- Только что смотрела дипломный
спектакль выпускников новосибирского театрального училища:
совершеннейшие
дети! Глаза распахнуты, сколько в них надежды, они ждут, что
впереди
только удача, счастье, успех… Вы в театре после выпуска уже пять
лет. Что
изменилось за это время? Какими вы были тогда?
- Я считаю, что когда
глаз перестанет гореть, надо будет уходить из профессии.
Пригласили меня
на телепередачу "Театральная гостиная" - и задают вопрос:
"Ну вот, нельзя же все свои роль любить?". Я говорю: "Но
если не любишь свое дело, зачем вообще выходить на сцену?" А что
касается предложения вернуться на пять лет назад… Очень грустно
об этом
вспоминать… В училище нас очень любили, очень. Я так жалею
молодых
студентов, у которых не будет Ставской… Потому что баба Люся -
это эпоха в
Щуке. Просто удача была с ней встретиться. Я счастлив, что был
Яков
Михайлович Смоленский, мы были последними его студентами.
Невозможно
преподавать актерскую профессию, не зная, не почувствовав сцены.
Когда я учился, мне очень хотелось
преподавать - мне нравилась режиссура. Но меня не хватило на то,
чтобы на
это пойти.
В институте нам давали все
попробовать - у меня были такие разные роли… Мы так много
играли. Я
размятый вышел из института. Когда был выпускной вечер, было
очень
грустно. Инкубатор закончился.
- В училище вас баловали
любовью. Пришлось ли в суровой театральной жизни за эту любовь
расплачиваться?
- Да и очень. Иногда я говорю
себе: "Господи, меня так любили, мне так многое позволяли, в
меня
так верили!" И когда у меня что-то не получается, очередной
спектакль, который уже идет, но вот что-то не так, плохо
проходит, - это
мука. Никто не будет ждать, пока там у тебя что-то получится…
Даже в
самом добром театре существует конкуренция. Здесь просто надо
выбрать
четкую позицию… Я не стремлюсь занять чье-то место. Я хочу
занимать и
удерживать СВОЕ место. Выходишь на сцену - народу полно. И ты не
знаешь,
будут они тебя любить или ненавидеть… Почти во всех спектаклях я
выбегаю
на сцену. Выбегаешь - и волна энергии тебя встречает.
Ты приходишь в театр и сталкиваешься
с какими-то вещами, к которым не готов. Ты людей судишь по себе.
Как! Как
так можно поступить? Как так можно играть? Все можно. И не надо
никого
осуждать. У тебя своя жизнь, у тебя она одна. Ты в ответе только
перед
Господом Богом и перед родителями…
- Но театр-то один на
всех…
- Да, один на всех. Меня мама научила: как бы
тебе ни было плохо -
улыбайся. И я - улыбаюсь! Бороться! Я так боюсь, что и для меня
может
наступить такой день, когда человек уже не нужен в театре. Найти
в себе
силы уйти - это почти нереально.
- Да о чем Вы, пять лет
всего в театре - это же начало!
- Человек, который не видит
прошлого - человек без будущего, человек, который не видит
будущего -
человек без настоящего. Это должно быть с тобой.
- А как Вы относитесь к
звездности? Хочется стать звездой?
- Об этом думают как раз
студенты. А когда работаешь, об этом не думаешь. Это может
прийти, а
может не прийти. Полно гениальных артистов, которые не стали
звездами.
Это не самоцель, а возможное дополнение к профессии.
- Вы когда-нибудь играли
реального персонажа?
- Да, я играл исторического
персонажа - принца Джона в "Льве зимой". Я был в Лондоне,
облазил Вестминстерское аббатство, где все короли похоронены. Я
нашел, я
все нашел! Там сперли табличку с могилы Генри и Элинор
Аквитанской. Я
просил, чтобы мне показали эти могилы. Ну, это чума, когда ты
пытаешься
узнать другого человека!
- Вас не опустошает
каждодневная напряженная работа?
- Обогащает! Отдаешь, да, но ведь
отдаешь - значит получаешь! Это не уходит в пустоту - идет
возврат от
зрителей. Они же приходят в семь вечера с багажом дня, что-то
случилось,
произошло… Это испытание.
…Это очередной подарок судьбы -
испытание. Шанс дается всем. Важно его не упустить.
Анна Лапина
"Дом Актера", май 2002
Назад
|