Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
24 декабря 2012
Все мы знаем, что театр – искусство настоящего времени, для служителей которого интерес представляет лишь пространство, находящееся между тем, что было, и тем, что будет, и называемое одним простым словом «сейчас».
Если зрители ещё могут наслаждаться воспоминаниями от увиденных пьес, то артисты оставляют вчерашние успехи в прошлом, а также навсегда исключают из своей речи утешительное «в следующий раз обязательно получится», понимая, что «следующий раз» – это уже другой спектакль, сыгранный другим способом, в другой атмосфере, а главное, для другой публики.
Фотографии и видеозаписи спектаклей, вышедшие рецензии и отзывы о них, сбережённые костюмы, парики и предметы реквизита, а также – афиши, программки и билеты лишь отчасти помогают театру закрепить в своей истории ушедшие постановки.
Но ведь вместе с тем театр – это ещё и один из самых загадочных видов искусства, у которого, наверняка, есть свои тайные, скрытые от посторонних глаз, способы сохранить то, что хотя бы однажды происходило внутри его стен, впоследствии связав это со всем, что случится на его сцене в будущем. Словом, хочется верить, что у каждого театра есть своя память и своя душа. Пусть это звучит несколько наивно, но ведь на свете не так много явлений, способных даже у взрослых людей пробудить фантазию и воображение, да и, в конце концов, когда если не сейчас, в канун Нового года, можно думать о чём-то волшебном и сказочном!
Вот и событие, произошедшее 24 декабря 2012 года в «Сатириконе», наверняка не только запомнится зрителям, но и навсегда останется в памяти самого театра.
Событие это – естественно и необычно одновременно.
Видеть на сцене «Сатирикона» Максима Аверина, артиста его труппы, – естественно. Но необычно то, что в тот вечер он сыграл не одну из пьес, входящих в репертуар родного театра, а моноспектакль «Всё начинается с любви».
Помогают или мешают в данном случае свои стены – вопрос, скорее, к артисту. А вот для постоянных зрителей особенность такого места действия проявилась по-своему.
Наблюдение за происходящим невольно сопровождалось мыслями о том, что когда-то, много лет назад, Максим Аверин именно на этой сцене делал свои первые шаги, а сегодня он играет здесь спектакль, полностью придуманный им самим, да ещё и в столь редком жанре, сочетающим в себе стихи, песни, танец, музыку и объединяющие их обращения артиста к зрителям, ведущиеся от первого лица. А истории, традиционно рассказываемые Максимом в середине вечера (о прерванном монологе Лира в исполнении Константина Райкина, или о неожиданном собеседнике, незримо, но броско появившемся в одной из сцен спектакля «Макбетт»), – истории знакомые, но на сей раз услышанные в том самом зале, где они когда-то произошли, – прозвучали особенно красочно и живо.
Впервые более чем за пятнадцать лет оказавшись на сцене «Сатирикона» без любимых партнёров, артист создал настоящую вереницу разноплановых, часто противоречивых, образов.
В одном номере он – многоликий кукловод, распоряжающийся судьбами своих марионеток свободно и коварно: редкое проявление заботы о них (выраженное неким «убаюкиванием» взятой на руки только что висевшей на верёвках куклы) притворно и потому – жестоко; в другом – сам становится живой игрушкой, измученно танцующей по велению злого хозяина.
Он и грустный клоун, выводящий собственной рукой на могильной дощечке имя любимой, и счастливый радист, вдохновенно отправляющий признание понравившейся девушке на не каждому ведомом языке.
Он один очень точно, эмоционально и бережно проигрывает и мужской, и женский образы «Баллады о прокуренном вагоне», а также – двух стихотворений из цикла «Цыгановы».
Но единственная партнёрша в спектакле у Максима всё-таки есть – Людмила Гурченко. Неизменная и незаменимая, зримо или незримо участвующая сразу в нескольких номерах: ведь настроение, задаваемое всегда трогающим дуэтом «Вы говорите, не молчите», получит своё развитие и продолжение в следующих за ним стихотворениях – «Скрипка и немножко нервно» Маяковского, памятного тем, что оно было прочитано при первой встрече с актрисой, «Зимняя ночь» Пастернака, «Одиночество» Бродского и «Научи меня жить». Настроения то напряжённого, то печального, но, как обычно, всегда светлого, чистого и не безнадёжного.
