Максим Аверин: «Без любви я бы жить не смог»
«Мужчина без чувства юмора — несчастный человек», — уверен популярный
актер Максим Аверин. «Труд-7» решил выяснить, счастлив ли сам автор
этих слов.
— Ваши слова: «Если артист ничего не хочет, значит,
он успокоился. А успокоение, как говорил Лев Толстой, есть душевная
подлость»… А чего лично вам сегодня хочется?
— Мне очень хочется нового витка моего творчества, новой интересной
работы в театре, Достоевского, например. Сейчас мне несколько
тяжеловато, потому что уже пара месяцев, как я ничего нового
не репетирую. У нас в театре состоялась премьера «Чайки» Юрия Бутусова.
Посмотрел спектакль и остался просто потрясен — настолько это яркое
событие для современного театра. А я сам выпустил пока спектакль
«на стороне». «Все о мужчинах» — калейдоскоп жанров: там и трагедия,
и фарс.
«Вместо милицейской формы — халат врача»
— Вы ведь сейчас участвуете в новых проектах?
— Да, есть новые фильмы, новые сериалы. Очень мне нравится недавняя
история, в которой я снялся, — телефильм под названием «Возвращение
домой», где я сыграл юриста. Там я уже совсем в ином, новом для себя
качестве, таким я еще не был. Совершенно пронзительную историю сняла
любимая мной режиссер Гузель Киреева. История про человека, когда-то
сбежавшего от себя, из родного города, в котором он оставил все. Спустя
годы он туда возвращается и начинает понимать, что он многого не знал
и не понимал. Уходит гордыня, закрытость от мира, и происходит
возвращение к себе подлинному.
— А в другой картине вы, кажется, сменили милицейскую форму на медицинский халат...
— Точно. Играю в сериале «Склиф» доктора Брагина. Мне очень нравятся
такие персонажи, как он: когда не прописано упрощенно, плохой герой или
хороший, а главное, чтобы он был настоящим. Люди ведь все по природе
своей замечательны, рождаемся мы вообще ангелочками. Ну, а дальше
уж кому как повезет — в зависимости от того, насколько нас жизнь помнет,
поломает, а то и пришибет хорошенько.
— А кто вам из этих двух героев ближе?
— Ну я же ведь не профессию играю, а человека. В роли юриста мне
очень близка тема одиночества, того, что человек на самом деле не может
быть один. Сериал «Глухарь» — совершенно другая история про «своего
парня», который все время разный: бедовый, веселый, хитрый, безбашенный…
А в этой картине мой герой — достаточно определенный человек, большая
часть экранного времени вообще лишена словесности. Многие фильмы сейчас
грешат картонностью, мы изображаем радость, некоторую свободу, мы все
время «как бы»: Не допуская, что это может быть живым, внутренне
подкрепленным. Этот фильм — очень хорошая история, и главное, что она
и заканчивается очень светло и позитивно, обещает жизнь. Я никогда
не любил безнадегу. Однажды мой педагог по театральному училищу Анна
Васильевна Пушкина сказала: «Я люблю смотреть твой сериал „Глухарь“.
Знаешь, почему? Потому что в конце этого темного тоннеля ты оставляешь
свет». Ведь почему полюбили Серегу Глухарева? Люди соскучились
по настоящему герою, а не по Бэтменам, Человекам-паукам и Гарри Поттерам
«Позитив через грустинку»
— Так это от вас свет и позитив исходит? Потому и Глухарев ваш ими богат?
— У меня какой-то русский позитив, через грустинку.
Хотя, на мой взгляд, мужчина без чувства юмора — несчастный человек.
Ужасно, сколько у нас таких несчастных людей. Ведь юмор — единственное,
что может спасти человека в любой ситуации. Отсутствие чувства
юмора приравнивается к импотенции. Я не могу общаться с подобными
людьми, особенно если это касается мужиков. Женщинам еще хоть как-то
прощается. Хотя женщины, мне кажется, сейчас более подвижны в этом
плане. Мне, наверное, немного проще, потому что меня моя профессия
сделала очень счастливым человеком. Я стал достаточно самоироничен
и очень спокойно отношусь к себе и к популярности, о которой мне
постоянно твердят.
— И как же вам живется с вашей популярностью?
— Недавно у меня выдался выходной, я гулял по Москве и в какой-то
момент спустился в метро. Меня безумно порадовало, что люди шли мне
навстречу и улыбались так, как будто каждый день меня встречают:
«Привет, Максим!» Улыбались как своему, родному. А когда зритель, видя
тебя в жизни, а не на экране, считает тебя своим, это даже дороже звания
народного артиста. Я видел артистов, которые на экране были богами,
а в жизни оказывались очень неприятными людьми. Мне кажется это очень
неправильным, нечестным. Да, я тоже могу быть категоричным, пребывать
в плохом настроении, но в этот момент я просто делаю так, чтобы меня
никто не трогал. Прячусь в свою ракушку. Хотя, конечно, в мою жизнь
так же каждый день врываются тысячи обстоятельств. Но, слава богу,
я не скурвился, не скуксился, не сидел и не пил горькую, а все время
работал.
