Максим легко согласился на интервью, так
как, по его мнению, нужно откликаться на интерес, вызванный к твоей
персоне. Интерес вызван, потому что Максим Аверин талантлив
и необычен, в театре он играет ведущие роли сразу в нескольких
классических пьесах, а по ТВ снова показывают сериал «Карусель», где у
актера яркая, психологически очень сложная роль.
- Да, роль Ёшки сложно бы сделать. Но мне это
было любопыно. Я ведь, когда читаю сценарий, в первую очередь думаю: как
зацепить зрителя, чтобы ему было интересно, чтобы в душе что-то
отозвалось. Играть тех, кто просто ходит по офису в дорогих костюмах, я
не хочу. Мне больше нравятся «лохматые» персонажи - так я их называю.
Вот сейчас играл в «Докторе Живаго». Роль небольшая, но насыщенная, и
персонаж необычный, любопытный. И «Карусели» интересный герой.
- Вы снимались с
волками. Контакт с ними найти было непросто?
- Конечно, это же волки, а не собачки! Их невозможно приручить,
скомандовать «Сидеть!», «Лежать!» Они этого не поймут. Главное - не
показывать им, что ты их боишься. Я с ними снимался в вольерах. Правда,
сначала меня уверяли, что волки
от меня бyдут на расстоянии… Но был случай, когда я в кадре шел с
волчицей, ее, вообще-то, привязали тросом. И вдруг трос порвался...
Волчица, почуяв свободу, рванула в горы. Дрессировщица прямо-таки
криком остановила ее. Кстати, на съемках сериала «Доктор Живаго» я
снова встретился с этими волками. Представляете, они меня узнали!
Режиссер Александр Прошкин аж удивился: «0, так это твои знакомые!»
- Ваша партнерша по «Карусели» Светлана Ходченкова
рассказывала, что вы на площадке
шутили, постоянно разэыгрывали всех…
- Во время съемок я люблю, что называется, проникать в людей,
дружить с ними. Считаю, что когда находишь контакт не только с
режиссером, но и с гримером, костюмером, тебе легче работается. То
есть в окружении любви работается легче.
- Может, и с нами
пошутите? Анекдот расскажете?
- Могу. Встречаются две блондинки. Одна другой говорит: «Ты
знаешь, как переводится «I don't know»?» Та отвечает: «Нет, не знаю».
-«Вот и никто не знает!» - возмущается первая. Знаете, надо к себе
немножко иронично относиться.Хотя есть артисты, которые ведут себя
по-другому и относятся к себе серьезно. Это их право. А мне нравится
шутить, веселиться. Но это не значит, что я превращаю работу в какой-то
бесконечный каламбур. Просто если смешно, то почему бы не
посмеяться?
- Никто не обижался на Ваши шутки?
- Надеюсь, нет. Но если кто-то затаил обиду, то прошу
прощения... Я ведь стараюсь шутить по-доброму. Сам-то глубоко
переживаю, если меня кто-то обидит. Правда, в итоге прощаю. Зачем
таскать зто за собой как рюкзак? Ведь с годами такую ношу все тяжелее
нести.
- Вашим прорывом в кино можно назвать «Магнитные бури». Как
Вам работалось с Вадимом Абдрашитовым?
- До фильма «Магнитные бури» меня использовали как-то однобоко.
Особенно после картины «Любовь зла». На первой в моей жизни
пресс-конференции журналисты назвали меня русским Джимом Кэрри. «Вам,
- говорят, - осталось только сняться в«Шоу Трумена». Я набрался
наглости и ответил: «Я ваш русский Максим Аверин». На «Магнигные
бури» я попал почти случайно. Абдрашитов уже выбрал кого-то на
главную роль. А я сначала не знал, что это будет история парня из
рабочего поселка, и пришел на пробы весь такой модный - в клешах, с
серьгами в ушах. Абдрашитов спрашивает: «Кто это?» А ему говоряr.
