Максим АВЕРИН: Я жду
своего часа
Актера московского
"Сатирикона" Максима Аверина люди на улице окликают Ёшкой. Так
звали его героя в сериале "Карусель". Первое признание своего
таланта Максим получил после работы с Вадимом Абдрашитовым в
"Магнитных бурях". Чаще всего его роли успешны. Но сам актер не
спешит сниматься все в новых и новых проектах. К своему
тридцатилетию
Аверин подошел с не совсем обычной для современного молодого
человека
жизненной философией.
- Принято считать, что
талант раскрывается наиболее полно, когда в жизни человека
происходит
трагедия. У вас такое было?
- У каждого свои трагедии. Для
ребенка некупленная игрушка - трагедия, для молодого человека
несчастная
любовь - трагедия, а для матери трагедия гибель сына на войне. У
меня тоже
были свои трагедии. Были какие-то моменты, которые двигали меня
вперед.
Мой отец работал на "Мосфильме" художником-декоратором, мама
там же швеей. Сколько себя помню, всегда хотел быть актером. Но с
первого
раза я не поступил. Чему сейчас безумно рад. До этого я думал:
"Вот,
стану артистом, и это на всю жизнь". А когда мне хвост прижали, я
понял, что необходимо иметь не только желание быть артистом, но и
еще
что-то. Педагог в училище говорил нам: "Ребята, вас очень много.
А в
профессии останутся фанатики. Люди, до конца этому преданные".
Когда
я на следующий год поступил, я в себе некий фанатизм выработал.
Быть
артистом и жить для меня стало однозначно.
- Что-то произошло?
- Многое. В тот год я успел
поработать, сильно переживал из-за неудавшейся любви, но в
результате
достойно вышел из всех проблем. Потом родители у меня люди
сильные и
жизнелюбивые. Мама мне всегда говорила: "Сынок, никому не
хочется
смотреть на твои слезы. Улыбающийся человек гораздо интересней".
Это
не по пословице "Улыбайтесь - шеф любит идиотов". Нет. Тот, кто
тебя по-настоящему любит и понимает, и так поймет, что с тобой
что-то не
то. Всем остальным знать об этом не нужно. Я не нуждаюсь в
сочувствии и в
разговорах. Я сам могу со всем справиться. Вот и сейчас я
начинаю переосмысливать
свою жизнь. Я и сам люблю эти изменения, они двигают тебя
вперед,
поднимают на новую высоту. И не важно - одинок ты или нет. Я,
например,
редко бываю один и с нетерпением жду моментов одиночества,
потому что
нуждаюсь в этом. Хотя мне нравится быть артистом, я люблю уклад
этой
профессии, мне нравится все, что связано с этой профессией. Я
обожаю
гастроли, люблю самолеты, поезда, люблю гостиницы. Мне нравится
ездить,
нравится смотреть. Мне кажется, что невозможно запершись в
четырех стенах
быть художником. Шекспир сказал, что театр - это зеркало перед
природой.
А как можно быть зеркалом, если ты ничего, кроме стены напротив,
не
видишь? Мир огромен, мир прекрасен. Его надо смотреть, его надо
изучать.
- Недавно вы отметили
тридцатилетие. За последние десять лет вы сильно изменились?
- Мне всегда казалось, что мой
стиль - это свитерочек, вытянутые джинсы. А вчера надел серьгу,
посмотрел
в зеркало и подумал: "А зачем?" Хотя у меня этих серег огромное
количество - и с бриллиантами, и золотых, и платиновых. Но они
уже не
нужны. Раньше я не носил костюмов. Они мне не очень нравились,
казалось,
что это не мой стиль. А тут вдруг понял, что хочу носить
костюмы. Хочу
надевать красивые галстуки. Не для того, чтобы кому-то нравился,
а для
себя. Мне приятно, когда от меня хорошо пахнет. Как говорят,
Аверин
выходит на сцену, и за ним шлейф дорогих запахов. Я хочу курить
хорошие
сигареты, пить хороший кофе. Это не эстетство. Мне это
действительно
нравится. У меня всегда были деньги на сигареты и на кофе. Пусть
все
плохо, но "стрелять" у друзей сигареты я не буду. Должны быть
свои. Сейчас к обязательному списку прибавились другие вещи.
Есть к чему
стремиться. Конечно, любой мужчина к тридцати годам задумывается
над тем,
кто ты, что ты сделал на этой земле, правильно ли ты живешь, те
ли люди
рядом с тобой, кого ты хотел бы увидеть, врешь ли ты сам себе.
- Вы задаете себе такие
вопросы? Чего больше в ответах, положительного или
отрицательного?
