Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
Был хороший теплый осенний вечер. Как по заказу! Хотя, в предыдущий день шел дождь… Душа просила поэзии…
Новый театр, уютный зал. Волнение от предстоящей встречи.
Не стану пересказывать весь спектакль, постараюсь рассказать только о самом-самом. Хотя каждое исполненное артистом произведение находит свой отклик в душе, становится и моим любимым. А за два часа Максим Аверин успел исполнить очень много.
Слово “очень” будет часто встречаться. Весь спектакль у меня ассоциируется со словом “очень”. В нем все было “очень” – очень сильно, очень красиво, очень ярко, страстно, очень тепло и трогательно, очень эмоционально, неповторимо!
Третий звонок. В зале гаснет свет.
После просьбы отключить мобильные телефоны (“Ну, пожалуйста!”) артист выбежал на сцену со словами “Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!” и исполнил песню “Все будет так, как хочется”. Зал бурно встретил аплодисментами.
Сказал, что с нашим городом у него связаны теплые чувства. Счастлив, что его ждут. Радостно зрителю слышать такие слова от артиста!
“А потом в стене внезапно загорается окно, возникает звук рояля. Начинается Кино!”
И началось наше путешествие по волнам поэзии. И в первой волне были стихи А.Вертинского. Стихотворение “Злые духи” было исполнено как шикарный театральный номер. Музыка, стихи, между четверостишиями танец со шляпой. Такой танец грустного клоуна, улыбка сквозь слезы. Я так Услышала это стихотворение, почувствовала его. Восхитительно!
Тронул печальный бедный “Piccolo bambino”, исполненный очень интересно, с перышком в руках. Красиво и со смыслом.
И абсолютно шикарный, страстный “Концерт Сарасате”. Браво! “Вы прощаете все за “Концерт Сарасате”, исступленно, безумно и больно любя!..”.
Рассказ о том, какое сильное впечатление в детстве на него произвела книга “Аплодисменты”, как научила не бояться и гореть в профессии, о встрече с Людмилой Гурченко, плавно превратился в очень трогательный монолог, обращенный к Людмиле Марковне: “Дорогая моя, любимая Людмила Марковна!”. И песня ”Алло, алло”, исполненная дуэтом с Людмилой Гурченко.
А три следующих произведения хочу отметить особенно. “Зимняя ночь” с зажженной свечой. А затем… артист садится на край сцены, рядом стоит свеча и читает “Научи меня жить”. Прямо в зал, глаза в глаза. “Научи меня жить, научи, ты же можешь…” Было видно, как блестят его глаза. И без паузы “Вечная любовь”. Это исполнение было абсолютным попаданием в душу. Меня накрыла такая волна чувств, идущих со сцены, от артиста. Это был тот момент, когда можно сказать, что я опустилась на дно души своей. Бесконечное Спасибо за эти два произведения!
На протяжении спектакля артист часто подходил к краю сцены и исполнял произведения стоя или сидя на краю, еще ближе к залу. И снова зачастую между номерами совсем не было пауз, музыка одного номера плавно перерастала в сопровождение к следующему произведению. Все было очень композиционно логично, создавая единый спектакль.
Следующая волна была из произведений Р. Рождественского – нежных, лирических, теплых. Мооорееее шумело за нашим окном и влюбленный радист несмело выстукивал восьмерки. После спектакля наверняка стало больше тех, кто в своих SMS будет писать 88!
Но одно стихотворение снова было Очень особенным по исполнению. “Ах, как мы привыкли шагать…” “Мои дорогие, мои бесконечно родные, прощайте!” Печаль, нежность, тепло, до глубины души, комка в горле…
Монолог “Мчусь, лечу, бегу, исчезаю…” с зарисовками из жизни артиста, смешными случаями, анекдотами. Живо, интересно, весело. “Улыбайтесь. Я хочу, чтобы вы улыбались!”
