверин: Для меня две доски и публика — уже подмостки
Чашка кофе, пачка сигарет. Максим только что со съемок нового фильма и, несмотря на то что уже десять вечера, не кажется усталым.
Наверное, столь страстно рассказывать о своем моноспектакле,
который состоится 4 марта в Малом драматическом театре — Театре Европы, о
культуре и актерской судьбе может только человек, действительно
искренне любящий свою профессию. Максим так и говорит: «Это мой воздух. Я
им дышу…»
Мы становимся заложниками суеты — Грядет ваш моноспектакль, а учитывая то, что вы актер разноплановый, каким вас увидит в нем зритель? —
Разным! Самое главное — это то, что он увидит меня настоящим. Люди,
наверное, думают, что, придя на спектакль, услышат от меня пару забавных
баек и посмеются. Но все будет несколько иначе. Они увидят меня и
смешным, и трогательным, и трагическим. Это не просто рассказ «Один день
из жизни артиста», это то, чем артист живет, дышит, что определяет его
сегодня как мужчину, как гражданина, как человека. Выражаясь
административным языком, это литературно-музыкальная композиция, в
которой каждый находит что-то свое. Кто-то открывает для себя нечто
новое. Например, Маяковского. Молодости — в какой-то мере — невежество
простительно. И дело не в поколении, проблема во времени, в котором мы
живем. Мы становимся заложниками суеты. И задача данного спектакля в
том, чтобы люди хотя бы на эти два часа почувствовали себя теплее. Хочу,
чтобы вы сказали главные слова своим близким, посмотрели им в глаза —
это то, что мы перестали делать: мы не говорим с детьми, мы не говорим с
родителями. Это словно конвейер нашей жизни, который ежедневно нас
молотит, и мы уже боимся поднять голову. — Что лежит в основе моноспектакля, какова его идея? —
За основу я взял историю коммунальной квартиры. Думаю, в этом вопросе и
Питер, и Москва похожи. Вот стоит старый дом, он прошлого, а то и
позапрошлого века, и в нем слушали пластинки, звучал Вертинский… Потом
пришла революция, и хоть дом все тот же, но там звучат уже другие стихи.
Потом пришла война, и там уже звучали другие песни: «Темная ночь»,
«Тишина за Рогожской заставою»… В целом это рассказ про нашу жизнь.
Работая над ним, я сам нашел для себя много нового. Нельзя сказать, что я
не был знаком с творчеством Рождественского, но, прочитав «Все
начинается с любви…», был глубоко впечатлен, насколько эти стихи
потрясающе откровенны! И я ужасаюсь оттого, что наши дети, молодежь
всего этого не знают! — Но все знать невозможно, особенно лет в 14… —
Дело даже не в возрасте. Дело в глобализации. Она нас раздавила, как
танк. Мы, взрослые люди, сами уже живем новостной строкой из Интернета.
Но если кто-то из тех, кто не открывал для себя красоты поэзии, придет
на спектакль, я приложу все силы, чтобы что-то им объяснить языком
гениальной литературы.
Так, как в Петербурге, кино не снимают нигде — Сейчас вы приехали в Петербург сниматься в фильме… Это бизнес или же проект вам нравится «от и до»? —
Знаете, я сейчас нахожусь в том прекрасном возрасте и той творческой
«весовой категории», когда могу позволить себе не делать из этого
бизнес. Я не могу сказать, что я стою дешево как артист, но, грубо
выражаясь языком рынка, я эти деньги отрабатываю. Но могу сказать, что я
сейчас позволяю себе сниматься там, где мне нравится и где мне
интересно. Скажу, что живу сейчас очень счастливой жизнью, ведь я делаю
то, что мне нравится: я сел в поезд и приехал в город, который мне очень
нравится, и, к своей радости, оказался в кругу потрясающей команды
профессионалов, работающих над этим фильмом. Более того, как в
Петербурге, кино не снимают нигде! Так больше никто не работает, но это
не значит «по старинке», это значит — по-настоящему! Здесь работают
именно так, как когда-то ребенком я полюбил эту профессию. — Расскажите немного о фильме… —
Фильм называется «Горюнов». Это сериал. Я играю капитана первого ранга.
