Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
Был 27 мая у нас во Владивостоке. Очень понравилось. Так играл, что после сам стихами заговорил, не надолго. Особенно, стих Рождественского "Восемьдесят восемь". Как Макс сказал перед рассказом : "Многие после этого стихотворения, будут своим близким в смс-ках писать 88. Ведь на языке радистов 88 означает Целую".
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ! ! ! Приморье ждёт возвращения !
Таких примеров – множество. Но каждый из них – уникален!
И в кино, и в литературных произведениях – прозаических или стихотворных – можно найти огромное количество историй, рассказанных от первого лица. Когда и автор, и рассказчик, и главный герой – это один и тот же человек. Когда чуть ли не каждая фраза повествования постоянно отталкивается от местоимения «я».
Часто они автобиографичны. Основаны на реальных событиях, случившихся в жизни определённого человека, одной или нескольких семей, а может быть – и целого народа. Да, часто – но не всегда.
Бывает и так, что автор, намеренно превративший себя в героя, на самом деле говорит вовсе не о себе. И свои сюжеты он тоже придумывает – полностью, от начала и до конца. А такой способ – вовлечь самого себя в действие – помогает ему выдать вымысел за правду. Сделать так, чтобы читатели или зрители легко поверили, что всё, о чём он говорит, действительно было. Или же – перемешать настоящее с вымышленным настолько, что никто никогда не догадается, где же подлинное, а где придуманное. Чтобы, даже рассказав о самом главном, личном и сокровенном, не раскрыться до конца. Мысли – донести, а в этом – запутать, оставив неразрешённые вопросы. Это – его приём. Хитрость. Уловка. В этом – пожалуй, главная загадка такого произведения.
Моноспектакль Максима Аверина «Всё начинается с любви» – это ещё одна история, рассказанная от первого лица. История, которой тоже необходимы подобные загадки! И они появляются – с самого начала.
А ведь для того чтобы начать такой спектакль, артисту достаточно просто выйти на сцену, просто подойти к микрофону, просто поздороваться со зрителями. Ну, правда: уж в этот момент, казалось бы, он не должен играть никаких ролей: время для того ещё найдётся – его ролями станут стихи, которые он прочитает в течение вечера – а пока он может оставаться самим собой.
Максим и остаётся. Но остаётся, играя. Уже – играя. Сразу! Да, очень трудно объяснить, но можно почувствовать, как находясь на сцене, Максим одновременно продолжает быть, собственно, артистом Авериным и в тот же момент он словно оказывается придуманным персонажем спектакля! Знакомым, но таинственным. Эти два состояния – «быть собой» и «играть роль» в нём переплетаются, соединяются, становятся неразрывными. Границы между ними стёрты! Естественность сопровождается художественностью и образностью с самых первых секунд.
Вот почему появление артиста из-за кулис – в белой шляпе и длинном белом пальто – оформлено как возвращение его персонажа с дальней дороги (даже слышатся звуки приходящего поезда). Вот почему он не просто выходит на сцену, а как будто оказывается в старой, видимо, надолго заброшенной комнате – едва освещённой, полупустой, вызывающей добрую улыбку своей причудливой, старомодной мебелью и предметами быта начала прошлого века. И традиционное вступительное обращение артиста к залу – как его художественная часть (песня «Так, как хочется», стихотворение «Жизнь моя – кинематограф» с предварительным рассказом о любимом фильме «Мужчина и женщина»), так и непосредственное приветствие с рукопожатиями – оставлено на потом. Сперва его герой долго осматривается, осваивается, совершает действия, которые когда-то были в этом доме для него привычными (зажигает свечу, включает радио) – в общем, заново вживается в подзабытую обстановку.
И впоследствии отступлений от такой манеры игры не будет. Вообще в этот вечер, 30 апреля, практически не будет никаких отступлений. Каждый номер, каждое музыкальное или звуковое сопровождение к нему, каждый предмет реквизита, каждое слово, произнесённое артистом во время разговора со зрителями – всё работает на то, чтобы сохранить единство и целостность спектакля. Изначально выбранный и заданный стиль, – в котором, как всегда, есть место импровизации и страсти, но в этот раз даже несколько более, чем обычно собранный и выдержанный, тонкий и элегантный – артист сохранит до конца.