Две песни – посвящение Великим ушедшим актерам и очень красивая “Падает снег на пляж” – посвящение Джо Дассену и Андрею Миронову. В этой песне есть слова “от сердца к сердцу мост”. И на этом спектакле существовал такой мост – от сердца артиста к сердцам зрителей.
И, конечно же, белые цветы зрителям! Под “Песенку о хорошем настроении”.
Не могу не сказать, как красиво был не просто прочитан, а именно сыгран “Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру”. Повеселил!
Разбередил наш аппетит вкусным стихотворением “Гость у Цыгановых”.
И так полюбившиеся две песни. “Где ты была” - нежная, прекрасная. И немного волшебная “Спектакль окончен”. Неужели придется прощаться?
И вот уже когда думаешь, что знаешь артиста, знаешь программу спектакля, вдруг артист удивляет исполнением новой песни. “Прощай, радость, жизнь моя”, исполненная в новом стиле – акапельно, под звук дождя и кадры из х/ф “Жила-была одна баба”. Тихо, спокойно, протяжно, душевно.
“Смерть Цыганова”. Сильно. Все на пределе! До мурашек, до слез.
“Баллада о прокуренном вагоне”. Удивительно, ведь столько раз слышала это стихотворение в к/ф “Ирония судьбы, или С легким паром!”, но не замечала его. А Максим Аверин открыл его для меня (как, впрочем, и многое другое). Бередящие душу слова, в последнем куплете с эффектом “эхо” “И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!”. Длинное черное пальто, в руке свеча, падает красивый снег. И, простирая руки к небу, артист уходит вглубь сцены. Останавливается, чуть оборачивается к залу, как бы еще раз повторяя “Не расставайтесь!”. Снег кружится вокруг, медленно гаснет свет. Восхитительно и очень красиво!
Но это был не последний номер! Он вернулся в зал, и под песню “Дорога” (очень хотелось услышать ее еще раз, спасибо!) зрители дарили артисту цветы. И он каждому говорил Спасибо!
Аплодисменты, поклон, занавес! А в голове: ”Пожалуйста, читайте еще!”
Это был прекрасный спектакль о Любви – нежной и трепетной, яркой и страстной! Такой разной. “Но как на свете без любви прожить”.
После спектакля очень хотелось сказать Браво!
Браво - Артисту Максиму Аверину!
Браво - Режиссеру Максиму Аверину!
И огромное Спасибо - Человеку Максиму Аверину!
И хотя многие произведения слышала не в первый раз, этот спектакль вновь стал для меня премьерным. И был эмоционально особенно сильным. За два часа в большом зале артист смог достучаться именно до моего сердца. “И на сердце усталом расплавился иней”. Когда-то прочла, что со временем мы можем забыть слова, которые сказал нам человек, но незабываемы те чувства, которые он нам подарил.
За тепло, искренность, за эмоции, энергетику, вдохновение бесконечное Спасибо!
88! Навеки!
http://elena-l-a.livejournal.com/1192.html
Эта фраза – «всё хорошее когда-нибудь кончается» – каждому из нас знакома с детства: по книге или по фильму об известной английской няне-волшебнице. И, наверное, нет и никогда не будет такого человека, для которого эти слова ещё в раннем возрасте не стали бы открытием.
Открытием радостным – как всё новое, познанное, найденное – и одновременно расстраивающим, кажущимся несправедливым, даже пугающим некой безысходностью: получается, со всем, что в жизни значимо, необходимо и дорого, рано или поздно придётся проститься. Открытием, с подтверждениями о правдивости которого впоследствии сталкиваться приходится – увы! – довольно часто. И в которое, в любом случае, несмотря на всю его точность и неоспоримость, верить не хочется. Неужели действительно может что-то однажды уйти безвозвратно?! Ведь, как минимум, от хорошего остаются воспоминания, и почти всегда есть надежда на его продолжение или возвращение.
Моноспектакль Максима Аверина «Всё начинается с любви» – это хорошее, которое не заканчивается!