«Это очень хороший артист из «Сатирикона». Он с удивлением: «Да?!» Но
потом мы долго беседовали, и мое утверждение произошло плавно. Вадим
Юсупович просто повернул
мою жизнь. Это было счастье - работать с таким мастером, а еще
очень хорошая школа.
- В чем это выражалось?
- Абдрашитов мне сказал: «Понятно. Это ты умеешь, но сейчас мы
будем учиться другому». Картина практически вся построена на крупных
планах, в ней мало слов, но так много энергетики! Теперь, когда работаю
над ролью, вспоминаю, чему меня учил Вадим Юсупович. Не то чтобы я
сижу дома с ролью и карандашом в руках. Но ведь в «Карусели» двенадцать
серий, и нужно, чтобы все двенадцать вечеров людям было интересно. Мне
приятно, что в одном интервью режиссер «Карусели» Вячеслав Никифоров
сказал обо мне: «Аверин - артист думающий».
- По какой роли Вас чаще всего узнают?
- По Ёшке из «Карусели». Стою в аэропорту на паспортном
контроле, усталый, спать хочу. Вдруг подходит мужчина и говорит: «Мы с
вами вчера летели. А когда вы поднимались по трапу, все говорили:
«Наш Ёшка идет!» Ну, приятно же! Дорогого стоит. Эта роль для широкого
круга зрителей. А кто-то знает меня по театру...
- Отрицательные отзывы Вас расстраивают?
- Ох! Я их все собираю! Константин Аркадьевич Райкин однажды
сказал: «Я бы с критиков брал клятву Гиппократа». То есть: не навреди!
Допустим, я человек сильный - прочтy и скажу, что это мнение лишь
одного критика. А если молодой артист,только пришедший в театр, читает о
себе такую критическую рецензию? Это может его просто уничтожить!
Профессия актера очень сложная: не все сразу
получается, бывают неудачи. Впрочем, право на ошибку тоже должно
быть, ибо человек, который не ошибается, не имеет права на взлет.
Ведь когда ты прокалываешься, то понимаешь, что есть куда двигаться.
Бывают же ситуации: ты останавливаешься, решив, что все уже умеешь. А
потом - раз!.. и тебе говорят: «Артист Аверин здесь плохо сыграл». И ты
начинаешь действовать! Вообще, артист должен уметь наблюдать за
жизнью, много ездить, много читать, должен быть любопытным и быть...
губкой, которая впитывает впечатления.
- Вы фанат своей профессии?
- Каждый должен заниматься своим делом. Я не понимаю артистов,
которые лезут на трибуну, в думу. Не осуждаю, но просто это не мое. Наш
актерский фронт работы здесь - на сцене, на съемках. Мы живем в
неспокойное время: вокруг войны, убивают людей. И все же это время
прекрасное, потому что у нас есть выбор: мы можем читать что хотим,
ездить куда хотим, смотреть те фильмы, которые мои родители смотрели
подпольно.Главное – стремиться к лучшему. Любимая русская пора, когда
все делается на авось и на халяву, прошла. Не люблю, когда сидят и
говорят: «А что делать?! Работы нет!» Надо идти и что-то делать. Свою
жизнь можно изменить.
- А Вы можете послужить примером в этом смысле?
- Ну, да. После поступления в театр «Сатирикон», до начала
сезона, мне надо было занять целое лето, надо было что-то делать. И я
пошел на бензоколонку бензин заправлять. Скажу больше. Когда уже
начал сниматься, а денег все равно не было, пошел в казино работать
артистом шоу. Снимался для обложек CD-дисков, работал в рекламе. На мой
взгляд, надо иметь подвижную душу. Я ведь представляю, что когда-то
стану неинтересен в профессии или, не дай бог, мной что-то случится.
Меня ведь тогда перестанут снимать. Но жить-то я должен. Что мне тогда –
«выйти из окна»? Не будет этого! Я очень дорожу своей жизнью, у меня
есть родители, друзья… Жизнь - это Божий дар, значит ее и надо
использовать. Вот, например, бизнес для меня закрытая сфера, но если
надо будет, я научусь.