Наверное, это можно связать с тем, что моноспектакль впервые проходит на сцене театра «Ленком». На легендарной сцене! И для не совсем обычной публики. Здесь, в огромном зале, очень много новых зрителей, – которых артисту предстоит «обратить в свою творческую веру». Но много и постоянных – а их тоже надо удивить. Много близких Максиму людей. Немало и людей известных. Среди гостей – фотограф Екатерина Рождественская, ведущие программы «На ночь глядя» Борис Берман и Ильдар Жандарёв, друзья и коллеги Максима Аверина по театру Владимир Большов и Агриппина Стеклова. Именно для неё в начале вечера будет исполнена песня Вертинского «За кулисами» – так трогательно, искренне и тепло, что душевность номера возрастёт в несколько раз. Именно ей в конце песни будет подарена первая белая роза – некоторые другие зрительницы получат от артиста в подарок цветы позже, под звучание песни «Счастье рядом». А «За кулисами» превратится в номер-сюрприз, который, скорее всего, возможно было исполнить только единожды, поэтому немного грустно, что больше в таком варианте – то есть с обращением к единственной слушательнице – этой песни, наверное, уже не будет…
И всё вместе это, безусловно, для артиста радостно и празднично, но одновременно – волнительно, сложно, ответственно. Но ведь волнителен, сложен и ответственен для Максима каждый спектакль! Не бывает простой публики – она всегда разношёрстна. В любом зале выступать ответственно. И спектакль постоянно меняется, поэтому всякий раз он почти премьерный. Только каждый из них при этом – по-своему особенный. А 30 апреля особенности были, в том числе и такими – именно эта сцена, именно этот зал, а ещё – новое название и, конечно же, новые идеи, новые номера.
Кроме ставших постоянными стихотворений Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой» и «Концерта Сарасате», а также уже упомянутой песни «За кулисами», Максим прочитает стихотворение «Злые духи». После небольшого цикла из стихов Роберта Рождественского – «Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «Восемьдесят восемь» – исполнит песню «Где ты была?» из фильма «Будьте моим мужем» – грустную, задумчивую, нежную, продолжающую настроение прозвучавших до неё стихов. В самом конце, перед читаемым, по традиции, последним стихотворением «Баллада о прокуренном вагоне» споёт «Спектакль окончен» из репертуара Алисы Фрейндлих, возвращающую зрителей к созданному ещё в самом начале ощущению лёгкой сказочности и оттеняющую тем самым печаль по поводу приближающегося расставания с вечером.
И ещё важно то, что 30 апреля одна черта, характерная для всех моноспектаклей Максима Аверина, проявилась особенно ярко. Спектакль полон благодарности по отношению к людям ушедшим, но подарившим нам своё творчество – поэтам, артистам. Об этом говорится напрямую, в рассказах предшествующих исполнению стихов или песен – как о Людмиле Гурченко. Но даже когда таких рассказов нет, всё равно это ощущается постоянно: даже просто в самом объявлении имён поэтов перед чтением стихов, объявлении воодушевлённом и торжественном – Высоцкий! Маяковский! Самойлов! Пастернак! И каждое стихотворение, каждая песня – давно вошедшие в программу и хорошо знакомые нам, блистательно прочитанные Максимом – звучат не только для зрителей, но и в память о своих авторах или первых исполнителях. Кульминацией в этом плане станет песня «Где же вы, небом забытые», посвящённая ушедшим артистам. Спетая Максимом под фоном идущие кадры из фильмов всеми любимых актёров и актрис, она зазвучит по-новому – более глубоко, остро, сильно.
Глубоким и сильным получился весь спектакль. Чувственным, вдохновляющим, заражающим энергией Максима, дающим силы и желание жить и творить! И невероятно красивым!
И ещё. Когда-то критик Светлана Овчинникова назвала театр «Сатирикон» театром поэтическим «не потому, что там рифмуют слова, а потому что рифмуют с залом души». На моноспектакле Максима Аверина, артиста этого театра – на моноспектакле, составленном из стихов, – тоже рифмуются души и сердца тех людей, которые его слушают и слышат.
Поэтому мы и приходим. Поэтому – гордимся им, верим ему, ждём новых побед! И очень радуемся тому, что можем артиста вот так «тихонько… любить».
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/3908.html
"Всё начинается с любви!"