— Считается, что все артисты — лицедеи. Что своего лица у них нет из-за множества чужих масок и ни одному их слову нельзя верить.
— Не согласен. Лицедействовать — не значит врать, лицедейство —
подвижность души, яркое существование в моем понимании. Скажите, разве
вы не верите великому артисту-лицедею Евгению Леонову или
Олегу Ефремову, например? Есть, конечно, и другие артисты. Но я с ними
не общаюсь — Бог миловал от подобных людей. Я сам боюсь таких личностей,
которые как ужи на сковороде, поэтому и не хожу никуда. Боюсь этих
людей с бокалом в руке, которые приближаются к тебе со словами: «Привет,
как дела?» И в принципе можно уже не продолжать разговор, потому что
они идут дальше, адресуя эту фразу следующему человеку, который
попадется им на пути.
«Стал прощать людей»
— Вы никогда не боялись, что роли могут как-то повлиять на вашу судьбу?
— Нет, меня мои роли только обогащали внутренне. С годами я прихожу
к тому, что любая человеческая жизнь построена на стремлении к гармонии,
поиску внутренней свободы. Именно после 30 я зажил, расцвел по-настоящему,
если можно так выразиться. Потому что до этого у меня было сплошное
внутреннее мытарство, я не понимал, правильно ли я живу. А сейчас
я вдруг перестал каких-то вещей бояться, теперь я могу
сказать: Господи, дай мне пережить то, что невозможно изменить. Я стал
прощать людей, я не держу зла ни на кого. Я вдруг понял, что могу себе
это позволить. Меня обижают — да, но я прощаю.
— Были моменты, когда хотелось бросить «это чертово искусство»?
— Нет, были моменты отчаяния. Окончив институт, я несколько лет существовал в каком-то
вакууме. Понимаешь, я абсолютный максималист в профессии, и мне
казалось, что такое существование в околотеатральной, богемной жизни
меня не устраивает. А годы-то были 90-е, очень
сложное время для искусства, когда работы не было вообще никакой.
И я был вынужден сниматься в рекламе. Отчаяния было много, но никогда
не было предательства по отношению к своей профессии. Я знал, что могу
быть только актером и больше никем.
— То есть, если бы на тот момент вам предложили возможность зарабатывать деньги и жить припеваючи, вы бы отказались?
— А это бы совершенно не мешало, многие люди на время уходили
из профессии в бизнес. Я считаю, что это вовсе не предательство, когда
ты можешь заработать деньги, к тому же честно. Но у меня даже мысли
такой не было, потому что я ни черта больше не умею делать на этом
свете. Единственное, если бы у меня совсем не было денег, я бы,
наверное, бомбил по городу на машине. Я же мужчина, я не должен сидеть где-то
на кухне, пить водку под пельмени и говорить о том, какой
я непризнанный и непонятый. Многие мужчины так делают, но это не мой
калибр. (Смеется.)
— Вернусь к театральной деятельности. Недавно состоялась премьера
вашего нового спектакля «Все о мужчинах». В чьей голове родилась эта
идея?
— Продюсер нашего спектакля Элина Ильяная стала обладательницей прав
на постановку в России замечательной пьесы драматурга Миро Гаврана «Все
о мужчинах», которая идет с большим успехом во многих странах. Элина
и предложила моему коллеге по театру Якову Ломкину поставить этот
спектакль. Мы были на гастролях в Тюмени, когда он дал мне прочитать эту
пьесу. И моя душа мгновенно откликнулась. Настолько в этой новелле
истинный, библейский сюжет, что я без разговоров согласился участвовать
в спектакле.
«Я смерти не боюсь»
— Раз уж вы готовы рассказать все о мужчинах, то поделитесь, как мужчины переживают пресловутый кризис среднего возраста.
— Посмотри на меня — легко! Мне все говорили: вот погоди, сейчас как
начнутся в твоей жизни проблемы! А их нет, хотя и много всякого в жизни
происходит. В какие-то моменты начинаешь понимать, что
здоровье иногда может обманывать. А ты ведь помнишь, что всегда все было
прекрасно, никогда ничего не подводило, и вдруг: Но я для себя решил —
жить. В полном смысле этого слова, без фиги в кармане. Я, например,
понял, что я не боюсь смерти. Потому что я знаю, что проживу именно
столько, сколько мне отмерено свыше. Все, что я имею, я заработал сам,
я никому ничего не должен и все счета уже оплатил сполна. Я не фабрикую
свою жизнь математически правильными вычислениями. Я просто живу.