Конечно же, временные рамки здесь есть – те самые «два часа, а то и меньше», о которых говорится в стихотворении «Жизнь моя – кинематограф» Юрия Левитанского, постоянном номере программы, традиционно исполняемым в начале вечера.
«Не заканчивается» не потому, что именно финал спектакля расширен: представленный чередованием сразу нескольких заключительных номеров, словно намеренно откладывающих момент расставания артиста со зрителями на чуть более поздний срок, он действительно в какой-то мере помогает создать иллюзию как бы бесконечности действия. И этот необычный приём (ведь куда более традиционно заканчивать выступление лишь одной песней или только одним стихотворением) ни в коем случае не затягивает спектакль – он даёт возможность хоть и ненадолго, но всё же отойти от заведённых кем-то порядков.
Да, артист хитрит! Играет с публикой.
Ведь, казалось бы, исполняемая им на последних минутах вечера песня с таким подходящим названием «Спектакль окончен» – и есть лучший вариант для завершения театральной постановки. К тому же она настолько удачно перекликается с самым первым номером – песней «Так, как хочется», что создаётся своеобразное музыкальное обрамление всего спектакля. Две эти песни существуют в паре – как приветствие, моментально задающее нужный будущему действию тон, и прощание, после которого, вроде бы, надо ставить точку.
Но нет!
Следом звучит «Баллада о прокуренном вагоне». И тут же заключительные – главные не только в произведении Александра Кочеткова, но и во всём спектакле – слова стихотворения «с любимыми не расставайтесь», троекратно повторяющиеся в последней строфе, переходят в отдельный, пусть и небольшой по продолжительности, номер: они произносятся ещё несколько раз – под музыку, на фоне падающего снега. Но опять выясняется, что и это ещё не всё – исполняется песня «Иди своей дорогой». Исполняется не со сцены, а прямо из зала, куда спускается артист, чтобы поблагодарить за вечер каждого своего зрителя. И только потом начнутся собственно поклоны.
И всё же главный секрет не в укрупнённом финале.
Пожалуй, моноспектакль в «незаканчивающееся хорошее», прежде всего, превращает то, что, даже завершившись на сцене, он – если выразиться прямо и несложно – ещё долго живёт в сердцах зрителей. Живёт полноценно, по-настоящему – не просто в мыслях, к которым можно обратиться в удобный свободный момент, а будто постоянно, беспрерывно, вне зависимости от чего бы то ни было, присутствуя в памяти. Живёт, радуя и согревая, волнуя и помогая – в том числе и в совершении очередных открытий.
Зрители, пришедшие впервые, узнают для себя новые стихотворения, новых поэтов, новые песни, музыку или же по-другому начинают смотреть на то, что было уже знакомым или даже казалось давно изученным.
Постоянных зрителей Максиму Аверину удаётся удивлять, даже не внося в уже хорошо известную им программу спектакля коренных изменений.
Именно так и случилось 24 сентября: если говорить о самом выборе номеров, их последовательности и оформлении, то всё это почти полностью совпало с тем, что было исполнено артистом в июле. К счастью, включая и стихи, которые в тот раз, летом, были премьерными. «Piccolo bambino» продолжает свою жизнь вместе с другими произведениями Вертинского («Я сегодня смеюсь над собой», «Злые духи», «Концерт Сарасате»). «Ах, как мы привыкли шагать» Рождественского снова было исполнено после остальных его стихотворений, давно вошедших в программу («Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «88»), – причём, исполнено, будто бы от лица самого поэта.
Но, точно в подтверждение мысли о том, что в искусстве нет ни вершин, ни рубежей, ни границ – в общем, нет предела, – все те же стихотворения и песни, оставившие сильные впечатления ещё тогда, два месяца назад, теперь были сыграны на новом уровне. Это тот случай, когда неуместны сравнительные категории «лучше-хуже». Просто – по-другому. Особенно.