Это прекрасное стихотворение Роберта Рождественского прочитал Максим Аверин со сцены театра «Ленком». Антреприза так и называлась «Всё начинается с любви…». В его программе были стихи замечательных поэтов, особенно запомнился Маяковский в исполнении Максима, он пел песни советских и российских композиторов, вместе со зрителями вспоминал о тех, кого уже нет (Гурченко, Никулин, Абдулов, Полищук, Миронов и т.д.) и воодушевлял на любовь к родным и близким, не раз произнося слова: «С любимыми не расставайтесь!». Максим рассказал историю про свою маму, когда её остановил ДПС-ник и потребовал документы, она сказала: «Да ты знаешь, чья я мама? Я мать Глухаря!» А мужчина ответил: «А моя мама куропатка!». Забавно!
Однажды я смотрела передачу по НТВ «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной», в которой Аверин был приглашённым гостем. Тогда его интервью оставило в моей жизни яркий след. Из всех актёров именно его мне хотелось увидеть в живую и вот моя мечта сбылась!
В конце вечера Максим Аверин мотивировал зрителей, отправив следующий посыл: «Когда вы сейчас выйдете из театра и посмотрите в глаза тех, кто не пришёл, найдите время, посмотрите в глаза близких и необходимых вам людей, это нужно сделать сегодня, не оставляйте на завтра!».
Именно сейчас позвоните своим близким и любимым и скажите, что любите их!
22 апреля побывали на спектакле в Новосибирске. Я была с семилетней малявочкой. Масса впечатлений и положительных эмоций у нас обеих. Честно говоря боялась, что ребенок не высидит, всё-таки серьезная поэзия, песни с глубоким смыслом. Но... спасибо огромное Максиму за то, что пробудил в ребенке интерес к поэзии, она, как завороженная, просидела от начала до конца. Да ещё во время исполнения одной из песен Максим взял Ксюшку и ходил с ней по залу - ну сами представляете как ребенка переполняли эмоции.
Я была на моноспектакле в декабре. Могу сказать, что программа практически полностью изменена. Остались, конечно, всеми любимые стихотворения и песни ну и появилось много новых, но тоже прекрасных произведений. А вообще мне показалось, что в этот раз всё было серьезнее. Очень впечатлил меня момент со снегом, который сыпался сверху, музыка в этот момент играла шикарная. Единстенное, что мне не понравилось это окончание спектакля, как то скомканно вышло, уж очень быстро Максим ушёл, как будто торопился куда то. Но на общее впечатление от вечера это никак не повлияло.
Будем с нетерпением ждать очередного приезда Максима Викторовича в Новосибирск!!!
Только что со спектакля (Томск). И вот какая мысль меня посетила. Когда я учился в школе, наша учительница русского и литературы очень любила водить нас всем классом по театрам. У неё была такая традиция: изучили какое-нибудь произведение, и если где-то в театре идёт постановка по нему, то мы обязательно сдаём деньги на билеты и дружненько идём. И горе тому, кто не пойдёт, иной раз дело могло дойти и до жалобы родителям. В общем, добровольно-принудительная форма. И мысль у меня, в общем-то простая: принуждение никогда не доводит до добра. Вот, даже рифма получилась) Очень мало в мире людей, которым любовь к классической литературе, музыке, к искусству в целом привили в школе. Если человек захочет - он сам каким-то образом придёт к искусству в той или иной форме. Если ему это не надо - значит не надо. Если он быдло и ему больше нравится сидеть на лавочке с ногами и дуть "Ягу", значит это ему нравится. А на жизнь влияет абсолютно всё.
А Максим Аверин - красавец))) И поёт, и танцует, и стихи читает и играет. Настоящий артист)
Максим замечательный, талантливый актер, кто еще не имел возможность сходить, сходите обязательно. Я, не будучи ярой поклонницей Максима, начала пересматривать все фильмы с его участием!! Спасибо,за прекрасный творческий вечер.
Я имею в виду то, что в тот вечер, 26 февраля, в программе, составленной артистом, многое повторится дважды. Так будет буквально с самого начала и до конца. Однако повторы эти, наверное, правильнее назвать совпадениями. Ведь они ни в коем случае не сделают спектакль однообразным и монотонным! Нет! Наоборот, они только обогатят его.
Например, откроют спектакль два эпиграфа. Причём первый будет вынесен за рамки действия.
