"В ТЕАТР ПОПАДАЮТ РАЗ И НАВСЕГДА. КАК ПОД ПОЕЗД…" (интервью с
молодым артистом театра "Сатирикон" Максимом Авериным)
"Красный диплом,
завидный рост и фактура" - пишут о нем в программке спектакля
"Кьоджинские перепалки". Добавьте к этим, без сомнения,
похвальным качествам незаурядный актерский талант, улыбку
чеширского
кота, кошачий же прищур глаз, в которых пляшут веселые искорки,
море
обаяния, которым тебя "накрывает" сразу и "с головой"
- и перед вами точный портрет Сатириконовского артиста Максима
Аверина.
Просто - Максима. Аверин помимо кино является артистом театра
"Сатирикон", в котором успешно работает вот уже без малого
шесть лет. Яркие образы, созданные им на сцене, запомнились
многим
поклонникам театрального искусства: добродушный Банко в
нашумевшем
"Макбетте", томно-эротичный кот в "Шантеклере",
глуповатый, беззащитный Джон в спектакле "Лев зимой" - это лишь
немногие из его работ. В кино же он врезался в память этаким
"плохишом" из фильма Владимира Зайкина "Любовь зла".
- Максим, скажи, как ты
пришел в профессию?
- На этот случай есть такая
история, знаешь, Раневская сказала: "Профессию я не выбирала,
она во
мне таилась!". Я никогда ни о чем другом и не мечтал. Мне
кажется,
что у меня голова постоянно работает в эту сторону… вот иногда
думаю -
актерство - это же вечная мука, надо столько терпеть, но уйти
куда-нибудь
в другое дело невозможно, потому что ты уже склеен из этого.
- Ты помнишь свой первый
выход на сцену?
- Помню. Свою первую роль я сыграл
в театре "Эрмитаж" - тогда это был Театр миниатюр на Садово -
Каретной. К сорокалетию Победы там был спектакль "Браденбургские
ворота" и я там играл голодного ребенка.
У меня папа работал в театре
"Эрмитаж". Вообще он Мосфильмовец и не актер, а декоратор, но у
него был период, когда он работал в театре и снимался в кино - в
фильмах
Евтушенко, Юрского. У него артистическая природа, которую он,
видимо,
вложил в меня - чтобы я стал актером.
- В кино у тебя не было
работ?
- Почему же? Были! В шесть лет я снялся
в эпизоде.
- Оба дебюта - в
бессознательном возрасте…
- Да (смеется), в
бессознательном. В сознательном же возрасте мой кинодебют
состоялся в
1997 году в фильме Владимира Зайкина "Любовь зла". Потом были
сериалы - я, например, снялся в одной серии "Дальнобойщиков",
скоро выйдет детективный сериал "Глаза Ольги Корж", в котором
играю главную роль. За последнюю свою киноработу - главную роль в
фильме
Вадима Абдрашитова "Магнитная буря" - я получил премию "Триумф".
- Какой театральный ВУЗ
ты закончил?
- В 1997 году я закончил курс
Марины Александровны Пантелеевой в Щукинском театральном
училище.
- Ты изначально хотел в
Щуку или пробовал поступать в другие ВУЗы?
- Сразу в Щуку. Единственное,
куда я еще сходил, это ГИТИС, в том году набирал курс Бородин.
Но я очень
рад, что не стал туда поступать - при всем моем уважении к
ГИТИСу, Щука -
это то, чего я хотел.
- А почему ты пошел
именно в "Сатирикон"?
- Так получилось. Мы приехали
показываться с курсом, и Константин Аркадьевич меня позвал.
Честно
говоря, я не думал, что буду здесь работать, я считал, что
просто по
стилю не попадаю в этот театр. Но чем больше я здесь работаю,
тем больше
понимаю, что это единственный театр, которому мне так хотелось
бы служить.