Особенно чисто, сильно, глубоко звучал голос Максима в течение всего вечера во время исполнения песен: «За кулисами», «Вы говорите, не молчите», «Вечная любовь», «Где ты была», «О хорошем настроении», «Небом забытые», «Грустить не надо»...
Кульминацией в этой – если делить условно – вокальной части программы, её «высшей нотой» стала песня «Прощай, радость, жизнь моя», связывающая два стихотворения из цикла Давида Самойлова «Цыгановы». Отсутствие в ней аккомпанемента даёт артисту полную свободу, бескрайний простор для творчества. Вот уж где в прямом смысле нет всё тех же рамок и границ! Постоянно меняя темп, делая долгие остановки между фразами, растягивая слоги или произнося текст почти скороговоркой, от тихого звука неожиданно переходя к резким выкрикам на отдельных словах, артист меняет и характер песни – она становится то задумчивой и спокойной, то нервной и торопливой. Песня течёт так, как развивается мысль. Этой манере исполнения – манере импровизационной, при которой создаётся впечатление, будто мелодия и слова песни рождаются прямо у нас на глазах, здесь и сейчас, – невозможно научиться, её можно только чувствовать.
Особенно смело были прочитано и каждое стихотворение.
Смело – и потому, что без страховки: отставленный далеко в сторону пюпитр с текстами стихов так ни разу и не понадобился.
Но главное – смело по воплощению, подаче, энергетике. По средствам выразительности.
Интересно, что многое показывается наглядно, почти буквально (достаточно вспомнить, как обыгрываются некоторые строки стихотворений Пастернака «Зимняя ночь» и «Научи меня жить»), а что-то – наоборот, лишь символично, но метко и понятно (например, эффект, производимый выплёскиванием воды в финале стихотворения Высоцкого «Так дымно, что в зеркале нет отраженья», получается сильнее, чем он мог бы оказаться в том случае, если бы бокал был, и в самом деле, разбит).
Смело, потому что тоже – свободно. Тоже – с ощущением экспромта.
И это странное, обманное, но бесконечно приятное и радующее чувство незнания уже известного – когда из памяти будто стирается ранее полученная информация и остаётся только предвкушение интересного – передаётся залу так, что, слушая, например, «Рассказ литейщика Ивана Козырева…», словно в первый раз, как бы даже не догадываясь, ждёшь ответа на вопрос, что же больше всего впечатлило осчастливленного пролетария в его новой квартире. И заново узнаёшь, что же подадут к столу для своего гостя Цыгановы, персонажи Давида Самойлова. И вместе с радисткой из стихотворения Рождественского снова разгадываешь таинственный код из двух восьмёрок…
И вообще – от спектакля к спектаклю разгадываешь то, что невозможно разгадать. Но то, что так хочется разгадывать! А для этого необходимо, чтобы моноспектакль продолжался. И он будет продолжаться! Долго-долго. Не заканчиваясь.
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/5118.html
Чудесный августовский вечер. На душе играла тихая музыка в ожидании чуда..."Всё начинается с любви". "...С любви!!! Я это точно знаю!" Ждала начала моноспектакля с таким трепетным сердцем, что, казалось, этот момент продлится вечно. Но этот момент ожидания не возможно забыть. Каждый раз всё происходит по-новому и ожидание, и выход Артиста на сцену и действие на сцене. И даже музыка каждый раз звучит по-новому. Казалось всё это уже было, всё это я уже видела, но всё равно, всё происходит неожиданно, по-новому, красиво и безумно талантливо и так захватывающе!
