Творческое объединение «Открытые двери», созданное молодыми артистами
«Сатирикона», выпускает крайне необычный для антрепризы спектакль
«Другие» по пьесе Сартра «За закрытыми дверями». Накануне премьеры «Ваш
Досуг» поговорил с его режиссером Яковым Ломкиным и исполнителем главной
роли Максимом Авериным. Вам не кажется, что
Сартр и антреприза — вещи несовместимые? Я. Л. Да, это
отчасти провокация. Раньше за такой сложный материал мало кто брался в
антрепризе. В основном там оказывают развлекательные услуги населению.
Но мы не ищем легких путей. Пьеса Сартра вообще не театральна. Это
манифест экзистенциализма. Место действия — ад. Но люди не сразу это
понимают. Они просто заперты в одной комнате без окон и дверей и
становятся друг для друга палачами. Мы все давно живем в аду, только не
замечаем этого. Зритель на это пойдет? М. А. Мы
уважаем своего зрителя и не хотим его оглуплять. Нам неинтересно играть
«Трусы над пропастью», мы думаем, что и зрителям надоели истории про
любовников под кроватью. Я. Л. Как режиссер я старался
максимально облегчить зрителям восприятие этого текста. Мы используем
современные выразительные средства, у нас много действия: артисты чего
только ни делают, даже дерутся диванами. Вы согласны с
утверждением Сартра, что «ад — это другие»? М. А. Конечно,
бывают ситуации и люди, которые мою жизнь превращают в ад. Мы сами
ежедневно совершаем маленькие преступления и для кого-то становимся
палачами. Ад — это не жаровни и сковородки. Это наша память. От нее
невозможно убежать. Максим, вы всегда были очень преданны
своему театру. Почему сейчас решили «пойти налево»? М. А. У
меня поменялась география, но не поменялась команда. С Яшей мы 13 лет в
одной гримерке. Мы одной группы крови. В антрепризах люди обычно
меряются рейтингами и достоинствами — кто больше сорвет аплодисментов.
Мне это не интересно. Наш театр устроен по-другому. Артисты «Сатирикона»
— универсальные солдаты. Мы можем сыграть Шекспира, а потом станцевать
канкан. Поэтому лучшие режиссеры страны обожают у нас работать:
здесь они не услышат слова «нет». Но вы сейчас много
снимаетесь, получили «Тэффи» за роль Глухаря. Головокружения от успеха
нет? М. А. Я к успеху отношусь спокойно. Слава — это такая
капризная девочка, которую нужно все время ублажать и удивлять. Я
никогда в жизни не променяю театр на кино. Театр — это вакцина от
обыденности. Я вижу своих ровесников, сытых, довольных жизнью, и
понимаю, что для них жизнь закончилась. А у нас каждый день —
сумасшедший драйв. А есть ли жанры, в которых вам хотелось бы
себя попробовать? М. А. Да. Мюзикл. И у нас уже есть планы, о
которых мы вам пока не расскажем. Главное, я нашел своего режиссера и
уже его не отпущу.
Назад
|