Это кино о героизме, но не патетическом, деланом, а о бытовом,
настоящем. О человеке, для которого честь мундира необходима, потому что
он относится к своей службе как к священнодействию и не может
представить себе другой жизни. Мой персонаж — абсолютный русский
медведь, у которого имеются «святые столпы» жизни: служба, семья, жена,
любовница. Собственно, фильм повествует о людях, уходящих на три месяца в
подводное плавание, — они уходят и возвращаются, и их ждут.
Представляете себе: тридцать человек команда, все мужики, тут и черный
юмор, и житейские ситуации…
Можно играть даже телефонную книгу — Кстати,
о сериалах. Не так давно артист Лифанов возмущался тем, что хороших
сериалов у нас не снимают, сюжеты однотипны и вообще все плохо, но
сниматься приходится, ибо выбора нет. Здесь же я слышу об интересной
идее, да и каким потрясающим был сериал «Глухарь»… — Что значит
«нечего играть»? Хорошему артисту всегда есть что играть. Если ему
предлагается роль, значит, ее можно сделать. Можно играть даже
телефонную книгу. Да и сериалы у нас не такие однотипные, как говорят.
Между прочим, ту же Мексику, сериалы производства которой все смотрели
взахлеб, мы перегнали по качеству. Да, встречаются сериалы даже не то
что плохие, а «непрофессионально некачественные». А что значит
«приходится» играть? Получается, вы играете плохо? Порой артисты сами
порождают некачественный продукт. Когда один артист говорит другому:
«Вот знаете, я сейчас в сериале снимаюсь, но это так, сериальчик, а вот
если меня позовет Никита Михалков…» То есть получается, вы делаете
разницу между кинокамерой и цифровой, между ДК железнодорожников и
Александринским театром? Для меня две доски и наличие публики — уже
подмостки, а оператор за камерой — уже кино. Как-то меня спросили, не
пугает ли меня то, что я снимаюсь в сериалах… Нет, не пугает! Артист —
он здесь и сейчас! Он не завтра, не послезавтра, он здесь и сейчас! Это
Ван Гог писал свои полотна, и при его жизни не было продано ни одной
картины. Но у артиста все — везение, молодость, талант — в настоящем
времени, а уж никак не в будущем.
Репертуарный театр — это все-таки прошлый век — А как сейчас обстоят дела с театрами? Ходят ли люди на спектакли? Регулярно бываю в театре и замечаю, что молодежи очень мало… —
Погодите, вы же ходите? Ну вот, уже хорошо. Театр — искусство
элитарное, не все его понимают. А при таком количестве плохих театров я
представляю, что и не возникает желания ходить туда. Если бы не мои
родители, если бы не моя мать, которая каким-то чудом провела нас на
«Спартака» в Большом! Если бы вместо этого я оказался вдруг в
каком-нибудь плохом театре, представляю, как это отбило бы у меня
какое-либо желание ходить туда вообще. — А что вы думаете о «театральной реформе» от вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи? —
Знаете, у нас есть такая дурацкая черта — «до основанья, а затем…». К
сожалению, в России все категорично. Нам мозги нужно поменять просто.
Что значит закрыть театр? Нужно тогда поменять систему образования
актерского и режиссерского, вообще менять изначально всю систему
театрального делопроизводства. Далеко не факт, что в успешном театре не
случится провального спектакля. Если мы изменим делопроизводство, то
актеры будут расти в условиях здоровой конкуренции, находясь и в
творческой, и в физической форме. Есть у них поговорка: «Главное — в
ведомость попасть» — и сидеть на зарплате. Вот если это изменить,
заставить шевелиться, то это вариант. Просто, рассматривая сегодняшнюю
ситуацию, принимая во внимание огромное количество театров на
госдотациях, я прихожу к выводу, что репертуарный театр — это все-таки
прошлый век, ведь многие актеры получают деньги и ничего не играют. Да,
многие скажут, что жестоко увольнять человека после тридцати лет работы.
А не жестоко ли для вас, что какой-то талантливый молодой человек не
может найти работу, так как все места заняты теми, от кого нет никакого
толку?
Назад
|