Максим Аверин: «Всегда нужно быть чуточку влюбленным!»
Недавно на канале НТВ с успехом прошел сериал
"Карусель", где главную роль - Ёжки, врача, потерявшего память, -
сыграл Максим Аверин. До этого Максиму довелось поработать с таким
мастером, как Вадим Абдрашитов, который снял его в фильме "Магнитные
бури". В родном "Сатириконе" Аверина долгое время не баловали хорошими
ролями. Как шутит Максим, в театре он был "подающим одежды". Но и там в
конце концов заметили его драматический талант. Недаром руководитель
театра Константин Райкин сказал про него: "Максим - очень перспективный
артист. За последние несколько лет он заметно профессионально
вырос..."
— Максим, после "Карусели" вы,
наверное, проснулись знаменитым?
Мне постоянно говорили: "Вот, после этой роли
ты станешь знаменитым". И ничего не происходило... (Смеется.)
Для меня значимой работой стал фильм "Магнитные бури". Вадим Юсупович
Абдрашитов был первым, кто снял меня не как комедийного актера, а как
драматического, в фильме, где надо не только улыбаться, но и еще что-то
играть. А с Вячеславом Никифоровым, режиссером "Карусели", мы
познакомились давно. Он хотел снять меня в своем предыдущем фильме
"Безымянная высота", но я не попадал по графику, снимался в
"Огнеборцах". Через год мне позвонили и сказали, что я уже утвержден на
главную роль в "Карусели". Я удивился, потому что ни сценария не
читал, ни с режиссером не разговаривал. Меня поначалу напрягала эта
тема болезни, провала в памяти, но как только мы начали работать, все
опасения ушли. В обоих фильмах у меня прекрасные партнерши. С Викой
Толстогановой в "Магнитных бурях" мы замечательно сработались... Света
Ходченкова в "Карусели"... Мне вообще везет на партнерш! В театре у
меня есть любимая актриса — Граня Стеклова. Она не просто талантливая
актриса, но и красивая женщина! Мы друг друга понимаем без слов.
Понимаете, я очень люблю играть в театре и очень люблю сниматься в
кино. Наверное, я правильно выбрал профессию.
— А могли
выбрать что-то другое?
Мой отец работал на "Мосфильме"
художником-декоратором, мама — там же швеей. Где-то в коридорах
киностудии они и познакомились. Сколько себя помню, всегда хотел быть
актером. Но с первого раза я не поступил в училище. До этого я думал:
"Вот стану артистом, и это на всю жизнь". А когда мне хвост прижали, я
понял, что необходимо иметь не только желание, но и еще что-то. Через
год я все-таки добился своего. Мой педагог в училище говорил нам:
"Ребята, вас много. Но в профессии останутся только фанатики — люди, до
конца ей преданные". И я в себе начал воспитывать этот самый фанатизм.
В тот год я успел и поработать, и попереживать из-за неудавшейся
любви, но в результате вполне достойно вышел из всех передряг. И потом,
родители мои — люди сильные, жизнелюбивые, и мама мне всегда говорила:
"Сынок, никому не хочется смотреть на твои слезы. Улыбающийся человек
гораздо интересней". Она, конечно, не имела в виду, что вести себя надо
по анекдоту "Улыбайтесь — шеф любит идиотов". Нет. Просто тот, кто
тебя по-настоящему любит, и так поймет, что с тобой что-то не то. А
всем остальным и знать об этом не нужно. Я не нуждаюсь в сочувствии и
сам могу со всем справиться.
В театре и в кино у вас какое-то
время не было интересных больших ролей. Как вы пережили этот сложный
этап?
Не надо относиться к себе как к какому-то
уникальному явлению. В училище мне довелось сыграть много разных ролей —
царя Федора Иоанновича, Тень в одноименной пьесе Шварца, дряхлого
старика в "Двух веронцах" у Ширвиндта, в спектакле "Бедность не порок"
разудалого купчика. Но на выпускном вечере я себе сказал: "Завтра будет
другая жизнь. Весь этот праздник закончился. Нужно начинать с нуля". Я
никогда не считал себя непризнанным гением и прекрасно понимал, что
никто не придет и просто так ничего не даст. Нужно самому что-то
делать. И я делал - играл, снимался. Я знал, что все остальное
приложится и нужно только не упустить шанс, который рано или поздно
предоставится. От меня требуется быть всегда готовым к этому
профессионально и психологически. А это тоже не так просто: например,
когда не было работы, я незаметно для себя здорово потолстел. Но когда
взял себя в руки, быстро похудел на 25 килограмм.
