Максим Аверин: «Своих слёз я не стыжусь»
В сериале под рабочим названием «Горюнов», который снимается в Петербурге, Максим Аверин вновь наденет погоны – на этот раз офицера ВМФ. Однако актер оказался в Северной столице не только из-за новой роли.
– Расскажите, пожалуйста, про новый фильм.
–
Это сага о подводниках, я играю капитана первого ранга. Честь мундира
для него – всё. Мой Павел – типичный русский мужик: искренний, способный
оценить хорошую шутку. Меня вообще поражает, как военные, которые часто
видят смерть, переживают тяжелейшие испытания, умудряются сохранять
чувство юмора.
– Да это, пожалуй, всем нам свойственно.
–
Вы правы. Помните старый анекдот? Пессимист говорит: «Хуже уже не
будет». Оптимист в ответ: «Будет! Будет!» Так вот, это про нас. Только в
России умеют смеяться сквозь слезы…
– А вам никогда не предлагали в каком-нибудь военном фильме роль немца?
–
Однажды я пробовался на роль немца и не подошел – на мне же написано,
что я русский. Кстати, о немцах. А вы знаете, я в этом году изменил
своим принципам и в новогодние каникулы отправился из зимы в зиму – в
Баварию, в Альпы. Каждое утро вставал и пел: «Хочешь солнце вместо
лампы? Хочешь за окошком Альпы?» Там действительно безумно красиво, но
как же я все это возненавидел! Представьте: 31 декабря, ровно в полночь,
пошел дождь и лил до утра… А эти термальные источники! Бултыхаешься в
воде, а рядом всплывает какое-нибудь «тело» и восторженно кричит: «А мы
вас знаем! Мы вас так любим!» А ты, в гейзере из пузырьков, отвечаешь:
«Ах, да-да, спасибо, спасибо». В общем, чувствовал себя, как во время
посещения банно-прачечного комбината. И понял – это не мое!
– А что же ваше?
–
Куба – вот фантастическое место. И такие раскованные люди! У них же
ничего нет, кроме хижин, черно-белых телевизоров, да и то не у всех. И
даже в ресторане меню из двух блюд – рыба в кляре с картофелем фри и
курица с тем же гарниром. Что кубинцам остается? Секс, ром, сигары и
абсолютная свобода!
– Счастливые люди не мучают себя мыслями, насколько они успешны...
–
Знаете, как-то я посмотрел документальный фильм о Рудольфе Нуриеве.
И меня поразил финал. Вначале мы видим деформированные, но невероятно
красивые ступни танцовщика. А в следующем кадре абсолютно голый
Нуриев на скале в море. Он оглядывается на нас, сползает в воду и
плывет… Мне кажется, это высочайшая точка независимости. Как у Лорки: «Я
искал и не плачу, хотя не найду никогда. // Я вернусь к изначальному,
влажному трепету мира // и увижу, как то, что искал, обретет свою белую
радость,// когда улечу, исчезая в любви и песках».
– Признайтесь, завидуете?
–
Не то чтобы завидую. Просто надоело чувствовать себя винтиком большой
машины. Может быть, это связано с возрастом, но мне захотелось что-то
изменить в своей жизни. А для этого нужно остановиться и подумать. И вот
я сбежал в Питер, благо появилась возможность. Хотя с вашим городом у
меня были сложные отношения.
– Почему?
–
Начнем с того, что на улице Марата меня обокрали. Мне тогда было 14 лет.
Я приехал в Ленинград вместе с одноклассниками и, поскольку никогда не
любил групповые экскурсии, гулял по улицам в одиночестве. Вдруг меня
остановили парень с девушкой: «Деньги давай». Я им объясняю, что у меня
только пять рублей одной бумажкой. «Пойдем разменяем», – говорят они
мне.
– И что?
– Разменяли. Оставили мне рубль, и мы, как родные, попрощались (смеется).
А когда приезжал сюда на гастроли, всегда казалось, что я не спектакли
играю, а сдаю экзамен. Не могу объяснить, почему у меня было такое
ощущение. Самое странное, что однажды на очередных съемках я понял, как
мне хорошо в Петербурге…
– Одна знакомая журналистка,
узнав, что вы снимаетесь в «Горюнове», вздохнула: «Ах, ну почему Аверин
снимается в сериалах?» Не понимаю этого снобизма.