На этот раз я обратила внимание на маленький спектакль "Жизнь моя - кинематограф" , я бы так назвала этот танец "Вступление в жизнь". Вся жизнь проходит перед моими глазами, всё показано в танце. Да, да! Именно танец мне запомнился, бешенный ритм жизни Артиста показан в танце, и так талантливо, безумно, что готова была смотреть на это часами. Знаете, мне даже страшно стало от такого бешенного ритма. Дух захватывает, это состояние я бы сравнила с полётом над землёй. Даже сцена выхода Гузэль Киреевой - талантливого режиссёра дополняет спектакль в целом, а как же без видеокамеры, как без без режиссёра!!! Кто же покажет жизнь Артиста, кто же покажет все кадры его жизни,то покажет всё тонкости его души - таким, какой он есть? В кино мы видим всё готовое, а сам процесс? Можем только угадывать, что же происходит там, в процессе - это таинство храма под названием "Кинематограф". Я удивляюсь гениальности этого момента, даже подумать не могла, как это может выглядеть, могу только сказать одним словом: гениально!!!
Ну а как же без любви? Весь спектакль впитал слово: "Любовь". Это не просто название, это образ жизни, это стиль и даже, если хотите, фирменная марка спектакля Максима Викторовича Аверина. Максим Викторович этим живёт, этим дышит. Любовь-трагедия, любовь-комедия, любовь-счастье, любовь-отчаяние, любовь-нежность. Она всегда красивая, нужная. Без неё никак. Какой смысл театра, кино, искусства в целом без любви? Это жизнь - насыщенная жизнь Артиста. Аплодисменты, дамы и господа!!! Всё начинается с любви! Я бы назвала этот спектакль "Жизнь и любовь Артиста"
«…целую, люблю, люблю.Геннадий».
- Товарищ Максимов, Вы по ошибке два раза «люблю» написали!
- Почему по ошибке? Это моей жене.
- А, понимаю… (восхищённо) Два раза «люблю»!!!
В замечательном фильме «Мы с вами где-то встречались» главный герой Геннадий Максимов, блистательно сыгранный Аркадием Райкиным, отправляя телеграмму жене, два раза пишет «люблю». Да, не в письме, а именно в телеграмме – сообщении, в котором вообще-то слова принято экономить. Ведь это естественно и разумно!
Вот только всегда находились и, к счастью, находятся такие… хочется сказать «чудаки», а на самом деле нет – такие люди, удивительные, настоящие, лучшие люди, которые – вопреки всевозможным традициям и логике – все эти, казалось бы, грамотные, продуманные и вполне целесообразные правила нарушают. Которые понимают, что экономить надо не любые слова – на самые главные, на самые нужные лучше не скупиться.
Причём встретить таких людей можно не только в фильмах, но и в жизни.
Артист Максим Аверин в моноспектакле «Всё начинается с любви» – в моноспектакле, придуманном им же самим от начала и до конца, – говорит «люблю!» очень много раз! Говорит не только тогда, когда это слово – люблю! – встречается в стихотворении или песне (то есть, на самом деле, почти во всех номерах программы). Каждое стихотворение само по себе – это и есть слово, а с ним и ощущение «люблю!», адресованное зрителям. И каждая песня – это «люблю!». И всё, что служит сопровождением для номеров. И текст, который произносится между ними, – тоже.
«Люблю!», в котором заключены все оттенки и все значения этого слова сразу.
Это спектакль о любви артиста к зрителям – любви безусловной, необходимой, помогающей «мечтать, влюбляться и творить»: именно об этом артист поёт в самом первом номере – песне «Так, как хочется». О любви к профессии – дарящей счастье, вдохновение, но также иногда приносящей с собой грусть и сомнения: сбудется - не сбудется, случится - не случится (рассказ о фильме «Мужчина и женщина», предшествующий стихотворению Юрия Левитанского «Жизнь моя – кинематограф», не только о самой картине). О любви к творчеству людей, определившим и продолжающим определять судьбу актёра – поэтам, артистам разных лет, партнёрам по сцене (тут даже не надо уточнять имён). И, конечно же, просто – о любви!
Разной!