Я понял: как только ты открываешься миру, он очень многое может тебе
дать. И тогда не страшны никакие кризисы.
— «Любовь — это сплошные неприятности», говорили вы. Как часто на вашу голову сваливались подобные неприятности?
— Постоянно! Но неприятности эти все-таки в кавычках,
потому что, влюбляясь, ты начинаешь существовать в совершенно другом
пространстве. Мир вокруг тебя остается прежним, а ты уже совсем другой
и не соответствуешь ему. Ты начинаешь по-другому, более
остро смотреть на мир. Мне, как актеру, это особенно помогает — без
любви я бы жить не смог! Артист должен все время находиться в состоянии
любви, он должен быть и влюблен и любим.
— При вашей профессии вообще возможна нормальная личная жизнь?
— Да. Моя личная жизнь абсолютно нормальна. Хотя, естественно,
не всегда мы можем быть вместе с любимым человеком. Я существую в другом
режиме, я и жаворонок, и сова одновременно, какой-то гибрид, потому что я и встаю рано, и ложусь очень поздно.
— Скажите, а почему мужчины так не любят свадьбы и штампы в паспорте? Любимая отговорка: штамп в паспорте ничего не меняет.
— Я вообще свадьбы не люблю, для меня это действо приравнено
к атрибутике. У меня никогда не было желания устроить свадебный
беспредел с лимузинами, фатами, сватами. В моем представлении это должно
происходить так: сели вдвоем в самолет и улетели далеко-далеко.
А присутствие родственников и кучи гостей — совершенно ненужная вещь.
Со своими друзьями мне всегда хорошо — и в день свадьбы, и во все
остальные. А свадьба, как и первая брачная ночь, — процесс, касающийся
только двоих, все остальные здесь — лишние зрители. У меня никогда даже
в мыслях не было: «Ой, вот когда у меня будет свадьба!.." Бред какой-то. Я, кстати, даже не помню, когда последний раз был на свадьбе — все мои друзья переженились сто лет назад.
— Написана масса книг и пособий для женщин, как уберечь любовь
от привычки. А вот на ваш сугубо мужской взгляд — можно уберечь любовь
от привычки или это рано или поздно неизбежно?
— Боже мой, какой ужас! (Смеется.) Никакая книжка не поможет
вам удержать любовь. Знаешь, есть такие замечательные стихи: «И чтоб
любви не таяла звезда, исполнитесь возвышенным искусством. Не позволяйте
выдыхаться чувствам, не привыкайте к счастью никогда». Как только
уходит легкость в отношениях, как только это становится работой, значит,
все — конец. Нужно понимать, что семья — это колоссальная работа, где-то
ты должен наступить себе на хвост, принимая и уважая свободу другого
человека. Особенно когда рождаются дети, потому что они не должны
страдать от родительских скандалов, ребенок не должен видеть, как
унижают его отца, неуважительно относятся к его матери.
«Скупо жить неинтересно»
— Безрассудства часто совершаете?
— Очень! Это один из способов жизни, потому что скупо и рассудительно
жить мне неинтересно. Потому что я люблю грозу, стихию и ураган, мне
внутренне необходимы эти встряски. А безоблачная погода, лесок и шум
листьев не для меня.
— Знаю, что вы очень любите путешествовать.
— Путешествовать обожаю, мы с друзьями заранее готовимся к каждой
поездке, продумываем маршруты. Карты на стене, где отмечались бы места,
в которых я побывал, у меня пока нет. Но есть внутренняя карта,
на которой очень много ярких флажочков: «Тут я был, ура! А тут еще
не был, пора собираться». Недавно был в Венеции, это были три дня
абсолютного счастья. Таким же счастьем было увидеть Нью-Йорк и новогоднюю елку с катком в Рокфеллер-центре.
Или Кубу, переполненную сексуальной энергетикой. Видеть мир
и не восхищаться им — ужасно. Помню, я был в Доминикане и в одном
журнале увидел фотографию — копию пляжа, где мы отдыхали. Я вырвал эту
страничку, и она у меня дома стала закладкой для книг.
— Помните, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» один персонаж говорит:
«Каждое утро в 9 часов я прихожу на работу. Не хочу сказать, что это
подвиг, но что-то героическое в этом есть». А какие подвиги есть в вашей повседневной жизни?
— В моей жизни самое главное-то, что говорит другой
персонаж: «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Мюнхгаузен живет во мне
постоянно, я каждый день поднимаю себя и физически, и морально за эту
самую косичку. Потому что вся суета дней говорит: живи как все, это тебе
не надо, ты уже давно взрослый человек, сколько можно скакать? И каждый
раз я отвечаю: нет, ребята, я буду жить так, как я хочу! Так что я тоже
каждый день совершаю свой маленький подвиг.
Назад
|