- Константин Райкин как-то
сказал о вас: «Максим Аверин вырос в интересного
перспективного актера». Что нужно сделать для того,
чтобы услышать от худрука театра такие
слова?
- Не гнаться за успехом, просто работать. Когда в 1997 году я
поступил в театр, меня там не ждали с распростертыми объятиями. Ждать
надо было мне. Конечно, тот период, пока я играл в массовке, я мог
потерять профессию, стать растренированным. Но это уже моя задача -
быть все время в форме. Шанс ведь дается каждому. Просто нужно быть
готовым к нему и вовремя его схватить. А слова Константина Аркадьевича
ценны тем, что их произнес бoльшой мастер. Похвала, она ведь как халва:
ее съел и забыл. В угол похвалу не поставишь. Вчерашний успех
закончился, и продолжается труд.
- Знаете, как Вс некоторые называют? Фактурный блондин. Согласны?
- Нет, конечно! Я просто хороший парень. Веселый человек. Хотя
иногда бывает и грустно. Есть вещи, которые меня очень сильно возмущают.
Например, безответственность. Я с ума сойду, если кому-то что-то
пообещаю и не сделаю.
- Какие у Вас друзья?
- Рядом со мной друзья шумные, с которыми можно поспорить. Вот,
например, с Граней Стекловой мы очень дружим, но иногда можем и спорить
до хрипоты. Меня больше настораживают люди, которые все время
соглашаются и говорят, что все прекрасно... И в семейной жизни точно
так же. Прекрасно, когда ты с человеком можешь поругаться, пульнуть в
стену чашку. Это же жизнь! И если семейные пары уверяют, что никогда
не ругаются, я думаю: «Значит, он ей изменяет». Отсутствие
недостатков говорит о том, что в человеке мало достоинств. Опасаюсь
людей без недостатков.
- Вы живете один?
- Нет, я не один. У меня есть любовь. И у нас очень хорошие,
свободные и взрослые отношения.
- Как у вас появились кошки?
- Я подобрал их. Правда, тогда еще не знал, что Яша -
турецкий ангор, а Фира - сиамская кошка. Очень интересно, как я ее
нашел: поехал в гости и увидел брошенную кошку в кустах. Говорю: «Иди
сюда». Она не идет. С характером! А мокрая вся... Через четыре часа
выхожу, она опять сидит, а дождь продолжает идти. Когда позвал ее еще
раз, она спокойно села на сиденье моей машины и мы поехали. Кошки у
меня совершенно разные: Яшка все время орет в машине с перепуга, а
Фира спокойно едет и смотрит в окно. Смешная такая! Мне пришлось
долго ее отогревать, видимо, сильно обидели. Она все время пряталась в
кладовке и огрызалась.
- У Вас наконец-то есть своя квартира. А дом построить
планируете?
- Конечно. Я мечтаю построить дом и заниматься садом. Сейчас
читаю «Настольную книгу гедониста». Это про человека, который
наслаждается жизнью. Читаешь и понимаешь, что так никогда не будет. Ты
не можешь расслабиться, пить вино и лежать на диване. Мы живем в
каком-то бешеном ритме. Мне хотелось бы быть гедонистом и жить,
например, в Лондоне, но при этом я обожаю Москву. И я абсолютно
русский человек.
- Есть любимые сеста в столице?
- Воробьевы горы. Люблю остановиться, посмотреть на
открывающийся вид. Часто после спектакля энергия еще бурлит, ты не
можешь пойти домой и лечь спать, поэтому садишься в машину и едешь в
ночь...
- У Вас есть лекарство от проблем и неудач?
- Спасает только любовь. А также мама с папой. Вот мои киты. Еще
помогает работа. Зрительская энергетика восстанавливает. И в такие
моменты понимаю: какая же у меня замечательная профессия!
Наталья Клокова
Назад
|