Нежной, чуть робкой и тихой как в песне «За кулисами» - к радости для зрителей, снова исполненной в одно и то же время для всех сидящих в зале и будто только для одной гостьи, в этот раз – для режиссёра Гузэль Киреевой. Любви невысказанной, незамеченной и – увы! – несостоявшейся, как в удивительно трогающем стихотворении «Piccolo bambino» Александра Вертинского. Страстной, но «растаптывающей и обезличивающей», как в его же «Концерте Сарасате». И о той, что никак не может закончится, как в стихотворении «Злые духи», – номере только-только появившемся в программе, и уже с момента его второго исполнения сильно изменённом: дополненном танцем под музыкальный проигрыш после каждой строфы-куплета. Танец этот – одновидный, с несколько марионеточными движениями – не послушными, а скорее, вымученными, теми, что появляются, когда «заставляют плясать». Проигрыш – тоже неизменный, но во всех этих повторениях и подчёркнутом однообразии кроется столько отчаяния и страдания от невозможности что-либо изменить!..
Вообще в этот раз, 26 июля в Театриуме на Серпуховке, очень многое прозвучало по-новому. Конечно, на всех моноспектаклях Максима Аверина каждый номер прекрасен своей неповторимостью. Разве можно хотя бы два раза одинаково прочитать «Научи меня жить» Пастернака? Или «День без единой смерти» Высоцкого? Или «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» Маяковского? «Я сегодня смеюсь над собой» Вертинского? А спеть «Вечную Любовь»? Всё это в тот вечер было, и было как-то особенно неожиданно и ново, с невероятным количеством изменений не только внешних, но и внутренних.
Например, в стихотворении Маяковского «Скрипка и немножко нервно» лязги тарелки отдавались эхом. История влюблённого радиста, шифрующего поцелуи цифрой «восемьдесят восемь», была рассказана доверительно и мягко, с большей трепетностью и осторожностью. В «Письме про дождь» Роберта Рождественского «мо-о-оре-е-е гу-у-уде-е-ело» так, что его гул и простор мог представить и почувствовать даже человек с самой небогатой фантазией. Также как и узоры метели на стекле и капающий с ночника воск из стихотворения Пастернака «Зимняя ночь». А давно всем знакомая Цыганова из стихотворения Давида Самойлова, подойдя к накрытому для гостя столу, вдруг стала совсем по-девчоночьи кокетливой!
И уж конечно, удивили совершенно новые номера и идеи.
Стихотворение «Ах, как мы привыкли шагать…» дополнило цикл стихов Роберта Рождественского, постоянно звучащих в моноспектакле. Такое ласково-печальное, тёплое, просящее… Напрямую обращённое к зрителям. По-доброму произнесённые Максимом слова «мои дорогие…», «мои золотые…» ещё долго отголосками будут звучать в их сердцах.
Песня «Грустить не надо» оказалась вынесенной за пределы двух стихотворений из цикла «Цыгановы» и была исполнена перед ним. А её место – между «Гостем у Цыгановых» и «Смертью Цыганова» – заняла другая песня, русская народная, – «Прощай, радость, жизнь моя», – исполненная Максимом акапельно, только под шум дождя, и на фоне кадров из фильма «Жила-была одна баба» – эпизода Варвары и беглого каторжанина Александра. Протяжно, широко, свободно – без какой бы то ни было суеты. Чисто. В точно выдержанном стиле. Очень талантливо! Это – без преувеличений – спето будто не голосом, а душой. И действительно, очень хорошо вписывается в стихотворный цикл.
Кстати, «Прощай, радость, жизнь моя» оказалась не единственной песней, исполненной без музыкального сопровождения. «Счастье рядом» тоже в этот раз была спета без аккомпанемента. Пусть это произошло не запланировано – просто у звукорежиссёра не нашлось записи, – но получилось интересно и неожиданно. Можно сказать, эксклюзивно!
Вообще, все песни – такие разные – получились! «Где ты была» прозвучала нежно, «О хорошем настроении» – весело, «Небом забытые» – с нервом, «Спектакль окончен» – радостно-грустно и таинственно, как бы приоткрывая завесу того, что случится в театре, после расставания артиста со зрителями.
