Артист, известный почти каждому по роли в сериале «Глухарь», говорит,
что в последнее время стал чувствовать себя более счастливым – после
того, как научился мудрее смотреть на многие вещи…
«AиФ. Здоровье»: – Максим, я вас всегда вижу в хорошем настроении. Вы всегда приветливый, дружелюбный со всеми… Неужели у вас не бывает спадов, раздражительности?
М.А.:– Бывают, конечно, я же живой человек. Но свое плохое настроение надо дома оставлять!
Его никто не должен видеть. Было бы странно, если бы я пришел,
предположим, в магазин и нахамил кому-нибудь. И люди бы сказали: «А на
экране вы другой». Мне не хочется, чтобы обо мне говорили плохо.
Когда у меня нет сил, сам себе говорю: «Соберись. На тебя смотрят,
на тебя равняются». Есть много людей, которые меня любят. Я не могу не
оправдать их ожиданий. Когда ты понимаешь, что за тобой, что называется,
идут, было бы странно вдруг предать этих людей.
Недавно был случай в Петербурге. Мы снимали возле храма Спаса на
Крови. Я сказал режиссеру: «Вы делаете большую ошибку, нам не дадут
работать». Он говорит: «Все будет нормально». Пока мы работали, не знаю,
сколько семейных фотоальбомов пополнилось фотографиями… (Улыбается.)
Я никому не отказываю, если хотят сфотографироваться со мной.
Естественно, во время дубля люди стоят, ждут, на съемочном процессе это
не отражается.
Когда знаю, что меня любят, меня одобряют, я могу горы свернуть, мне
кажется, что мне все по плечу! А вот хамство, неприязнь очень тяжело
переношу, не могу, когда меня не любят…
«AиФ. Здоровье»: – Судя по вашему грустному выражению лица, недавно вы как раз с неприязнью столкнулись?
М.А.: – Через день после тех съемок возле
Спаса на Крови еду в аэропорт. Захожу в бизнес-зал, жду самолета. Я
привык, что ко мне подходят, говорят: «Пройдемте, ваш рейс». А тут не
зовут и не зовут, не зовут и не зовут… В итоге сам подхожу к служащей:
«Скажите, когда вы меня позовете на рейс?» И вдруг она грубо, небрежно
так отвечает: «Беги! Улетает твой рейс уже!» – «Простите, а почему вы
меня не позвали?» – «А что, – говорит, – я должна здесь за всеми вами
бегать?» – «Ну это же бизнес-зал, здесь всего человек 8–10 сидит».– «А
откуда я знаю, что вы Максим Аверин?» Я говорю: «Зовите представителя,
будем разбираться». А сам поворачиваюсь и говорю в сердцах: «Суки злые».
А она: «А, вот! Видите, какой вы злой! А вот я раньше любила ваше
творчество, а теперь не буду!»
Другой
бы, наверное, на моем месте сказал: «Да пошла ты!» А я… Видимо,
усталость сработала, всякие неприятности были… Я повернулся к ней – и у
меня ручьем пошли слезы, я как белуга зарыдал. Говорю: «Что же я вам
сделал такого плохого, что вы так со мной?» Дальше пришел представитель
аэропорта, извинился. Но не она. Она – нет. Она, наверное, домой пришла и
рассказывала: «Смешной какой, заплакал». Ну, да бог с ней…
К сожалению, есть такие люди, психологические стяжатели. У них такая энергетика, что они любого опустошат…
«AиФ. Здоровье»: – Максим, а почему в нашей
стране так много хамства? За границей люди улыбаются друг другу, и я
через три дня становлюсь там более счастливой – только потому, что мне
там не хамят. Думаю: «Боже, это такое счастье». А у нас…
М.А.: – Это от несчастья. Мы
настолько оголенные, этого не можем, этого не можем… И эти попытки
выжить в сложной ситуации каждый день тебя разрушают. Отсюда эта
раздражительность, хамство… У нас процент несчастных больше, чем
счастливых.