— Молодости свойственен максимализм.
Откуда у вас такой философский подход к жизни?
Я интуитивно к этому пришел. Помню, как мы с ребятами начинали
ходить на пробы всех фильмов, которые тогда запускались, и мне
заметили: "Что вы здесь как в театре играете? Нам нужна патология".
Тогда я себе сказал: "Мне это не надо. Я – не патология". Просто не мое
время, нужно немного подождать. И вот я дождался.
— За театральные
работы вас хвалит Константин Райкин, за последнюю кинороль в "Карусели"
хвалят критики, от поклонников слышны одни дифирамбы. Самое время
подхватить манию величия...
Похвала как халва, съел - и нет ее. Успех
вчерашнего спектакля сегодня не имеет никакого значения. Никому ведь не
объяснишь, что вчера было классно, а сегодня просто не получилось.
Законченное кино тоже в чем-то прошедший день. Да, это работа, я ее
люблю, но я это уже сделал, я ею уже не живу, иду дальше. Вообще
останавливаться и успокаиваться нельзя. Еще так много можно сделать.
Вот, например, мне кажется, что я смог бы удачно выступить в
каком-нибудь мюзикле типа "Чикаго" или "Кабаре".
— А как же ощущение счастья? Вы умеете
остановиться и сказать: "Вот сейчас я счастлив"?
Счастье — это мгновение. Я счастлив тем, что
мне дал Господь Бог: людьми, глубоко любимыми и уважаемыми мною,
возможностью выходить на сцену, сниматься в кино. Спасибо папе и маме,
что родили меня таким и таким воспитали.
— Вас можно назвать фанатиком?
Я бы не сказал, что я фанатик. Я живу своей
профессией, но это не значит, что если произойдет несчастье и я не смогу
больше быть актером, я покончу с собой или сяду на паперти с
протянутой рукой. Нет, найду себе другое занятие. Я не знаю, что это
будет, все зависит от ситуации, но за свою жизнь я буду бороться.
— У вас есть жизнь
помимо профессии? Вы чем-то увлекаетесь, что-то читаете, куда-то
ходите?
Хожу в театры, ничего не коллекционирую, много
читаю. Люблю Эмиля Ажара, очень нравится его "Жизнь впереди". Это
нужно ставить! Увлекаюсь Кундерой и вообще люблю настроенческую
литературу, как и живопись. Поэтому мне очень нравятся импрессионисты. А
еще на лыжах катаюсь, плаваю.
— В одном журнале про
вас написали, что вы похожи на Элтона Джона. А я бы сказала, что вы
копия молодого Садальского. Вас часто с кем-то сравнивают?
Постоянно! Что про меня только ни говорили!
(Начинает загибать пальцы.) Что я помесь Джима Кэрри с Евгением
Мироновым, Марлон Брандо в молодости, Садальский, Джек Ни-колсон, еще
кто-то был. Сначала я сопротивлялся, мне это не нравилось. Сейчас
говорю: не в самую плохую компанию записали. А потом, это русская черта
- сравнивать.
— Вы боитесь сейчас спугнуть удачу?
Я не на удачу молюсь. Я прошу Бога, чтобы он
дал мне новые испытания, новый этап. В жизни ни за что нельзя
держаться. Даже за стул - с него тоже упадешь. Это только кажется, что я
такой спокойный. Я каждый раз переживаю, что очередная работа станет
последней. Хотя я никогда не бегал за успехом, не подкарауливал его.
Если ты его достоин, он у тебя будет. А значит, будет и удача.
— Вы счастливы в личной жизни?
Женаты?
Не женат. Но счастлив, что живы-здоровы мои
родители, что у меня есть любовь. В жизни всегда нужно быть хотя бы
чуточку влюбленным. Это так необходимо!
Елена Усачева
«Мир ТВ и кино»
Назад
|