Максим
Аверин в спектакле "Маскарад" театра "Сатирикон".
Как
актеру удерживать планку, снимаясь в сериалах и «выдавая» по полтора
десятка сцен в день, рассказал в интервью GZT.RU один из ведущих
артистов театра «Сатирикон» Максим Аверин.
Районный
следователь Глухарев, мать шекспировского Ричарда III, Арбенин в
лермонтовском «Маскараде», человек-куст в сериале «Доктор Живаго» — все
это актер Максим Аверин. Он попал в «Сатирикон» к Константину Райкину
сразу после выпуска из Щукинского училища в 1997 году, в 2002-м со
спектакля «Макбетт» началось его успешное сотрудничество с режиссером
Юрием Бутусовым.
Массовый зритель знает Аверина как
обаятельного, несмотря на свирепый вид, милиционера из телесериала
«Глухарь». Успешный телепроект недавно превратили в фильм —
остросюжетную комедию «Глухарь. 24 часа», премьера которой намечена на 8
апреля.
Максим, Константин Райкин не сердится, если вы
работаете на стороне? Он охотно отпускает вас на съемки?
Он ставит меня в пример своим студентам, потому что я никогда не
подвожу театр. Все мои съемки всегда подстраиваются под репертуар
«Сатирикона». Например, я никогда не прошу поменять заранее назначенные
даты спектаклей, в которых я играю. Театр — это мое основное место
работы, и я не могу подводить людей, с которыми работаю.
Максим
Аверин в спектакле "Макбетт".
Мне
рассказывали, что как-то вы несколько суток совсем не спали из-за
работы.
Такое часто случается. Недавно было несколько
дней, когда на сон у меня оставалось всего минут десять: вечером я играл
спектакль, потом начинались ночные съемки, плавно переходящие в
утреннюю репетицию. В эти дни я играл спектакль «Доходное место». Мы с
Денисом Сухановым по очереди играем в нем Аристарха Вышневского. В
принципе, можно было бы поменяться, но как-то не хотелось. Но пока
ничего, держусь. Параллельно мне нужно было проверить, как работает
сердце, и я предупредил врачей, что результаты будут хуже, чем обычно: я
вторые сутки не сплю. А они заставили меня минут двадцать крутить
педали аппарата, похожего на велосипед, и потом спрашивают: «Ну, как вы
себя чувствуете?».
Зачем вам такой героизм?
Это не героизм, просто ответственность за свою работу.
Вы
ко всему так ответственно относитесь, или только к работе?
Я не разделяю жизнь на работу и не работу. Все это — часть моей жизни. И
наш с вами разговор, и спектакль, который я буду сегодня вечером
играть, и спектакль «Триада» по пьесе Жана Поля Сартра «За закрытыми
дверями», который наш молодой артист решил сделать на стороне со мной,
Агриппиной Стекловой и молодой актрисой Марьяной Спивак. И съемки
телесериала, которые будут завтра. Моя жизнь очень насыщена и интересна.
Не жалеете, что сразу после театрального училища пошли работать в
«Сатирикон»?
По-моему, работать в «Сатириконе» — это
счастье. Я играю в спектаклях с Константином Аркадьевичем (Райкиным —
GZT.RU) и могу многому у него научиться. Уверен, что работая в другом
театре, я бы за тринадцать лет никогда такой карьеры не сделал.
По-моему, в остальных московских театрах молодому актеру приходится
немало поработать в массовке. Первые большие роли он получает, в лучшем
случае, после сорока.
Чему вас научил Константин Райкин?
Чтобы рассказать об этом, нужно еще одно интервью.
Константин Аркадьевич — прекрасный артист, настоящий профессионал, очень
мудрый, необыкновенно образованный человек. Недавно, сыграв сотый
спектакль «Лира», мы разговаривали с ним о том, что в профессии
необходимо оставаться учеником. Иначе остановишься: и никогда не
сделаешь ничего интересного. Можно, конечно, стричь купоны с того, что
уже сделано. Но зачем? Мне это не интересно.
А если
какой-нибудь режиссер предложит вам в его спектакле «побегать в
массовке», согласитесь?
Знаете, Константин Аркадьевич
рассказывал, как, работая в «Современнике», он в одних спектаклях играл
большие роли, а в других бегал в массовке, и не стеснялся этого.
Думаете, можно главную роль сыграть серьезно, а в массовке просто
халтурить? Или халтурить в сериале, по-настоящему играя только в полном
метре? По-моему, это странная позиция. Мне кажется, артист всегда должен
работать честно. Мне не нравится, когда занижают планку нашей
профессии. Посмотрев очередную «Фабрику звезд» многие думают, что, если
человек побегал в трусах перед камерой на глазах у всей страны, значит,
он — артист, звезда. Я вообще к слову «звезда» отношусь иронически. Как
сказал мне один гаишник, звезды на небе. Я просто артист.
Интересно, в какой ситуации он это сказал?
Я нарушил
правила дорожного движения, а он решил меня наказать.
Вы
говорите, что артисты занижают планку профессии. Но ведь в театре
репетируют спектакль как минимум месяца два. А в сериале за одну смену
могут снять семь сцен. Как актеру удержать планку?
Это
вы даже мало назвали. У меня иногда пятнадцать сцен в день выходит.
Чтобы удержать планку, нужно еще до начала съемок как следует
поработать, придумать свой персонаж. По-моему, во внутренней работе
артиста, как в кулинарии, конечный результат зависит от таланта,
интуиции и вложенного в дело труда. Поэтому у кого-то каждый день на
обед гречка с тушенкой, а у кого-то — изысканные блюда итальянской
кухни. Лично мне они больше нравятся.
Говорят, что на
съемках сериала «Глухарь» вас выбрасывали со второго этажа. Это правда?
Да, я боялся высоты, и мне захотелось победить эту
ситуацию. Вот меня и выбросили со второго этажа. Поверьте, в этом нет
ничего экстраординарного: просто мне надо было преодолеть свой страх. Я
всегда стараюсь сам делать все трюки. Спрашиваю каскадеров, могу ли я
сделать трюк сам, и если они отвечают «да», то делаю его. Если они
говорят «нет», то никогда не лезу. Потому что каскадер — это другая
профессия. Если есть возможность что-то сделать самому — прекрасно. Я
только «за». Но опасный трюк должен делать профессионал. Сейчас везде
работает слишком много непрофессионалов, из-за этого люди часто
калечатся.
Максим
Аверин в спектакле "Смешные деньги".
В кино и
на телевидении непрофессионалов сейчас много?
Очень
много. Дилетантство просто расцвело пышным цветом. Это все отголоски
90-х годов. Сейчас ситуация меняется. Дипломы перестали продавать в
метро, да и люди поняли, что главное не диплом, а образование, и
потянулись к учебе. Поколение, которое придет лет через десять, будет
очень образованным.
Что делать артисту, если он попал к
режиссеру-непрофессионалу?
Работать самостоятельно.
Попадая в лапы режиссеру, который не может тебе помочь, нужно выстроить
роль самому.
Вам никогда не хотелось заняться режиссурой?
Режиссура — это математика. Я гораздо больше люблю играть.
Выходить на сцену или вставать в кадр — мое любимое состояние. Не знаю,
что случится дальше. Вдруг произойдет что-то из ряда вон выходящее, и я
захочу заняться режиссурой. Но пока мне нравится моя профессия.