– Я что, должен ждать звонка от Никиты Михалкова?
И потом, назовите мне хоть одну полнометражную картину за последние
пять лет, которая, что называется, ушла в народ. А из советского
прошлого я перечислю с полсотни таких. Как-то с коллегами вспоминали
фильм «Коммунист» – вот это настоящее кино!
– Но вы же в другое время родились…
– Ну и что?! Покоряет мужество, сила. Если надо – значит надо. Помните, герой картины «Судьба человека»
говорит мальчику: «А ты знаешь, кто я? Я твой папка!» Вот сейчас это
говорю, а у меня мурашки по спине бегут. Умели тогда снимать искреннее
кино… А сейчас боятся пафоса. Как-то один режиссер предложил убрать мой
монолог, где были такие слова: «Меня ждут любимая женщина, мама, мой
друг. Я за них жизнь могу отдать. А за тебя кто жизнь отдаст?» Он
считал, что эти слова звучат несовременно. Но я на своем настоял.
И люди, посмотревшие фильм, звонили мне и признавались, что плакали,
когда это слышали.
– Почему же мы боимся быть искренними?
– Не знаю… Может, потому, что нелегко оставаться наедине со своими мыслями? Мы живем новостями из Интернета. Вот погиб актер Анатолий Отраднов, который снимался в эпизоде «Глухаря»,
и не тут же начали звонить: «Расскажите про него». А мы с ним ни разу
не пересекались на съемочной площадке. Но журналистов интересует не
человек, а повод для заметки. Господи, вы же не тем занимаетесь, не о
том пишете! Ну почему сегодня мы проходим мимо упавшего человека?! Что с
нами произошло?! А что движет редакторами, которые публикуют жуткие
фотографии покойников в гробах?
– Вы говорите о том глянцевом журнале, который был посвящен похоронам Людмилы Марковны Гурченко?
–
Да. Мне стало плохо, когда я увидел эти снимки. Я вообще не понимаю,
зачем знаменитости устраивают из своей жизни показуху. Делятся
чудовищными историями про обиженных любовниц, брошенных жен.
Выплескивают то, что надо нести только в себе. А уж когда начинают
рассказывать «правду» про ушедших… Отвратительно, недостойно, ведь им
уже никто не может возразить.
– Максим, вы посмотрели фильм «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой»?
– Да. Меня потрясла сцена, когда Высоцкий,
пережив клиническую смерть, вспоминает и благодарит всех, кто был рядом
с ним. Хотя бы ради этого стоит посмотреть картину. Другой вопрос – так
ли уж необходимо было достигать портретного сходства, ведь гениальный
актер Сергей Безруков
может сыграть и без грима. А насчет так возмутивших всех неприглядных
подробностей… Я много читал о Высоцком и знаю о его жизни немало. Но для
меня он прежде всего артист, личность.
– Год назад,
представляя моноспектакль «Искренне, без купюр», вы рассказывали, каким
откровением стало для вас стихотворение Высоцкого «День без единой
смерти». 4 марта вы покажете на сцене МДТ – Театра Европы свою
постановку. Это будет очередным открытием?
– Да, теперь сюрприз мне преподнес Роберт Рождественский.
Не могу сказать, что был не знаком с его поэзией, но меня потрясло
стихотворение «Все начинается с любви…». Вы только вслушайтесь: «Все
начинается с любви: //мечта и страх, вино и порох. //Трагедия, тоска и
подвиг – //все начинается с любви...» Для меня этот моноспектакль
особенный. И не только потому, что в нем весь я. Он постоянно меняется, в
нем отражается то, что меня волнует именно сегодня – как мужчину, как
гражданина и человека. А за основу я взял историю старого дома. Когда-то
его жители слушали пластинки Вертинского, потом пришла революция, и в
квартирах зазвучали стихи Маяковского. Во время войны люди слушали
совсем другие стихи и песни. В общем, это рассказ про нашу жизнь… Мне
очень хочется, чтобы люди хотя бы на два часа забыли о суете и
задумались о важных вещах. А вернувшись домой, сказали бы своим близким
самые главные слова.
Беседовала Ольга МАШКОВА
Назад
|