Этим эпиграфом послужит песня в исполнении Людмилы Гурченко, написанная ею же на стихи Юрия Левитанского «Жизнь моя – кинематограф». Она прозвучит в записи незадолго до третьего звонка, в то время, когда зрители будут собираться в зале. Многие из них уже знают, что это стихотворение Максим читает в начале спектакля, поэтому неудивительно, что у кого-то возникнут сомнения: если оно уже прозвучало в музыкальном варианте, прочитает ли в таком случае его со сцены сам Максим?
Максим прочитает! Чуть позже. После приветственной песни «Так, как хочется». После кадров из фильма «Мужчина и женщина» и краткого рассказа об этой картине. Прочитает так, как он это делает обычно и одновременно с этим, как всегда, по-новому – дополняя текст танцем.
Но первые четыре строчки этого стихотворения будут исполнены отдельно, ещё до начальной песни – в качестве того самого второго эпиграфа. А ведь действительно они как нельзя лучше подойдут для своеобразного вступления к предстоящему таинственному, чарующему действу: «…возникает звук рояля, начинается… кино!».
Да, «начинается»! Правда, не кино, а спектакль, в котором уже скоро дважды – значит, к двум разным стихам – в качестве музыкального сопровождения прозвучит одна и та же композиция: «Лиличке. Вместо письма» Маяковского и «Всё начинается с любви» Рождественского. Не просто так. А потому что тема у них – одна.
Кстати, «Лиличке…» – окажется не единственным из вошедших в программу стихотворений, написанным в форме письма. Будет ещё одно письмо – «Письмо про дождь» Роберта Рождественского. Да, эти стихи принадлежат разным поэтам. И они не будут прочитаны подряд, друг за другом. Но всё же – их будет два. Тоже – два.
И наконец, «Песенка о хорошем настроении» из репертуара Людмилы Гурченко – о хорошем настолько, что Максим, исполняя её, подарит зрителям не только собственно настроение, но и белые розы, – прозвучит в середине программы, а потом будет повторена в самом её завершении, на бис. После чего уже зрители, словно в ответ, подарят артисту свои цветы. Белые.
Все эти повторы, или совпадения, будут чем-то перекликающимся, общим. А главное – объединяющим!
Объединяющим время: прошлое и настоящее.
Объединяющим людей: ушедших и ныне живущих. Людей, которые умеют передавать настроение, чувства – в общем, то, что, казалось бы, неуловимо – через слово или музыку. Или – которые умеют услышать в этих словах и звуках знакомое, близкое, родное. Людей, которых – таких разных – трогает одно и то же. Людей, которые писали письма – искренние, трепетные, вдохновенные. И которые ещё пишут их сейчас – пусть, может быть, не так умело, пусть чаще – совсем коротко, и даже не всегда от руки…
Словом, людей, которые любили. Которые любят. Или – которые живут в ожидании любви.
Потому что спектакль, который скоро изменит своё наименование (и мы уже знаем, на какое, а кто не знает – тому нетрудно догадаться!), но пока всё ещё называется «Искренне, без купюр» – о любви. Конечно, эта тема – не единственная. Но, безусловно, – главная, определяющая, связующая. Раскрывающаяся почти в каждой строчке стихов и песен, выбранных Максимом Авериным, в каждой интонации, в каждом жесте исполняющего их артиста.
Эта тема начнёт своё развитие с произведений Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой», «Концерт Сарасате», «За кулисами». Тонких, лёгких, мягких, чуть приглушённых и в то же время – эмоциональных, страстных. Талантливых!
Потом – продолжит его в стихотворениях Маяковского – «Лиличке. Вместо письма», «Скрипка и немножко нервно». Стихотворениях совсем другого характера – пылающих, раскалённо-жарких, порывистых, бурных! И в соответствии с этим – всегда темпераментно, горячо исполняемых артистом. Чуть позже прозвучит ещё одно стихотворение этого поэта, вошедшее в программу моноспектакля не так давно – «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Написанное в совершенно другой манере, красочное, живописное, с юмором, оно (наряду со стихотворением «Гость у Цыгановых» Давида Самойлова, традиционно читаемым ближе к концу спектакля, а также с «Песенкой о хорошем настроении», о которой уже говорилось) оттенит общее настроение вечера.
Грустное настроение.
