"Хороший актер, но не медийный", -
вздохнула одна моя коллега.
Точно, не медийный, хоть и снимался в куче сериалов -
"Карусель", "Огнеборцы", "Место под
солнцем", "Город без солнца". Аверин скорее эксклюзивный.
Не зря же его приглядел на главную роль Вадим Абдрашитов. За
роль Валерки
в "Магнитных бурях" Максим получил молодежный
"Триумф" и Государственную премию. На подходе - "Доктор
Живаго" Александра Прошкина с его участием. Рост баскетболиста,
обаятельная улыбка не сходит с лица. А так - нормальный
сумасшедший
трудоголик. Ловит кайф от одновременных съемок в трех городах,
от игры в
двух театрах - "Сатириконе" и Центре драматургии и режиссуры,
да еще в антрепризе "Ромео и Джульетта" Роберта Стуруа
- Максим, ты, можно
сказать, вырос на "Мосфильме", наверное, с выбором профессии
определился еще в детстве…
- Так и есть, но не помню того
момента, когда решил стать актером, у меня всегда было ощущение,
что я
уже рос им. Впервые на съемочную площадку вышел в шесть лет, в
Махачкале.
Вместе с родителями (папа - художник-декоратор) поехал в
экспедицию на
все лето. Александр Панкратов-Черный снимал там картину
"Похождения
графа Невзорова". Меня поставили перед камерой и сказали:
"Танцуй!" На мне был симпатичный матросский костюмчик, уж очень
он мне нравился, а вот красивые ботиночки, к своему великому
огорчению,
на съемку надеть не смог, потому что они натерли ноги. Тогда, в
Махачкале, я отличился еще и как "художник". Папа дал мне
краски и кисть, а я проявил творческую самостоятельность и
потихоньку разрисовал
весь бордюр перед гостиницей. Помню, что пришла милиция, стражи
порядка
вызвали моих родителей.
- Максим, ваша первая
главная роль в театре - Арбенин - прожила совсем недолго. Как вы
отнеслись к тому, что спектакль сняли?
- Болезненно. Хотя
уже на премьере было ясно, что долго он не проживет. Просто
потому, что
не совпали взгляды худрука и постановщика. В принципе, трактовка
Агеева
мне понравилась - а где у Лермонтова сказано, что Арбенин
старый? Он -
поживший. Но в XIX веке пожившими были и тридцатилетние. Сам
Лермонтов в
19 лет написал "И скучно, и грустно, и некому руку подать".
Откуда у него эта боль? Другое дело, режиссер Агеев - из
учеников
Анатолия Васильева, и ему свойственно разговаривать с Богом. Тот
неполный
сезон, пока Арбенин жил, я до мороза по коже получал
удовольствие -
просто от того, что соприкасаюсь с великой поэзией. Почему-то
мне
кажется, Арбенин ко мне вернется. Это мистическая пьеса, и все,
что с ней
связано, - мистика. Недавно гуляю в Останкине - я туда езжу
текст учить,
дышу воздухом и учу. И вдруг прочитал про себя весь текст
"Маскарада". И понял, что все во мне живо.
- Спектакль
"Макбетт" тоже чуть не постигла участь "Маскарада"…
- … а мы его
отвоевали. Для меня он стал взлетной полосой. Благодаря ему в
моей жизни
случилась встреча с Вадимом Юсуповичем Абдрашитовым.
- Говорят, у него было
семь претендентов на главную роль в "Магнитных бурях"…
- Я даже не знаю,
кто были остальные шестеро. Совершенно не представляя, в какую
историю
меня зовут, я заявился к Абдрашитову с серьгой в ухе, в клешах,
лохматый.
Он был слегка шокирован, но минут сорок со мной проговорил. И
вот, помню,
стою в городе Самаре и подстегиваю себя: а что если позвонить и
узнать?
Звоню. Его помощник режиссера по актерам мне дежурно говорит:
"Вы
разве не знаете? Вас утвердили!" В общем, весь свой отпуск,
почти
три месяца, я провел в городе Серпухове. Снимали мы в основном
ночью.
Остальные артисты приезжали-уезжали, а я жил там безвылазно и
думал,
какое счастье... А ведь все время один, день на ночь поменялся,
ночью
съемки, драки, люди. Никогда не видел я такого лидера, как
Абдрашитов, -
его биополе влияло на всех. Без единого крика он добивался
четкого
выполнения. В начале съемок мне казалось, я сел за парту первого
класса,
а к концу фильма окончил институт.
- А в жизни вам
приходилось драться?
- Бывает, когда
затронут честь моих друзей.
- Я спрашиваю об этом в
связи с ролью Валерки.