Интересно, что сам спектакль всё-таки заканчивается не ей. Если не считать прощальной песни «Иди своей дорогой», исполняемой вслед за поклонами, послесловием здесь служит «Баллада о прокуренном вагоне» – послесловием, в котором обобщено то, что уже не раз прозвучало в спектакле, и ещё раз говорится самое главное, но по-новому. Чтобы лучше и навсегда запомнилось, чтобы прочувствовалось, чтобы стало само собой разумеющимся и незыблемым.
…Жаль, что телеграммы ушли в прошлое. Очень бы хотелось после спектакля отправить артисту телеграмму, тоже написав в ней два раза «люблю»!.. Хотя почему – два? Как минимум – восемьдесят восемь!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/4697.html
Очень хороший, открытый человек! С удовольствием еще раз сходила бы на любой спектакль с его участием!
Была на моноспектакле в Уссурийске 28 мая. Просто супер! Слов нет, какой же он все-таки потрясающий, талантливый актер! Очень понравилось!
"Сколько человек ни бегает средь житейских бурь и суеты,только сердце все равно потребует рано или поздно красоты" Моноспектакль с Максимом-это бальзам от всего того, что находится за стенами театра.Эмоции переполняют настолько,что сам невольно становишься его участником. Жалко,что в Хабаровск очень редко приезжают с такими постановками. Спектакль очень напомнил Питер (по состоянию души).
Вчера сходила на творческий вечер Максима Аверина. Никогда не смотрела сериал Глухарь и рада этому. Актер мне очень понравился, оставил самые хорошие впечатления. А когда он читал стихи, я чувствовала очень сильные эмоции, а ведь до этого я вообще не понимала красоту поэзии...
Максим, любимый и МногоУважаемый мною артист, вчера была на Вашем спектакле в "Ленкоме" . Потрясающе!!! до сих пор под впечатлением праздника (а я многое и многих видела). ВЫ УМНИЦА! ТАЛАНТ! ВЫ замечательно читаете и поёте , и, очень умело держите зал. После спектакля так захотелось пройтись по Тверской (редко выбираемся теперь) , но всё перекрыли из-за репетиции парада , а жаль, настроение было такое лирически-ностальгическое. СПАСИБО ВАМ Максим за прекрасный вечер ! Успехов и Здоровья ВАМ на благо нам .
Сегодня, накануне праздника 30 апреля 2012 года замечательного актера Максима Вмктровича Аверина принимала сцена театра Ленком и все кто пришел в этот вечер на моноспектакль " Все начинается с любви....". Зал более, чем на 600 мест разрозился аплодисментами, когда на сцене появился Максим Викторович.....и понеслось......"Вот и начало нашего бала, здравствуйте!Вы все прекрасные, я вас люблю. Мне так легко быть с вами знакомым столько лет, спасибо вам, друзья, за жизнь мою......И тут же любимые и знакомые строки.....Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет. А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет. А потом в стене внезапно загорается окно. Возникает звук рояля. Начинается кино....Сегодня Максим Викторович был в лирическом настроении, он мало шутил и много читал, читал так, как умеет только он.....снова и снова непроизвольно выступают слезы, когда слышишь.....Жди меня, и я вернусь,всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пусть скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им как среди огня ожиданием своим ты спасла меня. Как я выжил, будем знать только мы с тобой, — Просто ты умела ждать,как никто другой......И сразу же настроение меняется и ты уже подпеваешь.....Грустить не надо, пройдёт пора разлуки, вновь с тобой друг друга мы найдём..... Одним словом вечер удался, говорить о Максиме Викторовиче, о его безграничном таланте можно бесконечно. Но как говорится в известной поговорке лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.....Спасибо Максиму Викторовичу за чудесный вечер, за его добороту и искренность....Ждем с нетерпением новых встреч!
|