Максим Аверин: «В маниакально-депрессивное время душа просит поэзии»
Недруги предрекали, что после всенародного успеха «Глухаря»
Аверина «заклинит» на образе обаятельного следователя, однако Максим не
стал цепляться за погоны, а сыграл хирурга в сериале «Склифосовский»,
взялся вести ТВ-программу о животных, по-прежнему чуть ли не через день
играет в театре «Сатирикон», а, кроме того, он реализовал актерскую
мечту – гастролировать еще и с поэтическим моноспектаклем «Все
начинается с любви», с которым он и приехал нынче в Петербург.
- Максим, 12 октября в новом концертном зале «Колизей» на Невском вы
представите свой творческий вечер «Все начинается с любви». Будет та же
программа, что и на вашей встрече со зрителями года полтора назад на
сцене Театра Комиссаржевской?
- Нет, конечно. И программа другая, да и жанр не тот. Я действительно
начинал с традиционных творческих вечеров-встреч со зрителями, где
успевал и стихи почитать, и фрагменты фильмов показать, и спеть,
станцевать, а также достаточно подробно отвечал на любые записки из
зала. Но постепенно мой творческий вечер перерос в моноспектакль. В нем
появилась драматургическая канва, которую я сам выстроил, я там сам себе
режиссер. Даже в жанре моноспектакля стараюсь вести непрерывный диалог…
- Диалог – со зрителем или с самим собой?
- Раздвоением личности, слава богу, я не страдаю, так что диалог веду со
зрителем. Правда, не такой прямой, «приземленный», как в те времена,
когда спрос «на Аверина» после успеха «Глухаря» зашкаливал и всем
хотелось узнать побольше именно обо мне: кто такой, откуда взялся, как
живет, о чем думает. За два-три года информации такого плана вылилось в
СМИ достаточно. А так как я не фигура шоу-бизнеса, то настал момент
удивлять творчеством!
Я постоянно гастролирую, мотаюсь по стране, и могу точно сказать, что
зритель в Норильске, Калининграде или Южно-Сахалинске «страшно далек» от
столичных богемных тусовок… В наше депрессивно-маниакальное время душа
зрителя просит настоящей поэзии, высоких чувств, диалога о вечных
ценностях. Того, на чем, собственно, выросло сразу несколько поколений
советских людей, и сейчас активно живущих, успешных.
И хоть мне сегодня предлагают много нового поэтического и музыкального
материала, специально на меня пишут, я все же черпаю репертуар из той
эпохи, которая постепенно стирается. Это стихи Николая Заболоцкого,
Роберта Рождественского, это музыкальное наследие Андрея Миронова и
Людмилы Гурченко – потрясающая музыка, великолепные песни. Сейчас вот
готовлю номер «Песня о незнакомом певце. Падает снег на пляже», который
сам Андрей Александрович Миронов делал как посвящение Джо Дассену. Мне
же сам Бог велел сделать его уже посвящением двум великим артистам –
Дассену и Миронову. Вот вам связь времен, которую мы поспешили
разорвать, хотя в «прежней жизни» было столько прекрасного и
непреходящего.
- В этот раз вы привозите в Петербург еще и спектакль «Все о
мужчинах» режиссера Якова Ломкина, где играете вместе с Дмитрием
Жойдиком из Театра Виктюка и вахтанговцем Виктором Добронравовым…
Премьера состоялась два года назад, и спектакль, в отличие от вашего
творческого вечера, не изменился?
- Если были на нашем спектакле полтора-два года назад, можете смело
отправляться снова. Режиссер у нас молодой, но достаточно жесткий: ходит
на спектакли, ругает нас, меняет в лучшую сторону. Но в этом и есть
прелесть театра, его отличие от кино, где снялся - и до свиданья, и
часто бывает, как говорила Раневская: «Гонорар прожрали, а позор
остался». Три артиста из разных театральных школ, три разных судьбы -
мы, конечно же, меняемся, растем, портимся, улучшаемся, но каждый раз
делаем что-то новое. И мы хотим сделать в этой театральной компании, с
этим режиссером еще какой-то проект. Не буду пока называть пьесу,
которую уже выбрали, но я рад, что дожил до того момента, когда ко мне
стали приходить такие интересные роли.
- А что репетируете в своем родном «Сатириконе»?