Здесь правильная постановка работы, весь этот мощный организм
работает
правильно
- А в какой театр тебе
хотелось сразу после училища?
- Когда я учился в Щуке, то
хотел, естественно, в театр Вахтангова. Мне тогда было двадцать
лет -
такой возраст, когда хочешь всего по-максимуму естественно,
думаешь -
вот, Вахтангов, это все наше, комедия-дель-арте, а на самом деле
все это
ерунда, это только на бумагах написано, что мы чтим традиции.
Люди-то
развиваются…
Думаю, все в моей жизни складывается
как-то само собой, я не прикладываю к этому каких-то усилий, не
рву на
себе волосы, добиваясь чего-то. Все просто так происходит,
судьба дарит
мне встречи с замечательными людьми, которые помогают мне
вырасти - и в
творчестве, и в человеческих отношениях.
Знаешь, наверное, единственное, чему
я так и не научился в жизни - это делать все правильно. Я
никогда ничего
не знаю заранее - и это здорово! Я никогда не хожу ни к каким
гадалкам,
хотя многие это любят. А зачем? Потом неинтересно будет! Мне
нравится,
когда в жизни происходит что-то новое.
- Ты хотел бы сыграть в
мюзикле?
- Очень! Очень. Но, к сожалению,
мне это (смеется) не грозит. Не пойду туда пробоваться, потому
что у меня
нет вокальных данных. Но мюзиклы, которые я видел, - например,
"Чикаго" в Лондоне - это потрясающе! На нашем
"Чикаго" я тоже недавно был. Но, к сожалению, наша публика еще
не доросла до такого уровня, чтобы понимать такой хороший
мюзикл. Надо
смотреть не на то, что две какие-то убийцы становятся звездами, а
на то,
как они это делают! Люди поют, танцуют, играют одновременно и
делают это
хорошо, я бы даже сказал - прекрасно… Я сидел и просто
обалдевал. Этот
жанр мне безумно нравится! Безумно!
Я каждый раз думаю, что мне надо
попробоваться, мне кажется, что я попаду - ОЧЕНЬ хочется!
И в нашем спектакле
"Шантеклер", кстати, мне нравится то, что у нас есть некая
предпосылка к этому. Не то, что мы хотим сделать мюзикл, нет! Но
там есть
что-то от мюзикла, поэтому мне очень нравится этот спектакль, я
люблю в
нем работать - за счет того, что в нем есть вот этот синтез - и
драмы, и
шоу.
- Сейчас многие говорят,
что московская публика отличается снобизмом. Что ты об этом
думаешь?
- Не понимаю, когда люди так
говорят. Публика всегда права. И если она пришла на спектакль, к
ней надо
относиться с уважением. Другой вопрос: ей может что-то нравиться
ил не
нравиться. Но для меня любой зритель, который пришел, идеальный,
и я не
буду говорить, сноб он или не сноб…
Я, кстати, люблю, когда в зале
незнакомые люди. Потому что, когда в зале свои, я начинаю
переживать,
волноваться, думать: "Ну вот, они свои, не могут адекватно
относиться, они меня любят!" А незнакомый зритель, он тем хорош,
что
ты выходишь на сцену и думаешь: "Я тебя сейчас завоюю! Я докажу
тебе, завладею тобой!"
- Что ты ценишь в
партнерах по сцене прежде всего?
- Для меня партнер - это человек,
с которым мне хорошо на сцене, которого я люблю. Когда я начинаю
работать
над каким-то спектаклем, то совсем необязательно, что я играю со
своими
близкими друзьями. Но к концу выпуска спектакля получается так,
что я
влюбляюсь в них. И очень дорожу этим.
Что ценю? В первую очередь
искренность: когда я вижу живые глаза рядом и между нами есть
какая-то
история - я имею в виду, история театральная, а не "что-то там
было…".
Важно уметь раствориться в партнере.
- А личные, человеческие
отношения этому не мешают?
