"Удивительный
от слова "удивлять"!
МАКСИМ АВЕРИН: "СОБАКА С ХАРАКТЕРОМ КОШКИ"
Яркий и темпераментный на сцене, обаятельный, как и его герой из сериала
"Глухарь", МАКСИМ АВЕРИН и в жизни излучает радость и оптимизм,
которыми заражает своих близких. Он старается сделать "вкусной" не
только свою жизнь, но и их. Вообще, вкус к жизни ... это про него!
- Максим, помните момент, когда впервые почувствовали интерес к актерству?
- Вот когда на стульчик встал со стишками, тогда и почувствовал. (Смеется.)
- А что было самой первой победой, точкой отсчета?
- Спектакль "Лев зимой" в "Сатириконе". Когда мы выпускали
его, пришел Райкин и похвалил мою работу. Но невозможно же повесить на гвоздь:
"Меня похвалили..." Чем больше я в профессии, тем больше понимаю, что
еще ничего не умею. Это в институте тебе кажется, что ты все можешь. (Смеется.)
Повторить успех невозможно. Новая работа может стать провалом и шагом назад. Но
нельзя тащить с собой неудачу. Упал - научись подниматься и идти дальше. Хотя,
конечно, это болезненно.
- Вы никогда не испытывали зависти? Может, в первые годы работы в театре?
- Когда я пришел в театр, у меня была только одна мысль: "Почему со мной
не происходит ничего?" Был момент, когда у меня вообще руки опускались,
несмотря на то, что в кино я начал сниматься сразу после института, и не было
такого, чтобы я сидел без работы. Но мне не хотелось довольствоваться
"костями", хотелось "мяса". Нет ничего ужаснее, чем
приходить за зарплатой в театр и испытывать некоторый стыд: "А за
что?" Но завидовать чужому успеху ... И чужой расплате тогда тоже, что
ли?!
- Несмотря на трудности в театре, работа у вас была всегда ...
- Я работаю с 12 лет. Когда окончил институт, снимался во всем, в чем можно
было: в рекламе, клипах. И не стесняюсь этого. Потому что прекрасно понимал:
"Я что, буду жить за счет родителей?" Не рассчитывал ни на кого.
Жизнь - это поступки, которые тебя создают. Мне многие говорят: "Вот ты
сейчас..." А я это все заслужил сам. Я никому ничего не должен.
- Вы говорите, что всего добились сами, никому ничем не обязаны. Наверное, вы
не это имели в виду.
- Конечно! Судьба посылает тебе тех людей, которые ведут тебя вперед. Я хотел
учиться только в Щуке и поступил именно туда. Потом судьба подарила мне
"Сатирикон" - не какой-либо другой театр, а именно Райкина! Позже,
попав в руки Абдрашитова, я смог чему-то научиться и в работе на площадке, потому
что до этого я существовал в кино интуитивно. "Глухарь" сделал меня
всенародным любимцем. (Улыбается.) Но вообще я никогда не начинал дружить,
понимая, что это мне пригодится. Считаю, что пошло - дружить из-за чего-то. Я
просто влюбляюсь в людей.
ХАРИЗМА БЕЗ ЧЕЛКИ
- Вам хочется нравиться людям, чтобы к вам тянулись?
- Всем нравиться невозможно. Яркость ... она не может быть нарощенной. Мне одна
девочка сказала: "Даже если бы ты был неизвестным артистом, то люди на
улице все равно оборачивались бы и спрашивали: "Вы артист?" Наверное,
яркость - это тоже органика.
- А чисто мужской успех вам важен? Нужно ли было самоутверждаться, или все было
и так легко?
- У меня никогда не было ни желания стать тем бычком, на которого можно
спустить все стадо, ни фантазии строить из себя мачо. Вообще все эти
определения: "мачо", "секс-символ"... смешные и вульгарные.
Я себя сразу представляю лошадью. Вот есть два артиста, Ален Делон и Бельмондо.
И один вроде бы ни в какие каноны красоты не вписывается, но от него идет такая
мощная энергетика ... А есть Ален Делон. Конечно, он великолепен. Но вот
удивительная вещь: обоим далеко за 70, но один до сих пор огонь, а второй...
Для меня бельмондо - идеал мужской значительности. Как Олег Николаевич Ефремов,
который до конца своих дней оставался мужчиной. Для мужчины важна не челка, а
харизма.
- Вам важно, как вас воспринимают?
- Каждый видит то, что хочет видеть. Для кого-то я самовлюбленный, для кого-то,
наоборот, неуверенный, вечно задающий себе вопросы. Главное, надо выглядеть
мужчиной. Раньше я считал: "Вот у меня такой недостаток, такой...",
мялся... А в один день просто подумал: "Да нормальный я, нормальный!"
(Смеется.)
- Вы производите впечатление легкого, открытого человека, а при этом вовсе не
расстегнуты на все пуговицы. Есть те, с кем вы открыты до конца?
- Оскар Уайльд сказал: "Надо всегда оставаться чуть-чуть
недосказанным". К тому же возраст откладывает свой отпечаток, понимаешь
необходимость какой-то защиты. Но в принципе я и в детстве, когда плохо было,
замыкался. Со всеми быть открытым нельзя. А близким людям и не обязательно
что-то рассказывать. Они сами почувствуют, что с тобой происходит. Я верю, что
близкий друг всегда все знает. Вот Граня (актриса Агриппина Стеклова) тут же
меня считывает, как сканер. Даже по эсэмэскам улавливает мое настроение. Но
вообще, если что, только я сам смогу себя вытащить.
