Максим Аверин: «Ну вот, опять как в первый класс!»
Один из ведущих актеров московского театра «Сатирикон»,
новоиспеченный обладатель премии «ТЭФИ», звезда телесериала «Глухарь»
Максим Аверин спешит в Петербург, чтобы 16 октября на сцене ДК
«Выборгский» представить спектакль «Другие» по пьесе Жана-Поля Сартра
«За закрытыми дверями». Накануне гастролей актер дал эксклюзивное
интервью «Культурной столице».
– Максим, что за спектакль везете в Петербург? «Другие» – это антреприза, рожденная в недрах «Сатирикона»?
– Я очень редко соглашаюсь играть в антрепризах. Но здесь другая
история, потому что работаю с артистами «Сатирикона» – Агриппиной
Стекловой, Марьяной Спивак, Дмитрием Мироном. Сатириконовские артисты –
это особая команда. В сложнейшей драматургии театра абсурда, в
стилистике трагифарса они могут переходить из жанра в жанр, и наш
спектакль наполнен такими переходами. Ну а пьеса лишний раз убеждает,
что Сартр – гений, абсолютный гений. Идея этого спектакля пришла в
голову Якову Ломкину, который также является артистом нашего театра, а
теперь стал еще и интересным режиссером. Сначала он сделал замечательный
спектакль «Оглянись во гневе» в «Сатириконе». Посмотрев ту премьеру, я
сказал: «Это потрясающая работа, но почему же ты, гад, мне не предложил в
этом сыграть?» Он очень чутко чувствует сложную драматургию, хотя
многие считают, что для успеха антрепризного проекта проще взять пьесу
под названием «Трусы над пропастью», чтобы, как говорится, «пипл хавал».
Но нас не вдохновляет такой лозунг: «Пипл хавает». Наверное, можно
сейчас устроить чес по стране на волне успеха «Глухаря». Но мне хочется
делать хорошую, честную работу, экспериментировать, искать. В «Других»
каждый увидит то, что он хочет увидеть. Кто-то – просто знакомого по ТВ
артиста, кто-то – высокую драматургию Сартра, кому-то будет важен наш
месседж зрителям. Я никогда не пытался никого учить. Просто старался
рассказывать о том, что для меня ценно и дорого. Для меня Сартр – это
тоже высказывание.
В спектакле "Другие" (режиссер Яков Ломкин)
– Это новый спектакль?
– Мы его сделали, потом отложили, а теперь возобновили. Только что
сыграли в Екатеринбурге, и было такое ощущение, что мы на правильном
пути. Тема вечная, всегда актуальная: как важно, чтобы человек уже при
жизни задумался, что же после него останется. Мы ведь несемся, как в
скоростном поезде, а за окном пролетает жизнь. Редко кому удается
остановить мгновенье. А гастроли в Петербурге для меня всегда новый
спектакль. Люблю питерских зрителей, потому что они другие (другие!), им
плевать на всю эту «медийность», они оценивают, на что способен артист.
Я не забываю, что для нашего театра «Сатирикон» колыбель – это
Петербург («Сатирикон» – творческий наследник Ленинградского театра
миниатюр под руководством Аркадия Райкина. – Прим. ред.). Я много
работал с Юрием Бутусовым, петербургским режиссером, который потрясающе
чувствует этот самый жанр трагифарса. Самоирония в его трактовке – это
высочайшее признание того, что мир тленен, смерть неизбежна. Вот эта
самоирония в спектаклях Бутусова мне очень нравится, как возможность
перейти от будничного к высокому.
В спектакле "Макбетт" (режиссер Юрий Бутусов)
– И все-таки не хватили вы через край, назвав в одном из интервью Бутусова гением?