- А Валерка не
быдло. Все думают, что фильм про дележку завода, про драки да
про
олигархов. Ерунда. Он о человеке, который потерял любовь, но
нашел
судьбу. Про "Остановился поезд" тоже говорили - социальное
кино. А вы посмотрите в глаза Борисову, когда у его героя
убивают собаку.
Только умерщвленные духом люди увидят здесь "социальное кино".
Я как-то пошутил: умирать, мол, буду - положите в мой гроб
"Магнитные бури".
- В театре вы играете
королей, королев да генералов. В кино - то пожарного, то врача,
прошедшего Чечню, то рабочего. Откуда черпать, так сказать,
вдохновение?
- Мы же не пособие
снимаем. На съемки "Карусели", где мой герой теряет память, к
нам приглашали психологов, аналитиков. Но делать так, как они
объясняли,
было скучно. Мне нравится делать роль на сильных колебаниях от
комедии к
трагедии, чтобы и боль была, и юмор. Мы снимали в Адлере, ближе к
Чечне
нас не пустили. Снимали в реальном доме, глава семьи многое
испытал -
жизнь учил не по учебникам. Он сказал: "Я когда смотрю на
Аверина,
верю, что ему больно".
- Что повлияло на ваше
решение стать артистом?
- Мама и папа
работали на "Мосфильме". Папа - широты необыкновенной, мама -
такая русская красавица с косой. В общем, они не могли пройти
мимо друг
друга. Папа, будучи монтировщиком, потом художником-декоратором,
всегда
хотел быть артистом. Он работал с Панфиловым, Шелест, Юрским. И
эти люди,
видя его искренность, понемногу снимали его в кино. Лет в пять я
страшно
хотел в школу. Просыпался в 4 утра, надевал джинсовый костюмчик,
похожий
на школьную форму, бархотку для обуви вместо галстука подвязывал
и сидел
ждал, когда можно будет в школу пойти. Но первые дни в школе
меня страшно
разочаровали. А уже классе во втором на контрольной по
математике заявил
учительнице, что контрольную писать не буду: "Вы знаете, я
подумал,
мне в театральном училище не нужна будет математика". Почему-то я
всегда знал, что буду актером.
- И куда пролегла дорога?
- В Щукинское. Во
ВГИКе, куда я заявлялся еще в 9-м классе с выученным Маяковским,
мне
вдруг сказали: "Покажите зубы!" "Я, - говорю, - не
лошадь". И ушел. В Щепкинском мне тоже как-то неуютно
показалось,
как в монастыре. А в Щуке уже на подходе повеяло чем-то родным.
- Театр и личные
устремления мешают друг другу?
- Я свой киношный
режим составляю так, чтобы не пострадал театр. Вот "Смешные
деньги" мы репетировали - я снимался ночью, стараясь, чтобы это
не
отразилось на моей дневной работе. И Гриша Сиятвинда (мы играем в
очередь) снимался - мы договорились, что на каждой репетиции
кто-нибудь
будет.
- Ваши предпочтения в
кино, литературе? Порекомендуйте что-нибудь свеженькое.
- Я тут недавно на
недельку ездил в Турцию - просто поплавать и отдохнуть от всех.
Взял с
собой "Код да Винчи" - как же, все говорят. А в аэропорту
случайно купил "Безбилетного пассажира" Данелии. Прилетев,
отбился от туроператоров - мол, не нужны мне ваши раскопки, куда
вы
каждое утро подбрасываете песок Клеопатры. И остался перед
выбором - с
чего начать. Не утерпел - схватился за Данелию. Хохотал так, что
весь
пляж на меня оборачивался. И плакал. А "Код да Винчи" - сюжет
да и только, причем плохой. Я потом даже купил кассету с научным
комментарием - и то намного интереснее. Кино люблю в первую
очередь
французское - настроенческое. Мой любимый фильм "Мужчина и
женщина" Лелуша. А в американском, даже если актриса плачет, я
вижу,
какую мышцу она для этого напрягает. Кино у них какое-то
предсказуемое.
- На одном сайте про вас
написано сухо: "В личной жизни счастлив". Прокомментируете?
- Мне не нравится
то, что происходит в нашей профессии. Вот газетный заголовок:
Анджелина
Джоли будет драться. Так ведь это не она, а ее персонаж. Но
процесс идет
и в обратную сторону: артист играет даже собственную жизнь. Его
фотографируют в ванной, с девушкой, с собачкой. Я не хочу, чтобы
знали
все мои тайны - мол, а с кем вы просыпаетесь? Просыпаюсь! И
счастлив! Я
нормальный человек - и падаю, и плачу. Любящий человек поймет, а
для
остальных я просто должен нести в себе позитив.
Ольга Фукс
Назад
|