РЮМКА КОНЬЯКА НА НОЧЬ
- Вы и в дружбе, и в любви максималист...
- Да, это так. Поэтому круг друзей с годами становится уже. Я не ношу с собой
обиды. Мне кажется, это вредно. Ноя подумаю: вступить ли снова в ту же реку. И
уже вряд ли смогу быть с ними на том же градусе.
- Тихая заводь вам не нужна ни в любви, ни в дружбе?
- Конечно, нет! А время почему-то диктует другое, кругом какие-то полуотношения:
полудружба, полулюбовь... Мы вроде бы дружим, но при этом... Поэтому когда у
тебя есть настоящий друг, то это как страсть!
- А вы бы могли что-то "задвинуть" ради друга, например не спать и
поехать к кому-то, если это надо?
- Конечно! Ведь дружба и любовь ни с закатами, ни с рассветами не связаны. Вот
от многих мероприятий, на которые меня бесконечно приглашают, я отказываюсь,
потому что общение с чужими людьми - для меня работа. И мне жалко тратить время
на тусовки.
- Бывает, что люди перестают ценить внимание и садятся на шею ... С вами такого
не случалось?
- Все проблемы возникают от того, что люди не разговаривают. Поэтому, когда
вступаю в новые отношения, всегда ненавязчиво пытаюсь объяснить, что у меня
существуют свои традиции - например, утром я включаю телевизор и пью кофе, а на
ночь, после трудового дня, выпиваю рюмку коньяка. И их никто не может нарушить.
А вообще, признаюсь, мне нравится, когда обо мне заботятся. (Смеется.) А кому
это не нравится?! Я же как та собака, которую приласкаешь, так она еще больше
будет предана. А я, несмотря на свой комачий характер, абсолютная собака.
ИГРУШКА ИЗ "ДЕТСКОГО МИРА"
- Вы говорите, что всегда ощущали себя взрослым.
- Да, и я очень хорошо помню, что рано осознал, что такое одиночество. Мне было
года четыре. Родителей не было дома, я проснулся, залез на подоконник и плакал.
Мне было так ужасно, что их нет, - страшнее некуда. Еще помню, как мама с папой
поругались, он ушел (мне было лет пять), стоял на остановке, а я кричал ему в
окно: "Папа, пожалуйста, вернись". Потом, когда родители развелись,
мне было 16, я тоже как-то все понял. Не было такого: "Мама, зачем ты это
сделала?" Я видел, что им некомфортно друг с другом.
- И после этого не наступил период, когда было страшно влюбляться, открываться?
Не было мысли: "Больше никогда, не хочу..."?
- Нет, наоборот, это надо было сразу выплескивать во что-то другое... Я рано
понял, что невозможно ко всему миру предъявлять одну претензию. Это глупо. И
вообще я такой ванька-встанька. (Улыбается.)
- Вы с таким восторгом говорите о любви и о женщинах, но при этом считаете, что
в самой мужской природе заложена измена...
- Потому что природа нас наградила кое-чем, чего нет у женщин. (Смеется.)
Поэтому нет ничего зазорного в том, что ты следуешь ее зову. Объясню так:
допустим, у тебя есть много игрушек, а одна самая любимая. Но иногда... хочется
пройтись по своему "Детскому миру" (Смеется.) При этом никто не
отменяет преданной и нежной любви.
- А любимая игрушка должна разделять эти ваши взгляды?
- Наверное, в том числе и поэтому я до сих пор не женат. Я очень влюбчивый. И,
кстати, собирался жениться очень рано. Все придумывают себе какие-то теории.
"Вот я изменил, но не предал душу..." Есть конкретный поступок -
изменил! Назови вещи своими именами. Это все слова, а любовь - это поступки. И
кстати, сексуальная жизнь к любви не имеет никакого отношения.
- Ну, уж совсем никакого?!
- Да, не имеет, потому что одно дело - чувства, другое - природа. Правда, когда
ты безумно влюблен, то уже никого не замечаешь. Хотя природа, зараза, все равно
сидит... (Смеется.) Честно скажу, сам иногда во всем этом путаюсь. Думаю, даже
Фрейд сошел бы с ума, если бы я ему сказал, какие у меня иногда бывают мысли...
- А вы быстро отличаете зов природы от любви?
- Ну, как это можно сразу определить? Все начинается одинаково: раз - и "О
Боже, это то, что я искал всю свою жизнь". (Смеется.) Но так же, как я не
понимаю, как самолет взлетает, так же не понимаю, откуда это берется... Любовь
- это колоссальный труд и сплошные неприятности, потому что это эгоцентричное
чувство, так как всегда один любит, а второй позволяет себя любить. И потому
один всегда недоволен тем, что дает вторая половина. Так что по большому счету
лучше бы любви не было. Но невозможно жить без этого чувства. Хотя без него
спокойнее. Но тогда это "дом ветеранов сцены". Правда, и в "доме
ветеранов сцены" люди создают свой театр, работают, влюбляются и даже
плетут интриги. Так что покой нам только снится... (Смеется.)
Назад
|