Максим Аверин. «Я живу в ожидании сюрпризов»
Этой осенью Петербург стал свидетелем очень важного события в жизни
Максима Аверина – состоялась премьера первого в его жизни творческого
вечера. С Питером у Аверина давние и особые отношения, он – без ума от
Города, а петербургская публика всегда рада видеть его на берегах Невы –
с гастролями его родного театра «Сатирикон», которые уже не раз
проходили в Петербурге, с антрепризными спектаклями, с новым для него
форматом творческого вечера. Всероссийская популярность
артиста в качестве главного милиционера современного телеэфира не
наложила ни малейшего отпечатка на его отношение к работе – буквально
маниакальный трудоголизм и постоянный критический взгляд на свое
творчество. Аверин – из тех артистов, у которых, похоже, врожденный
иммунитет к звездной болезни, он охотно общается как с журналистами, так
и с поклонниками своего творчества, не допуская, впрочем, ни тех, ни
других, в свое личное пространство – и это на фоне обложек, пестрящих
всевозможными «звездными откровениями», не может не вызывать уважения.
У тебя довольно плотно в последнее время проходят гастроли в
Петербурге. Питерский зритель отличается от привычного московского?
Знаешь, Питер для меня вообще особый город. У меня постоянное ощущение,
как будто я опускаюсь на дно души своей. Мне здесь всегда как-то
особенно – не могу сказать, хорошо или плохо – именно особенно. И это
ощущение у меня с самого детства, с первой улицы, которую я узнал в
Петербурге – это улица Марата, меня с этим городом многое связывает – и
какие-то романтические истории, и съемки, и спектакли, гастроли. И с
«первой ласточкой» своего творческого вечера – так получилось – я поехал
именно в Петербург. Творческий вечер – это новый для тебя
формат. Что ты показываешь зрителю? Вечер предполагает
фрагменты из фильмов, отрывки из спектаклей, живое общение с залом.
Обязательно стихи – то избранное, что я на сегодняшний день чувствую,
понимаю, ощущаю, люблю. Не хочется читать что-то хрестоматийное – мне
хотелось, чтобы прозвучало то, что на сегодняшний день, как мне кажется,
определяет меня. То же и с отрывками из спектаклей – например, я читаю
отрывок из спектакля «Портрет» по Гоголю – на мой взгляд, очень важный
фрагмент про самопознание художника. Обязательно должно быть живое
общение с залом, когда зритель сможет задать мне любой вопрос. И я
всегда надеюсь, что этот вопрос будет интересным и для меня тоже. То
есть не о том, «как проходят съемки» и «будет ли продолжение «Глухаря»» –
а о том, чего я жду в будущем, что меня интересует, что я хочу нового
познать в профессии, вопросы о каких-то житейских делах – вот это важно
для меня! Такие встречи нужны в первую очередь для того, чтобы я мог
узнать своего зрителя и понять, что он ждет от меня. То
есть, в какой-то момент приходит осознание того, что пора, что уже
можешь один держать зал? На самом деле, я каждый раз безумно
волнуюсь, потому что нельзя ничего прогнозировать. Поэтому и невозможна
ситуация, в которой я бы успокоился, понял, что всем все нравится, и
начал устраивать «чес» с концертами по стране. Дело не в этом, просто я
знаю – мне есть, что сказать моему зрителю. Насколько тебе
нравится твой нынешний актерский и человеческий возраст? Очень
нравится! Я чувствую себя в нем невероятно комфортно! И чем дальше, тем
больше начинаю задумываться над тем, каким же будет новый виток. Потому
что наступает момент, когда нужно переходить в какое-то новое качество,
искать новую роль. В твою творческую биографию постепенно
начали входить так называемые возрастные роли. Я считаю это
неким знаком моего перехода во взрослую актерскую жизнь. Хотя
характерность мне нравилась всегда – мне интересно придумывать
персонажа, а сколько ему лет, это уже неважно. Если есть «начинка», если
он написан интересно – значит, есть, что играть, тогда все остальное
приходит само собой. К тому же, чем больше ролей, которых ты не ждешь,
тем больше ты же открываешь себя с неизведанных сторон. Опыт,
приобретаемый с новыми работами, как-то отражается на тех ролях,
которые ты уже играешь не первый год? Новая роль – это всегда
выход на новый этап, а все новое тебя обогащает. Тем более что роль в
текущем репертуаре находится в состоянии непрерывного развития, премьера
– это только начало работы, которая продолжается практически все время
существования спектакля. Например, спектакль «Король Лир» в моем театре
«Сатирикон» развивается до сих пор – многое меняет сам режиссер Юрий
Бутусов, да и мы сами постоянно в поиске, поэтому и наши роли
обогащаются новыми красками. Согласен ли ты с тем, что
театр не позволяет растерять мастерство, но не кормит, а кормит
телевидение и кино? Я эту тему для себя раз и навсегда закрыл.