Как всегда – грустное. Но такая грусть – не переходящая в тоску, угнетение и подавленность – очень нужна каждому! Она не приводит к ощущению безнадёжности, а напротив, дарит надежду. Не доводит до изнеможения, а даёт новые силы. Чтобы чувствовать и жить. Потому что эта грусть не мрачная, а чистая и светлая.
Светлой она будет и во всеми любимом дуэте Максима Аверина и Людмилы Гурченко «Вы говорите, не молчите»! В дуэте, возможном вопреки всему! Это непостижимо, но, несмотря на то, что Людмила Марковна поёт с экрана – в записи, снятой раз и навсегда и в которой, вроде бы, уже ничего не изменить – он, этот дуэт, не застыл во времени, он – всегда разный! Настоящий. Необходимый. Без него никак нельзя!
Дуэт незаметно перейдёт к следующему номеру, состоящему из трёх стихотворений Пастернака, исполненных без пауз и передышек. В полумраке. При горящей свече. «Бессонница», «Зимняя ночь», «Научи меня жить»... Созданные в разные годы, они покажутся чем-то одним, неразрывно связанным. Каждое из них по-своему трогательно и проникновенно. Но стихотворение «Научи меня жить», здесь выступит в роли кульминации! Нет, оно не громкое и не кричащее. Даже, скорее, тихое, ведь это обращение к любимому человеку. Но оно необыкновенное. Очень откровенное и личное. Такое, которое ждёшь. И сильное именно этим.
И вообще весь этот блок, а точнее – театральная сцена, которая закончится песней «Счастье рядом» по степени эмоционального воздействия – одна из самых сильных во всём спектакле!
Хотя однозначно вот так сразу сказать – «самая сильная» – сложно. Скорее, спектакль так и будет развиваться по нарастающей – ускоряясь, насыщаясь, усиливаясь.
Только в середине программы Максим прочитает «Всё начинается с любви» – стихотворение важное настолько, что в последнее время артист его читает буквально везде и всем. Но между тем, как оно исполняется на моноспектакле и тем, как – где-то ещё, есть разница. На моноспектакле оно звучит более свободно и смело в плане игры.
А вот «Письмо про дождь» – стихотворение новое. Невероятно красивое! Очень талантливо написанное Робертом Рождественским. Оно будет не менее талантливо исполнено Максимом Авериным. С ощущением сиюминутности, спонтанности, импровизационности: может показаться, что строчки письма рождаются прямо у нас на глазах!
Совсем скоро прозвучит душевная песня «Тишина за Рогожской заставою», в последний куплет которой тихо, но настойчиво врежется объявление о начале войны, диссонирующее с тёплым, чистым пением. Но так и не разрушит его! Любовь победит, и эту тему – тему любви, способной защитить от всего – продолжат стихотворение Симонова «Жди меня» и песня «Тёмная ночь».
И последние номера пройдут на одном дыхании, пронесутся уже в окончательно безудержном вихре. «Так дымно, что в зеркале нет отраженья» Высоцкого (которого так давно не было!), песни «Небом забытые», «Грустить не надо», «Вечная любовь»…
И конечно, прозвучат бессменные стихи «Смерть Цыганова» и «Баллада о прокуренном вагоне». Неразрывно связанные с музыкой, под которую они исполняются. Музыкой, будто специально написанной для этих стихотворений, будто появившейся одновременно с ними, для них. В «Смерти Цыганова» отражающей то неутихающее кружение мыслей умирающего героя, то звучащей в одно и то же время торжественно и трагедийно. В «Балладе…» – разделившейся на две партии, звучащие то по отдельности, то вместе – и обретая, таким образом, истинную мощь и смысл – то небыстро, но со сдержанной тревогой, то неприкрыто взволнованно, в ускоренном движении. Потому что героев тоже двое. Потому что они вместе только в начале. И расставаться им было нельзя.
Вот как всё будет в этом спектакле! То есть уже было. То есть было и будет. Уже скоро. Опять. С новым названием или без – не так важно. Потому что даже если будут меняться названия, определения жанров, входящие в программу номера, в любом случае, из моноспектакля Максима Аверина никогда не уйдёт искренность и любовь. А с них – и правда – всё начинается!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/3052.html
Воскресный вечер 26 февраля 2012 года в ТЦ им. Вс. Мейерхольда. Минуты сладкого волнения в ожидании встречи.
«Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино-о-о-о!» - в лучах прожекторов появляется Максим Аверин. Черный костюм, белая сорочка, в тон бабочка. Выразительно и лаконично. На экране кадры фильма «Мужчина и женщина» К. Лелуша. Черно-белая магия. «Каждый раз перед выходом очень волнуюсь: ну зачем мне всё это надо? Такие нервы! А надо! – признается МВ – Спокойный артист – мертвый артист».
«Концерт Сарасате» А.Вертинского сменяется трогательной «За кулисами», произведения Р.Рождественского - В. Маяковским; и каждое прочтение – откровение, тонкая, проникновенная работа, вдохновение Артиста, передающееся зрителям.
МВ поделился мыслями озаглавить моноспектакль строкой Р.Рождественского «Всё начинается с любви..».
Не то, что взгляд оторвать невозможно – дыханье перехватывало в буквальном смысле. Ни единой посторонней эмоции, предельная концентрация внимания. Нет, словами увиденное и услышанное не передать!
«Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» заслуживает отдельного внимания. Весело, задорно, энергично, к финалу хочется последовать совету известного автора-исполнителя и «водными» заняться «процедурами».
МВ исполнил полюбившиеся «Счастье рядом», «Где же вы небом забытые», «Грустить не надо», «Песенка о хорошем настроении»:
«…И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснется ваших глаз,
И Максимушка Аверин
Не покинет больше вас!» - импровизировал Артист, одаривая присутствующих белыми розами. Приятная традиция.
МВ рассказал о том, что на одном из выступлений поклонница подарила коллаж - на нем Гагарин и Аверин – со словами «Вот бы Вам Гагарина сыграть!» «Это к Безрукову» - отшутился в ответ МВ.
Вдруг из невидимого репродуктора раздается тревожный и суровый голос Левитана:
«Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…» - проникновенно читает МВ.
Тему Великой Отечественной войны продолжает «Темная ночь», отрывки из поэмы Д.Самойлова «Цыгановы»: «Гость у Цыгановых» (рекомендую послушать тем, кто страдает отсутствием аппетита) и «Смерть Цыганова». Абсолютная тишина в зале после прочтения МВ финала поэмы говорит сама за себя.
В какой-то момент МВ говорит о том, что, к сожалению, вечер заканчивается. Не может быть, удивляешься, неужели прошло 2 часа? Будто пара мгновений. В финале - ставшая традиционной «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочеткова.
«… С любимыми не расставайтесь…»
Звучит музыка. Падает снег. Нет, не с потолка зала, а с московского ночного неба, усыпанного серебряными крапинками звезд. И так легко на душе – вечер был чудесный, дивный аверинский вечер.
P.S. на выходе меня окликнула женщина, с которой познакомились накануне вечера. Несколько минут назад родился внук. «Кажется, я знаю, как вы его назовете…» Утвердительный кивок в ответ.
…Вспомните, как много есть людей хороших,
Их у нас гораздо больше, вспомните про них.
И улыбка, без сомненья…
Этого невозможно не заметить.
Хотя, вроде бы, и не ставилось такой цели – во что бы то ни стало именно на этом заострить внимание зрителей. Нет, о подобном акцентировании и подчёркивании говорить не приходится. Да и может быть, вообще всё получилось непреднамеренно и случайно.
Но это – будет. То есть – было. Пожалуй, впервые за время существования моноспектакля Максима Аверина «Искренне, без купюр».
4 марта Петербург. Я в восторге!!!! на одном дыхании, в одно мгновение пролетело время. стихи, шутки, песни порой аж до мурашек)) мне очень понравилось!!! вот правда, время летит незаметно, хочу еще!!! так что обязательно пойду второй, и еще много-много раз!!!:)
Начавшись примерно полтора года назад, творческий вечер логично трансформировался в замечательный спектакль. Умный, веселый, содержательный и удивительно вкусный по гамме чувств, которые испытываешь на протяжении всего действия до последней минутки. Чудесным образом два часа превращаются в минуту истинно театрального восторга. Думаю каждый из зрителей нашел что-то свое, особенное, вторящее его внутренней мелодии. На заключительном номере удалось увидеть "лицо зала". Улыбались. Как улыбаются хорошим мыслям, сами того не замечая. Вот что здорово! В этом - умение жить)) Спектакль - корабль. Все на борт! Ведь как известно, у больших кораблей - большое плаванье! Желаю семи футов под килем;)
|