- Все забывается. Ведь иногда
бывает, что, к примеру, репетируешь с человеком, который в жизни
тебе не
очень нравится. Но это куда-то уходит за чет того, что возникает
влюбленность. Любовь - она же вообще нас всех спасает от всего… В
любви
человек слеп… - это как раз то, что является идеей "Шантеклера"
- энергия заблуждения
- Ты ходишь в московские
театры как зритель?
- К сожалению, крайне редко - у
меня почти каждый день спектакли. Но могу сказать, что мне
сейчас очень
нравится то, что ставит Кирилл Серебренников; нравятся некоторые
постановки в "Современнике" - особенно сильное впечатление на
меня произвел спектакль "Играем… Шиллера" - и по форме, и эти
две замечательные артистки: Неелова и Яковлева… Хорошо, когда
после
спектакля остается послевкусие, и не на неделю, а на год! Я
смотрел этот
спектакль полтора года назад, а у меня в воспоминаниях до сих
пор живы
картинки из него. Это что-то потрясающее! У меня даже слезы
наворачиваются, и это здорово! Это то, что мне безумно нравится в
театре:
когда я вижу за ролью - человека, за образом, пусть даже
королевы - ее
жизнь.
Вот, например, в нашем спектакле
"Лев зимой" у меня совсем маленькая роль - дурачка такого… А
мне показалось, что там так много всего! Ну нельзя человека
рисовать
одной краской: "хороший" или "плохой". Не бывает
плохих и хороших, бывают обстоятельства, делающие людей такими. И
в
"Макбетте" ведь то же самое! Он что, плохой, этот Банко? Нет,
он очень добрый, он погибает-то потому, что попадает в
обстоятельства
какой-то зависти.
- Кстати о
"Макбетте". Тебе интересно было работать с Юрием Бутусовым?
- Очень. У Юры особый подход к
артистам, не знаю, правильный или нет, - он заставляет их
работать, а не
просто "выползать" на каких-то своих штучках. Он зондирует
артиста, выворачивает его, и от этого происходят чудеса. То, что
мы
работали с Юрой, для нас огромный подарок! Я бы очень хотел
встретиться с
ним в работе еще раз, что-то сделать.
А еще есть у меня в этом спектакле
партнерша, которой я не перестаю восхищаться и с которой наше
творчество
все время соприкасается - это Агриппина Стеклова. Я мечтаю,
чтобы наш
творческий дуэт состоялся не только в театре, но и в кино: наши
"киношные" пути почему-то всегда идут порознь….
Это просто уникальная актриса,
красивая, "жаркая", как сказала Нина Чусова. Вот это очень
точное определение Грани, потому что, когда она входит,
становится жарко!
Это огненная женщина! И "Макбетт" этому доказательство.
При этом Граня такая вся
"граненая" своими талантами, у нее есть дар быть красивой,
героиней на сцене, но она не боится каким-нибудь гримом сделать
себя
страшной. Она прекрасно чувствует юмор и великолепная комедийная
актриса.
И ее разность на сцене - это замечательно!
Вообще, тяжело, когда ты из актерской
семьи, продолжаешь традицию родителей, но Граня абсолютно смело
идет в
ногу с отцом, имеет свое имя. Про нее не говорят: "Стекловская
дочка.", говорят: "Агриппина Стеклова, дочь Владимира
Стеклова.". Это две равные по масштабу актерские величины.
С партнершами мне повезло. А без
партнерш - куда? - сама понимаешь…
- Что конкретно? Что
вообще тебе хотелось бы сыграть?
