Роль в сериале «Глухарь» словно написана для Максима Аверина.
Смотришь, и кажется, что это не игра, а жизнь. Интересно, как Максиму
так удалось вжиться в роль?
Н. Золотарёва, Нижний Новгород
«Конечно же, «Глухарь» - моя актёрская победа. Я мечтал о такой роли.
В ней есть всё - и многогранность, и многослойность нашей жизни. Всё!
И, конечно же, я думаю, что у артиста с ролью должны быть точки
соприкосновения. Роль должна быть личностной. Во многом я играл и вдруг
понимал, что это про меня. Главное - быть настоящим».
Мне на роли везло
- А сейчас где снимаетесь?
- В Петербурге, в многосерийном фильме о подводниках. Он называется
«Горюнов», а играю я там военного. У меня такой роли ещё не было. Это
русский медведь, если служит Родине, то свято, если любит, то искренне,
если борется, то до конца. И при этом он немногословен. Для него есть
только два вида одежды - парадная и повседневная. С художником по
костюмам мы даже отменили гражданскую одежду. Я вообще очень люблю
играть военных людей. Одна из моих любимых ролей - роль в фильме
«Карусель», где играл военного хирурга. Мне вообще везло на роли. Хотя
есть пара фильмов, которые я бы, как Мэри Пикфорд, сжёг.
- Значит, не простаиваете?
- На ближайшие несколько лет я интересной работой обеспечен. Мне очень нравится, что на меня уже пишут, на меня рассчитывают.
- Чем руководствуетесь при выборе роли?
- Важна роль. Если режиссёр будет подлецом и гонорар будет
маленьким - ничего, я потерплю подлеца. Может быть, это и хорошо, если
человек и не хочет тебя снимать, и не любит тебя снимать, но ведь в этом
тоже может быть кайф.
- Когда я пришла, у вас на столе было много писем. Неужели все читаете?
- Обязательно. Есть письма, в которых: «Ой, люблю-люблю». А есть
письма, в которых анализируют мои работы, рассказывают о себе, делятся
своими радостями и печалями. Приходят письма от матерей, которые
потеряли сыновей. Во-первых, я их сохраняю, потому что это дорогого
стоит, а во-вторых, я же тоже от этой жизни какие-то шишки получаю и,
когда уж совсем становится плохо, достаю эти письма и читаю их. И
тогда, как барон Мюнхгаузен, поднимаешь себя за косичку, потому что
понимаешь, есть ради кого жить, ради кого работать, ради кого выходить
на сцену и вставать в кадр. И ты знаешь, что ты небезразли-
чен.
Маленькая деталь большой конструкции
- Почувствовав один раз ощущение сцены, не влюбиться в неё
невозможно. Это как под поезд - раз и навсегда. Говорить я поздно начал,
но в четыре года сказал, что буду артистом. И, видимо, ТАК сказал, что с
этим уже никто не спорил. И в моём микрорайоне все всегда говорили:
«Это наша звезда!», «Это артист идёт!» И вдруг этот артист идёт по
Арбату, подходит к Щукинскому училищу и... видит миллионы таких
артистов. И подумал тогда: «Ого! В 16 лет я был таким максималистом.
Я-то думал, что сейчас все упадут. И в первый год когда я не поступил,
то осознал, какая она, эта профессия. Я не смогу без этого. Я этим живу,
я этим мыслю. Я - заточенная деталь большой конструкции под названием
«театр».
О спокойствии
- Я не спокойный человек. Спокойствие - это не для артистов. Я
вообще очень боюсь спокойных артистов. Мне с такими некомфортно. Они уже
заранее знают, что сейчас сделают. Это невозможно. Мне очень нравятся
люди импульсивные, люди, которые всегда в поиске. К тому же я работаю 15
лет в театре Райкина. Было бы стыдно рядом с таким мастером быть таким,
знаете: «О-хо-хо, я жизни отдал всё сполна…» Иди и отдавай каждый день!
Я видел многих артистов, у которых уже остановился поезд. Абсолютно
успокоенные, никуда им не надо. Это не для меня. Я не смогу так. Я бы не
хотел, чтобы мне стало проще. Тем более чем дальше в лес, тем труднее,
потому что каждый раз нужно находить что-то новое в себе. Не дай бог
привыкнуть к себе! Привычка для артиста - это просто разрушение. К тому
же это профессия «здесь и сейчас».
О равнодушии
- На мой взгляд самое страшное - это равнодушие. Люди могут
спокойно пройти мимо. Я недавно снимался в одной сцене, там по сюжету
женщина болеет сахарным диабетом, и мне реквизитор говорит: «А вот эту
карточку нужно достать». Я спрашиваю: «Какую карточку?» А там карточка:
«Если вы увидели, что я без сознания, я не пьяный - у меня сахарный
диабет». И я подумал: «Ничего себе!» И эта табличка меня очень потрясла.
Вот такие сигналы SOS, они, оказывается, существуют. Это всё рядом,
вокруг. И, оттого что могут пройти мимо, страшновато стало.
- Сами мимо не пройдёте?
- Никогда не проходил мимо беды. А сейчас как к человеку
известному ко мне часто обращаются с просьбами помочь материально или
повлиять, посодействовать. Я, конечно, понимаю, что многим нельзя помочь
(слухи о моих миллионах преувеличены), но какую-то частицу помощи
оказать могу.
- Вас легко обидеть?
- Мама всегда говорила, что в детстве, когда кто-то наносил мне
удар, я не устраивал при всех истерик. Всегда уходил. И так до сих пор и
осталось. Как Арлекин - но слёз моих не видно никому!
Вчера произошла одна ситуация, и мне было безумно обидно. А сегодня
мне одна моя знакомая написала: «И вообще, я считаю, что ты как
Нью-Йорк, - тебя может не любить только тот, кто не видел!» И мне так
это понравилось! Любимым быть очень хорошо. Потому что тогда, когда в
тебя верят, ты можешь очень многое совершить. Но любить - это важнее.
- В одном из своих интервью вы говорили, что был период, когда в вас мало кто верил…
- Да, был период, когда мне казалось, как же можно так жить:
номинально, по трудовой книжке, называться артистом и при этом ничего не
делать в профессии. Мне не нравилось, как я жил эти несколько лет. В
1997-м я поступил в театр, и только в 2002-м у меня появилась там
интересная работа, а до этого были массовка, какие-то рольки. Но это всё
было не моё, потому что мне казалось, что я могу больше. Видимо, всему
свой срок. И тут же всё пошло. И вся комбинация собралась, как в
пятнашках.
- А другим завидуете?
- Я всегда говорил, что никому не завидую. Всегда говорю так: не
завидуйте чужому успеху, потому что не знаете цену этого успеха, что на
алтарь было положено.