Слух о том, что Бутусов репетирует "Лира" с
Константином Райкиным в главной роли, пронесся с год назад. Минувшим
летом кому-то даже посчастливилось попасть на прогоны спектакля,
обещающего стать одним из событий сезона. Пока можно только
догадываться, каких трюков напридумывали режиссер вместе с художником
Александром Шишкиным и одной из лучших трупп Москвы.
Беда не приходит одна. После краткосрочного перерыва Шекспира
опять ставят повсеместно. Год назад в "Школе драматического искусства"
милый экзерсис на тему "Лира" поставил Дмитрий Крымов. Бутусов этой
зимой выпустил "Гамлета" в чеховском МХТ; в Петербурге вышел спектакль
Льва Додина - в ноябре его привезут и нам. Ноздря в ноздрю с "Лиром"
дышат "Антоний и Клеопатра" Серебренникова, перенесенные
"Современником" в новый сезон с весны. На этой же неделе своего
"Гамлета" представляет Театр Российской Армии.
Из всех перечисленных Шекспиров у Бутусова, конечно же, будет
самый веселый. Это совсем не отменяет трагической коллизии,
произошедшей в оригинале: все-таки "Лир" законно признан одной из
мизантропических пьес мирового репертуара. Действительно, история не из
комичных - спятивший властолюбивый старик-король выгоняет любимую дочь
за то, что та отказалась публично признаться ему в любви. Корни всех
преступлений, считает режиссер, нужно искать в детстве героев. Зато
ближе к старости можно дождаться возмездия - это обнадеживает.
В "Короле Лире" Максим Аверин играет злодея. В интервью Time
Out актер рассказывает, почему его герой не так плох, как кажется.
Вы не в первый раз работаете с Юрием Бутусовым. Как
впечатление?
Он режиссер-открыватель. Не секрет, что Трухин, Пореченков,
Хабенский - люди нового театрального поколения - сделаны им.
"Сатирикон" - первый в Москве театр, который "заболел" Бутусовым.
Это была идея Райкина?
Константин Аркадьевич всегда находится в поиске - новых текстов,
режиссеров и артистов. Слух о "Сатириконе" как театре одного артиста
уже давно не соответствует действительности.
И что же Бутусов?
Ему не интересно ничего, кроме театра. Он может находиться в нем
24 часа в сутки, как в лаборатории. Он не сидит, говоря артисту -
покажи, что ты можешь, а сочиняет вместе с тобой.
То есть у вас команда?
Железная: Бутусов и художник Александр Шишкин. Мы собираемся и
на три-четыре месяца закрываемся маленькой компанией. Здесь просыпается
мой актерский эгоизм, потому что я могу многое от этого режиссера
взять.
В "Короле Лире" вы играете Эдмонда.
Мне повезло. Впервые играю в театре отрицательного героя.
Вообще, это сложнейшая пьеса-притча - о гордыне, о человеческом
предательстве. Юра нам говорит: нужно рассказать историю болезни своего
героя.
И откуда взялась болезнь у вашего героя?
Ну как... с детства! Там история сложная: он негодяй, предающий
своего отца. Но сейчас время такое, что нет плохих и хороших -
обстоятельства толкают человека на поступки, а Бог дает ему выбор. В
роли всегда надо найти точку, и у моего героя эта точка - слова в
конце: "Свершило колесо свой полный круг". Ему нужно было пройти свой
круг.
Это нравственная позиция?
Нет, Юра никогда никого не учит, он только показывает правду с
разных сторон. Мы вместе показываем. Почему так интересна та драматургия
и так скучна нынешняя? Потому что теперешняя пьеса существует в эпоху
"унисекса". Мой организм откликается на Шекспира - человек тогда шел
до конца.
Кого вам предлагают играть в кино?
Мне повезло, я играю очень разных персонажей. До "Магнитных
бурь" Вадима Абдрашитова меня могли использовать только как русского
Джима Керри - меня бы так и похоронили. Абдрашитов сломал стереотип, и я
ему за это благодарен безумно. Его не интересовало, как я улыбаюсь и
какой я эксцентрический артист, ему другое захотелось достать. После
"Магнитных бурь" стали разные предложения поступать, в том числе и
сериальные. Некоторые, кстати, я вовсе не считаю плохими.
Райкин легко вас отпускает на съемки?
Я никогда не позвоню художественному руководителю с просьбой
отменить спектакль из-за съемок. Артист по своей природе ленив и
необязателен, ему бы поваляться - как Обломову. Поэтому нужно в себе
культивировать дисциплину. Когда я подписываю контракт с кем-нибудь, я
всегда говорю, что театр - на первом месте.
Кристина Матвиенко
26 сентября 2006
Назад
|