- Я не понимаю этого - "что
бы хотелось сыграть". Вот, например, когда я учился в Щуке, то
думал, что не хочу сыграть Гамлета. Глупость, как я сейчас
думаю… И когда
мы работали над "Гамлетом" со Стуруа в "Сатириконе",
он открыл такую обратную сторону всего этого, что мне даже очень
бы
хотелось сыграть Гамлета. Так много ролей, что невозможно
определить:
"Вот это я хочу, а это нет!" Не бывает такого! Мне кажется, что
чем больше ролей, которых ты не ждешь, тем больше ты их
приобретаешь - и
тем лучше! Ты же открываешь себя по-другому!
Мне интересно все новое, я не могу сидеть на месте. У меня,
например,
прошлый год был очень тяжелым: выпуск "Макбетта", съемки,
гастроли, в общем - без выходных. Я так хотел отдохнуть, а вот
сейчас
ничего не репетирую и уже начинаю на стенку лезть! Мы же как
балетные
артисты - станок утром обязателен; свои "струны" надо бередить.
- У тебя есть
какие-нибудь хобби, увлечения?
- Очень люблю дом, уют, готовить
люблю, устраивать вечеринки.
Машину свою люблю, обожаю много
ездить, путешествовать - вообще предпочитаю активный отдых.
Например, в позапрошлом году в отпуск
я поехал в большое путешествие: полетел в Лондон, оттуда через
Ла-Манш -
в Париж, а оттуда на машине в Амстердам. Это было потрясающе!
А в этом году у меня было всего семь
свободных дней - после того, как закончились съемки и начался
сезон в
театре - и я полетел в Гонконг, что для меня было просто
потрясением. Это
- другой век, другая жизнь!..
Ты знаешь, у меня нет такого, что я
что-то, например, собираю. Я собирать не умею - меня надолго не
хватает
(смеется).
Это как с деньгами - начинаешь копить
на что-то и на какой-то минуте думаешь: "Какая ерунда!" Это не
мое…
Я люблю заниматься домом, заниматься
своими родителями, что-то делать, ездить. Никогда не думал, что
сяду за
руль, очень боялся этого. А вот сел и вдруг понял, что это
единственное
место, где мне хорошо, где я могу побыть один, подумать. Я вдруг
осознал,
что именно этого мне не хватало.
В машине хорошо как-то… Люблю я ее…
- У тебя есть какие-то
предпочтения в музыке?
- В музыке я люблю все. Не могу
сказать, что больше, все зависит от настроения. У меня в машине
огромная
папка с дисками я могу поставить "Чикаго", например, а потом
сразу после этой яркой музыки - Piazzolla, потом что-нибудь из
техно. Тут
же у меня джаз, блюз, тут же Пугачева. Музыки у меня много, если
мне
что-то нравится - записываю.
Не могу сказать, что "я люблю
то-то, а все, что кроме этого - бездарно!" Это пошло, так
говорят
ущербные люди. Нельзя не любить, если ты видишь, что это
талантливо. Я
вот, например, очень люблю песню Майи Кристаллинской "Опустела
без
тебя земля", купил целый ее диск, потому что это просто
замечательная
певица! И иногда, когда мне грустно, я ставлю эту песню.
Я не понимаю людей, которые ругают
нашу эстраду, а ведь на ней есть удивительно талантливые люди!
Мне вот
нравится Пугачева, она непревзойденная артистка и надо гордиться
тем, что
у нас есть такая Пугачева. Не "русская Эдит Пиаф", как
некоторые говорят, а наша Алла Пугачева. Надо гордиться своими, а
что же
?.. (смеется)
- Ты привносишь в свои
сценические образы какие-то свои жизненные черты?
- Конечно, есть какая-то доля того,
что это придуманный образ. Но не было бы меня в этом во всем, не
было бы
так, скромно говоря, интересно.
Что-то от меня, что-то придуманное.
Нельзя отделять. Знаешь, у Уайльда есть такое высказывание:
"Усматривающие разницу между душой и телом, обделены и тем, и
другим."
Поэтому мои роли - это я. Только так.
На сцене неинтересна безликость.
Т. Печегина
"Планета красота" № 9 - 10 2003
Назад
|