Никогда не ходил, не плакался, не просил повышения зарплаты – я принимаю
условия, по которым живу. Театр никогда не был средством обогащения.
Всегда, и в советское время тоже, артисты жили за счет «халтур», кино и
всего остального. Я это для себя понял и примирился с этим. Но вообще,
это, конечно, ужасно, что артисты получают мало. Мне-то легко рассуждать
– человеку, который уже получает хорошие гонорары, востребован и
приглашаем. Есть актеры, которые не на виду, не на слуху, нуждаются. Но
наша профессия – как, впрочем, и любая другая – по-своему жестока.
Как ты относишься к критике? Стоит ли обращать внимание на все,
что пишут в прессе? Самый лучший критик для меня – это я сам, я
всегда знаю, что хорошо сделал, а что плохо. Критика же, которая
существует на сегодняшний момент в прессе… я считаю, что у многих из
этих журналистов, как у врачей, нужно брать клятву Гиппократа: «не
навреди!». Зачастую просто невозможно читать то хамство, которое
публикуется. Я в какой-то момент просто перестал обращать внимание на
критику, потому что, если я буду относиться к ней серьезно, это во мне
породит много комплексов. Очень хороший критик – это зрители. Попробуй,
обмани их и купи их сердца – это невозможно! А мнение конкретного
человека, который, наверное, в прошлом хотел быть артистом, но не
получилось, и он, как это часто бывает, ушел в критику – это просто
мнение, оно субъективно. Я не должен всем нравиться. Но я за критику
честную, а не за пересказ содержания пьесы и личностного отношения к
тому или иному актеру. Ты уже почувствовал на себе
«обратную сторону» всероссийской популярности? Обратная сторона
– это нормально, ведь за все надо платить. Стараюсь подходить к этому с
умом. Я не пускаю никого в свою личную жизнь, интервью – это не
исповедь. Считаю, что нужно уважать свою публику, а не подогревать ее
интерес жгучими перчинками – это в первую очередь некрасиво по отношению
к людям, с которыми ты был. Вообще не понимаю таких вещей, когда,
например, про известного человека какие-то откровения рассказывает
человек не публичный, неизвестный. Надо уважать успех другого, а не
завидовать! Невозможно за счет кого-то сделать свою карьеру. Мне неловко
за тех людей, которые пишут по поводу личностных историй. Я перестаю
верить в серьезность их чувств. Ты всегда охотно общаешься
с поклонниками – где та грань, переход которой в этом общении для тебя
недопустим? Есть интересные люди, которые лучше критиков
рассуждают о спектаклях – с ними мне интересно общаться. Но есть
территория, в которую я вообще никого не пускаю, потому что у меня
должно быть свое личное пространство. А поскольку человек я достаточно
свободолюбивый, то не терплю, когда на мою свободу кто-то посягает.
Слава богу, публика у меня хорошая и интересуется, в основном, моим
творчеством. Как ты выдерживаешь жизнь и работу в таком
диком ритме? Для меня хорошая работа – это уже наслаждение и
отдых. Поэтому стараюсь окружить себя такими людьми и такой работой, в
которой я бы их получал. Команда – это великая вещь! Я прихожу в театр –
вижу своих партнеров, потрясающих людей – и релаксирую. Я бы не смог
существовать в другом театре. Поэтому стараюсь не играть в антрепризах –
очень сложно найти свою команду. Мне не нужна с партнером по сцене
близкая дружба – мне нужно хорошее партнерство. Знаю, что у
тебя есть некая традиция празднования Нового года. Куда собираешься в
этом году? Этого я не скажу! Совершенно точно одно – поеду туда,
где тепло. Это уже многолетняя традиция – на Новый Год мы большой
компанией всегда ездим в теплые края. Праздник этот для меня с самого
детства остается чем-то очень светлым, когда особенно живешь надеждой,
загадываешь какие-то желания и веришь, что они обязательно сбудутся! Это
прекрасно, когда у людей есть желания! А сам какие
желания будешь загадывать в новогоднюю ночь? Чего-то нового, каких-то
кардинальных перемен, может быть? Я бы не стал так уж масштабно
по этому поводу рассуждать, мне просто хочется, чтобы год был
интересным, ярким и насыщенным. А поскольку это еще и мой год Кота – мне
бы хотелось, чтобы он принес мне новые сюрпризы. Мне нравится жить в
ожидании сюрпризов! Что бы ты пожелал своему любимому городу и
нашим читателям в Новом году? Своему любимому Петербургу я желаю
одного – тепла и солнца! (смеется) Чем ты нас удивишь в
Новом году? У меня будет очень интересная премьера в
«Сатириконе» – следите за рекламой, как говорится! Плюс будет еще одна
премьера, где я немного изменю театру… Да и творческий вечер, можно
сказать, каждый раз в какой-то степени будет премьерным – ведь его
программа будет постоянно меняться в зависимости от географии моих
перемещений, надо просто почувствовать зал и понять, чего хочет зритель.
Назад
|