Жаль, что сериал так быстро закончился
Состоялась премьера нового сериала «Склифософский».
Это медицинское учреждение известно на всю страну под своим кратким названием «Склиф», хотя никто не отменял его полного наименования – НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. И вот в нем-то и разыгрываются эпизоды нового сериала «Склифософский», поставленного режиссером Андреем Селивановым по сценарию Олега Маловичко и Екатерины Тирдатовой.
Понятно, что замысел возник не на пустом месте. Можно сказать, что уже даже сложилась определенная традиция показа труда врачей на отечественном телевидении. Здесь было место зарубежным аналогам – «Скорая помощь» и «Доктор Хаус». Были и комедийные варианты вроде наших «Интернов». Встречались и вовсе благостные образцы показа людей в белых халатах, вроде «Земского доктора». Но, пожалуй, именно «Склифософский» явил зрителям труды и дни медиков легендарного «Склифа» почти без прикрас и благодушия.
Большинству из нас не приходилось сталкиваться с такими ситуациями, которые для нового сериала выглядят обыденными и привычными. Ведь действие-то происходит именно в Институте скорой помощи. Здесь сама жизнь преподносит сюрпризы и сюжетные повороты такие, какие не родит буйная фантазия даже самого опытного сценариста. Ясно, что авторы сериала ушли и от сопоставления своих героев с реальными людьми, трудящимися в том самом «Склифе». Быть может, поэтому и обстановка этого медицинского учреждения выглядит как-то слишком приукрашенной. Но после двух-трех эпизодов об этом забываешь, к этой «картинке» привыкаешь и сосредотачиваешь свое внимание на персонажах и ситуациях, в которые они попадают по долгу службы.
И главный выигрыш сериала – в тех актерах, которые были выбраны на роли врачей, кстати, давно уже не носящих белых халатов (теперь они у них зеленого цвета). «Склифософского» было бы абсолютно скучно и неинтересно смотреть, если бы не Максим Аверин, сыгравший хирурга Брагина. Те опасения, которые возникали у автора этих строк после оглушительного успеха «Глухаря», рассеялись, как утренний туман. Актер преодолел наследие своего милицейского героя. Но вновь профессия его персонажа связана со спасением людей. Причем чаще всего речь идет о границе между жизнью и смертью, которую помогает перейти в сторону жизни именно он, о котором сказано: «Брагин может все. Он бог!»
К счастью, для сериала и для его персонажей Брагин – еще и человек, которому ничто человеческое не чуждо. К тому же он ненавидит пафос и просто делает свою работу. И вот этот профессионализм явлен с неподражаемым обаянием и уверенностью в том, что наши доктора могут быть и такими.
Я не боюсь сравнений. Брагин-Аверин в сериале напомнил мне другого знаменитого кинохирурга – Седова, сыгранного Борисом Ливановым в драме Ильи Авербаха «Степень риска». Нынешний герой хирургического скальпеля, естественно, выглядит по-другому, а уж ведет себя так, что начальство его порою называет «клоуном», но именно позитивная энергия Брагина заражает его коллег и окружающих, каждый из которых раскрывается с неожиданной стороны.
Причудливая и разветвленная система отношений персонажей, населяющих сериал, выглядит занимательно. Ты видишь, что врачи – тоже люди и бывают бессильны перед человеческой подлостью, тупостью, хамством, жестокостью. Их оружие – скальпель и слово, которых иногда не хватает, чтобы спасти жизнь. Но они за нее борются, я бы даже сказал, сражаются, ибо вся наша жизнь и есть та самая скорая помощь, когда нам надо спешить кому-то помогать и кого-то спасать, иначе может быть поздно. Из «текучки» и будней скорой помощи в сериале рождается осознание того, что жизнь – самое ценное на свете. Но у каждой жизни есть свой сюжет, который порою не подлежит пересказу, ибо поверить в происходящее трудно.
В этом смысле авторам сериала удалось вызвать чувство доверия, «всамделишности» того, чем занимаются в кадре актеры. Им веришь. А это по нашим смутным и гламурным временам не так уж и мало. Самые заметные в этом ряду – Ольга Красько и Дмитрий Миллер, хотя и другие персонажи «Склифософского» заслуживают того, чтобы быть отмеченными за чувство достоверности происходящего, которое нынче на телеэкране достижимо с громадным трудом. Выбор немедийных персон и не засвеченных в светских тусовках исполнителей предопределил успех сериала. Здесь даже Мария Кожевникова в роли начинающего хирурга Анечки смотрится органично и убедительно.
Соблазн постоянных экстремальных драматургических ситуаций, конечно, с трудом преодолевается авторами. Сказывается специфика места действия, но есть в этом и своя мудрость, когда каждая новая микроновелла с очередным пациентом «Склифа» влияет на его работников, ставших персонажами сериала. И здесь тоже происходят события разного масштаба и разной степени драматизма, как и в жизни. Кто влюбляется, кто-то теряет ребенка, у кого-то умирает отец, от Брагина уезжает его возлюбленная, а у дежурной медсестры Нины завязывается роман с новым анестезиологом. Жизнь и смерть ходят рядом, рука об руку, но каждодневное зрелище страданий людей не превратило героев сериала в бездушных монстров, делающих полостные операции и дающих наркоз. Наоборот, именно эти обстоятельства профессии несентиментальной, но гуманной и являют нам те качества в людях, которые мы, встреть их на улице, и не успеем разглядеть. В новом сериале нам дана такая возможность.
Остается жалеть только об одном: слишком быстро сериал закончился. И расставаться с его героями было жаль. Однако у них – своя работа и своя жизнь, а у нас – своя. И было бы гораздо лучше, чтобы зрители и поклонники сериала «Склифософский» так и остались его зрителями, но никак не участниками или прототипами. Доброго всем здоровья!
Назад
|