- Задаю, но ответы зависят от
настроения. Позавчера казалось, все не то, все неправильно,
подзадержался
я в этом состоянии. А сегодня проснулся, подумал: "Какое
счастье! Я
проснулся. Да не один. Да мама позвонила. Да брат здоров,
счастлив. Я
нужен, востребован, любим! Чего жалуешься?" И сегодня все
хорошо.
Хочу быть таким, какой есть, непохожим на кого-то.
- Наверное, после
"Карусели" вы проснулись знаменитым?
- Мне постоянно говорят:
"Вот, после этой роли ты станешь знаменитым". И каждый раз
ничего не происходит (смеется). Для меня значимой работой стал
фильм
"Магнитные бури". Вадим Юсупович Абдрашитов был первым, кто
снял меня не как комедийного актера, а как драматического, в
фильме, где
надо не только улыбаться, но и еще что-то играть. А с Вячеславом
Никифоровым, режиссером "Карусели", мы познакомились давно. Он
хотел снять меня в своем предыдущем фильме "Безымянная высота",
но я не попадал по графику, снимался в "Огнеборцах". Через год
мне позвонили и сказали, что я уже утвержден на главную роль в
"Карусели". Я удивился, потому что ни сценария не читал, ни с
режиссером не разговаривал. Но получилось все неплохо.
- Роль Ёшки принесла вам
популярность, но не глобальную известность. И вы не спешите с
новыми
проектами...
- Я не хочу быть везде. Не хочу
"выходить из утюга".
- А как же деньги? Ведь не
секрет, что некоторые проекты приносят очень хорошие деньги,
хотя и
выглядят неудачными.
- Не секрет. Я даже больше
скажу, у меня есть проекты, на которые я шел ради денег. Но и в
этих
случаях я находил в них что-то для души, где было бы что
сыграть. Чистой
поденщины там не было. Ради денег я не на все пойду. Не смогу
подписаться
на многомесячный проект в ущерб театру, личной жизни. И дело не в
том,
что вот я такой пафосный, сижу "в ожидании Годо". Нет. У меня
был год, я с одной площадки перемещался на другую, а оттуда
мчался в
театр. Снимался в трех проектах и выпускал спектакль. Мне такой
график
интересней, чем девять месяцев играть в картонных декорациях
одно и тоже.
Да, мне хочется быть известным, обеспеченным, быть не только
Ёшкой, но
мне кажется, что я еще что-то могу. И это не то, что сейчас
активно
предлагают.
- Вам всего тридцать, и
вроде как-то не "по рангу" иметь такие мысли... Молодежь
хватается за все.
- Я бегу не на короткую
дистанцию, а на длинную. Кто-то скажет, что все мои роли - это
странные
люди. В "Карусели" мой герой потерял память, в "Докторе
Живаго" сошел с ума. Ну и что? Я не боюсь быть страшным, не
боюсь
быть "не от мира сего". Я просто не хочу играть чью-то
фантазию. У меня есть богатые друзья, которые владеют "заводами,
газетами и пароходами", но такой "картонной" жизни, как ее
изображают в сериалах, у них нет. Поэтому мне такое не
интересно. Я понял
одну вещь, что можно, конечно, хвататься за все. Но зачем?
Народу я
нравлюсь как в театре, так и в кино, когда я искренен, когда я
настоящий,
когда присутствуют яркие краски. Просто художественно
перемещаться из
кадра в кадр или по сцене не для меня.
- В какой момент вас
посетили такие правильные мысли?
- Во-первых, у меня были
хорошие учителя. Ну и с опытом что-то приходит. Я долго
отказывался от
ролей в фильмах по романам наших известных детективщиц. И тут
мне
предложили интересный сценарий. Мы стали работать, находили
какие-то
интересные повороты, яркие фразы. Прихожу на озвучание, а все,
что мы
нашли, придумали, что было смешным, вырезали. Я спрашиваю:
"Почему?" Редакторы объясняют, что это сильно отходит от жанра.
И в результате получилось скучно. И мне скучно, и зрителю будет
скучно. Я
поставил себе галочку, что снялся, и тему эту закрыл. И впредь
вряд ли
соглашусь на подобную работу. Нельзя снимать просто детектив,
должны в
нем быть человеческие отношения. Я всегда люблю приводить
пример: чем
заканчиваются все похороны? Смехом. Как разрядка. Живым - живое.
Нельзя
только плакать, ведь жизнь продолжается. Американцы любят играть
на этом.
Смерть, а они комедию снимают. И это хорошо.
- Какой-то неправославный
у вас подход...