- Константин Аркадьевич сейчас увлечен «юностями», сделал со своими
студентами «Ромео и Джульетту», 13 октября – премьера, и, как вы сами
понимаете, что на Ромео я не качу, на отца Лоренцо тоже, потому что
грешен. Но после «Ромео» Райкин хочет поставить «Пигмалион», где я стану
профессором Хиггинсом. В «Сатириконе» в текущем репертуаре я через
день-два играю - в спектаклях «Тополя и ветер», «Король Лир», «Доходное
место».
- Максим, нелегко далось расставание с «Глухарем»? В газетах писали, что Аверин даже запил…
- Расстался очень легко, на трезвую голову. Больше того, это была моя
инициатива, я понял, что сделал все что мог в этой роли. Дальше бы
началась профанация и пробуксовка. Не осуждаю своих коллег, которые
продолжают этим заниматься, но у меня были другие предложения, меня
ждала интереснейшая роль в военно-морской драме «Горюнов» про
подводников (Максим приехал на интервью из Кронштадта. – Прим. Авт.),
мне предложили сниматься в «Склифосовском», и вообще мне хотелось идти
дальше…
Да и всегда лучше уйти на взлете, чем под стук собственных ботинок!
Кстати, я еще и такой вариант предлагал продюсерам: давайте притормозим
весь проект, сделаем паузу, а через несколько лет возвратимся, и сделаем
это ярко, здорово, на новом качественном уровне. Но люди стали
придумывать какие-то «дочерние предприятия», чем, мне кажется,
похоронили эту историю. Хотя роль Глухарева я по-прежнему люблю. В ней
все совпало.
- А у «Склифософского» есть шанс стать столь же любимым в народе сериалом?
- Так он уже им стал. «Склиф» смотрят так, что он побил даже «Глухаря».
Сейчас доснимаем второй сезон. Если возникнет предложение третьего, я
соглашусь, но на этом, скорей всего, закончим.
- Правда, что докторов из настоящего «Склифа» ваш герой возмутил?
- Это все проделки Интернета? Вранье! Врачам очень нравится. Мнение
врачей «Склифа», что там действительно профессионально показаны
операции, замечательная операторская работа.
- Помнится, в интервью «Фонтанке» несколько лет назад вы назвали
Юрия Бутусова «своим гением»… А сейчас, когда Бутусов вернулся в Питер,
поддерживаете с ними отношения?
- У нас и раньше не было такого, что я звоню ему по вечерам: «Юра, ну
как дела?» Преданность ведь выражается не в этом. Сейчас же Бутусов
выпустил спектакль в «Сатириконе» без меня: просто на каком-то этапе мы
друг друга не услышали, но это нормально. Когда люди друг другу
небезразличны, между ними происходят и размолвки, и обожания. Не хочу,
чтобы кто-то погружался в наши отношения, это наши с ним дела, я его
обожаю и считаю, что Бутусов меня породил, потому что с него началась
моя по-настоящему интересная творческая жизнь на сцене.
- Вы курсе, что у Бутусова в Питере были проблемы с чиновниками?
- Да, конечно. Просто Юра - из людей, для административного департамента
неудобных, потому что он «колючий», не поддающийся планированию. Но с
точки зрения творчества это его огромный плюс. Был бы он удобный,
предсказуемый, с ним было бы неинтересно никому. А Бутусов взрывает все в
артисте, счищает мишуру, в организме театра совершает революцию. Вроде,
все привыкли к опеределенному состоянию, уровню требований, а тут
приходит Бутусов, и все закипает.
- Говорят, когда «Сатирикон» приехал прошлой зимой в Питер, то
Бутсов и тут устраивал многочасовые репетиции после спектаклей, которые
идут уже годами...
- Он нас собрал и сказал, что надо сделать. И это не тиранство.
Спектакль ведь - живой организм, и как только режиссер отпускает его,
начинается растаскивание по сусекам. Ведь все мы живые, и у артиста есть
моменты увлечения – мне вдруг сегодня захотелось так сыграть, а завтра
иначе. Можно забалдеть, можно пойти на поводу успеха, и только режиссер,
если болеет за спектакль, держит все эти поводки. Юра в этом смысле
болеющий человек, он следит за всеми своими спектаклями, дышит вместе с
ними.
Текст и фото: Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»Глухаря
Назад
|