– Я его считаю своим гением! Есть несколько человек в моей жизни,
которые определили мою будущность. Их и называю гениями своей жизни. Это
Константин Аркадьевич Райкин, Юрий Николаевич Бутусов, это Вадим
Юсупович Абдрашитов. Они сориентировали меня в профессии, привили
вакцину служения искусству. Райкина я считаю своим учителем, а Бутусов –
это человек, который когда-то меня открыл (в 2002 году Бутусов поставил
«Макбетт» Ионеско на сцене «Сатирикона», затем шекспировских «Ричарда
III» и «Короля Лира», и всё с участием Аверина. – Прим. ред.). В этом
году я очень надеюсь, что Юрий Николаевич снова будет с нами работать.
Пока название будущего спектакля – секрет. Бутусов сам говорит, что
именно в «Сатириконе» он получает огромное удовольствие, потому что мы
очень «размятая» труппа. Как любит повторять Константин Аркадьевич
Райкин, ему интересны не те люди, которые всё могут и всё умеют, а те,
что готовы учиться. Мы именно такие – «сатириконовская» команда.
В фильме "Магнитные бури" (режиссер Вадим Абдрашитов)
– Правда, что бутусовский спектакль «Король Лир» до сих пор меняется?
– Любой спектакль Бутусова меняется. И это очень хорошо. Как у
Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Юрий Николаевич
отличается от большинства режиссеров тем, что никогда не бросает свой
спектакль. Ведь режиссер часто приезжает, делает свое дело, и всё,
забыл, увлекся новыми проектами. А Юре не безразлично, как живут его
спектакли. Он может вновь заняться репетициями или инкогнито нагрянуть
на спектакль, чтобы сказать потом: «Ребята, вот тут надо что-то менять…»
– а то и устроить разнос. Да и Райкин так же поступает, не бросает свое
детище, смотрит, следит. Потому что артисты как дети – всё растащат по
своим углам и давай заниматься самолюбованием.
В фильме "Глухарь" (режиссер Владимир Виноградов)
– Вы играете Ионеско, Сартра. А не боитесь, что зритель, привыкший к
обаятельному менту Глухареву в популярном сериале, не воспримет вас в
контексте сложной драматургии?
– Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Но я очень уважаю своего
зрителя, свою публику. Уверен, что моя публика готова к тому, чтобы я
экспериментировал, что-то пробовал. И хочется, чтобы зрителям, которые
знают только сериал, я открылся еще как театральный артист, а не просто
выдавал очередную порцию «Глухаря». Мне нравится, что зрительская
аудитория растет, что люди принимают мои поиски, а не кривят нос: «Такой
Аверин нам не нужен!» И я хочу удивлять зрителей. Мечта – когда-нибудь
сыграть в мюзикле, потому что мне очень нравится и такой жанр.
Перед церемонией вручения "ТЭФИ" в Михайловском театре
– Выйдя к журналистам сразу после получения премии «ТЭФИ», вы намекнули, что, возможно, с «Глухарем» скоро распрощаетесь.
– Не могу сейчас всех секретов раскрыть, потому что за проектом стоит
много людей: и канал, и производящая сериал компания. Но, поверьте, всё
сделаю для того, чтобы не надоесть, не остаться актером одной роли. Да и
уже делаю немало параллельных проектов, снимаюсь в других фильмах,
много работаю на телевидении. Снялся в оригинальной телевизионной версии
истории Ромео и Джульетты – советского периода, она мне безумно
нравится. Вот сейчас записываю песни Сергея Чипенко, и хотя не претендую
на звание вокалиста, но думаю о песенном альбоме. Как режиссер я снял
несколько серий «Глухаря» и на следующий год планирую снять автономную
историю. По сути своей я ученик, мне очень нравится учиться, получать
удовольствие от мысли: «Ну вот, опять как в первый класс!»
В спектакле "Король Лир" (режиссер Юрий Бутусов)
– А нет ощущения, что замотаны, ничего толком не успеваете?
– Я всё успеваю. Всё. Дело в том, что я очень четко отделяю зерна от
плевел. Мне ясно, чего я хочу. Я не подвержен желанию всё успеть –
берусь только за то, что мне интересно. Да, у меня большие аппетиты, но
не возьмусь за то, что не мое. Лучше не буду делать вообще, чем делать
что попало.
В спектакле "Маскарад" (режиссер Владимир Агеев)
Назад
|