- По поводу православия... Я
православный, верующий человек. Но я верю в Бога в душе. Ведь
можно все
что угодно из себя изображать. И неверующего, и наркомана, и
богохульника, и пьяницу, но если внутри у тебя всего этого нет,
то ничего
и не будет. И настоящую боль об уходе человека не надо
показывать. Она
тоже будет внутри тебя. У меня в жизни была одна серьезная
потеря. Умер
очень близкий мне человек. Прошло девять лет, а я каждую секунду
о нем
думаю. Не устраиваю показательных рыданий, а просто помню. Свою
веру я
берегу внутри себя, как берегу свою любовь от чужих глаз. Не то,
что я
хочу свою жизнь скрыть от других. Просто я считаю, что у меня
пока
достаточно таланта, чтобы удержать своего зрителя. Мне пока не
надо для
этого показывать кровать, на которой сплю, ванну, в которой
моюсь. Если
вы хотите что-то узнать про меня, приходите в театр и посмотрите
мои
работы. Я не играю другого человека. Там я, только в других
обстоятельствах. Как есть, так и играю. Я ничего не придумываю. Я
давно
ушел от игры. Я живу. И с этим выхожу на сцену. Да, мне тридцать
лет.
Кому-то покажется, что я сделал мало, кому-то, что достаточно.
Но я не
оглядываюсь назад. Мне приятно отметить, что у меня одно
получилось,
другое, что у меня есть свой зритель. Но жизнь она больше, чтобы
сейчас
остановиться!
- Разве в тридцать лет
останавливаются? Это же еще молодость...
- Молодость. Но если сравнивать
с месяцами, то это август. Когда мне будет сорок лет, это будет
сентябрь.
В сентябре все становится многогранным - листья красные, желтые,
зеленые,
все созревает. В этом есть своя мудрость.
- Тридцать лет - это ваш
возраст?
- У меня было хорошее детство,
но оно мне никогда не нравилось. Я всегда хотел стать взрослым.
Даже
курить начал в 13 лет, чтобы почувствовать себя большим.
Тридцать лет не
совсем мое время. Именно в сорок я перестану думать о своем
возрасте,
дергаться, что я еще не достаточно взрослый. Буду чувствовать
себя
гармонично. Я смогу позволить себе быть комильфо. Тогда мой
внешний облик
и внутреннее состояние совпадут.
- Но, наверное,
"копаться" в себе и тогда не перестанете?
- Когда я перестану себя
копать, я перестану быть самим собой. Я не люблю успокоенность.
Толстой
сказал: "Успокоение это душевная подлость". Хотя иногда и я
испытываю такую успокоенность. Но, слава богу, жизнь преподносит
мне
подарки, когда я снова "взрываюсь".
- "Подарки" в
работе или в человеческих отношениях?
- И в том, и в другом. В
прошлом году я много работал, но всего две работы, по моему
мнению,
интересные. Это "Доктор Живаго" Александра Прошкина, где я
играю сошедшего с ума партизана, топором зарубившего всю свою
семью, и
роль кота Шидлы, египетского сфинкса, в детском фантастическом
фильме
"Вернуться во времени" Олега Компасова. Остальные проекты - это
просто работа. Ну не каждый же день режиссеры запускаются с
"Бесами" или "Господами Головлевыми".
- При такой
"избирательности в работе" не боитесь остаться без средств к
существованию?
- Боюсь. Больше скажу, я месяц
нигде не снимаюсь. И на финансовом благосостоянии это
сказывается.
- Вы актер
"Сатирикона". Насколько Райкин сейчас ваш режиссер?
- Я работаю в репертуарном
театре, это та гамма, которая существует внутри тебя. Это твои
взлеты и
падения. Далеко не всегда я играю то, что мне хочется. Но в
театре должно
быть все, разные вершины, которые были бы интересны разным
зрителям.
- Райкин высказывает свое
мнение о ваших киноработах?
- В каком-то интервью читал,
что ему скорее нравятся мои работы, чем нет. А потом я не думаю,
что
Райкин сидит около телевизора и следит за моими фильмами. Я
знаю, что ему
нравится моя дисциплинированность, потому что я не пропустил ни
одного
спектакля. Ни одна съемочная группа не звонит в театр и не
просит
отменить спектакль, потому что я на съемках. Когда я заключаю
договор, то
отдельно предупреждаю, что снимаюсь не в ущерб театру. Другой
вопрос, что
это мне не очень удобно, я мало сплю, с поезда бегу на
репетицию, но для
меня важно, чтобы главный режиссер не слышал о моих опозданиях и
не
замечал, что я плохо себя чувствую или устал. Никому это не
нужно. О том,
что мне плохо, должны знать подушка и человек, который рядом со
мной
засыпает. Я должен быть рабочей лошадкой в хорошем смысле этого
слова. И
я хочу ею быть.
Елена УСАЧЕВА
Назад
|