Вот взять мое поколение, например. Не дай бог родиться в эпоху
перемен… Я помню себя в 16 лет. Мы были счастливы, что поступили в лучший
театральный вуз Москвы – Высшее театральное училище им. Щукина, шли по
Арбату… Был 1993 год, второй путч, от выстрелов снайперов падали
огромные витрины магазина «Весна». А мы будто жили в совершенно другом
мире: «Ах, театр! Мы будем театром заниматься». Счастливые, нищие,
голодные. У меня была одна пара обуви, и та от брата досталась, одна
рубашечка, одни брюки. Но это все не важно было…
Для меня это были самые лучшие годы. Хочу ли я обратно туда? Нет! Не
оттого, что я стал такой благополучный, сытый. Нет, дело не в этом. Я
просто не хочу жить там, где было промозгло, холодно, голодно. А сейчас я
вижу мир, могу читать ту литературу, которую хочу читать, могу смотреть
фильмы, которые хочу, я могу поехать туда, куда мне хочется…
«AиФ. Здоровье»: – Вы как-то сказали, что фразу «Артист должен быть голодным» придумали жлобы…
М.А.: – Я действительно не считаю
плохим, когда артист зарабатывает. Но в нашей стране это все равно не те
гонорары, что на Западе. Наши заработки сильно преувеличены средствами
массовой информации.
«AиФ. Здоровье»: – У вас какой-то безумный
график – съемки, театр, гастроли… Странно, как все это успевает делать
один и тот же человек. Максим, как вы это выдерживаете?
М.А.: – Я действительно целыми днями работаю. Все говорят: «Ну как же так, надо отдыхать!» Да какие вы смешные люди! Это и есть мой отдых, моя работа, моя любовь, мое удовлетворение, все, что хотите, я получаю в этом.
Я счастливый артист, играю в «Сатириконе» в интереснейших спектаклях,
и в кино ко мне роли стали приходить такие, какие люблю… Я обожаю
военных играть! Это кладезь для актера. Юмор, во‑первых, офигенский.
Во‑вторых, военная форма диктует особую пластику, стать…
«AиФ. Здоровье»: – Ваша профессия предполагает трату нервных клеток. Что для востребованного актера Максима Аверина есть страшный сон?
М.А.: – Не успеть на спектакль… В жизни
ведь всякое бывает. У нас в «Сатириконе» всегда была очень строгая
дисциплина. Помню, как стоял на коленях перед начальником аэропорта
Симферополя, когда не смог вылететь на спектакль. Это был 1997 год – мой
первый год в «Сатириконе». Я тогда еще ничего не сделал в этом театре, а
уже так обкакался! Я, честно говоря, думал, что умру. Ты не можешь
ничего сделать, исправить что-то невозможно, потому что самолет взлетел,
а съемочная группа меня не успела привезти вовремя на самолет. И ты
стоишь на коленях перед начальником аэропорта: «Я вас умоляю, понимаете,
меня уволят».– «Ну, миленький мой, да я бы все сделал, но это
невозможно сию секунду!» – «А когда следующий рейс?» – «Да успокойся,
полетишь на следующем самолете, он будет через час». А следующий рейс
задержался из Москвы… Я думал, что у меня будет плохо с сердцем. Было
стыдно ужасно. Я не прилетел на спектакль. Это было страшно. Не дай бог
больше такое пережить, это действительно страшный сон.
А еще у артиста есть другой
большой страх – забыть слова. Особенно если это стихи. Все. Это крах. Я
однажды на «Ричарде III» забыл слова. Враз. У меня память очень
хорошая, а вот тут все – белый лист. Если начинают в такие моменты
подсказывать, это еще хуже. У тебя тогда вообще сбивается все… Потом
спектаклей пять на меня в этот момент нападал страх: только бы не
забыть, только бы не забыть…
«AиФ. Здоровье»: – А в человеческих отношениях вы чего боитесь? Обмана, предательства?
М.А.: – В человеческих отношениях? (Некоторое время думает.)
Знаешь, я стал меньше бояться в последнее время. Я стал счастливее,
когда какие-то вещи для себя понял. Как день, вдруг многое стало ясно… Я
просто мудро стал смотреть на какие-то вещи: на обман, на зависть, на
подлость, на предательство. И вдруг понял: надо прощать. Когда я вижу,
что творится что-то не то, я уже заранее стараюсь простить этого
человека… Хотя, пожалуй, самое страшное – это равнодушие. Ему нет
оправдания.
Назад
|