Не случайным является и то, что многие песни, звучащие в моноспектакле Максима Аверина, когда-то были и в репертуаре Людмилы Гурченко: «Так, как хочется» и «Се ля ви», открывающие программу вечера, «Вечная любовь», завершающая весь цикл номеров, начавшийся именно с дуэта этих двух артистов, и «Песенка о хорошем настроении», под которую Максим дарит зрительницам белые розы,
А два отрывка её песни «Жизнь как дым» – с текстом и без него – поможет придать исполнению стихотворения Роберта Рождественского «Ах, как мы привыкли шагать», идущего после прочтения других его стихов («Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «88») черты номера-посвящения – посвящения написавшему его поэту.
Конечно, спектакль запомнится пусть единственной, но ярчайшей премьерой – стихотворением Вертинского «Гудбай, Марлен!», посвященным не только Марлен Дитрих, но и теме любви к артистам вообще, – любви, в «нетрудности» которой постоянно приходится себя убеждать, с самыми настойчивыми интонациями день ото дня повторяя своеобразные правила, вроде бы, способные сделать отношения счастливыми и благополучными.
Тому, кто раньше не был знаком с этим произведением, догадаться, что оно принадлежит Вертинскому, можно было, пожалуй, только по его положению в программе: оно исполнялось после его же стихотворений «Я сегодня смеюсь над собой», «Злые духи», песни «За кулисами» и перед «Концертом Сарасате» и «Piccolo bambino». Текст кажется настолько современным, что восприятие не затрудняют даже встречающиеся в нём французские слова, использование которых было типичным для начала прошлого века. Манера прочтения, выбранная Максимом Авериным, так отлична от оригинального стиля Вертинского, что создаётся впечатление, будто это совершенно разные номера. Сходство между двумя интерпретациями можно найти только в невероятном артистизме обоих исполнителей и их юморе – хотя и то, и другое, тоже оказалось проявленным не одинаково.
Юморе, без которого не обходится большинство номеров, составляющих спектакль.
Причём если в «Гудбай, Марлен!» это качество заложено самим автором изначально – как, например, и в стихотворениях «Гость у Цыгановых» Самойлова или «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» Маяковского, – то в некоторых других произведениях оно проявляется, именно благодаря исполнительской трактовке, сделанной Максимом Авериным, поскольку в тексте юмористическая сторона либо, как кажется, отсутствует вообще, либо, по крайней мере, настолько отчётливо не ощущается (как в «Хорошем отношении к лошадям»).
И, пожалуй, самый яркий пример тому – прочтение стихотворения «Всё начинается с любви». Оказывается, даже такое его пусть восторженное, но всё же лирическое содержание можно раскрыть с помощью юмора. Средства, давно найденные для этого артистом, также как и детали, меняющиеся от выступления к выступлению (так разнообразие внесла «проверка связи», осуществлённая персонажем Максима перед началом полной чувств речи) нужны не ради шутки и развлечения публики, а для более полной передачи характера его героя.
«Спектакль окончен», – поётся в одном из финальных номеров вечера, и точно такого же больше никогда не повторится. Артист продолжит двигаться дальше, зрители будут ждать следующих встреч с любимыми номерами и знакомств с новыми. Но как же прекрасно, что у нас был именно такой вечер, прошедший именно на этой сцене, именно в это время! Потому что насколько бы ни было важен сегодняшний день, он всё равно рождается из лучших моментов прошлого и помогает идти вперёд.
Алеся Русева
Хотелось бы выразить огромную и искреннюю благодарность Максиму за ту радость и заряд необыкновенной энергии, которую мы с сыном получили на его моноспектакле в Питере еще в середине ноября! Эта энергия не иссякает до сих пор. Творческих ему успехов, благодарных зрителей и здоровья!!! Спасибо за жизнь на сцене!!!
«Сегодня – особенный вечер», – произносит Максим со сцены.
«Сегодня» – то есть 26 ноября 2012 года. Как говорится, «объясняться излишне», поэтому продолжение начатой фразы и дальнейшее развитие событий словно напрашиваются сами собой. Что-что, а уж это кажется загадкой лёгкой: совсем без труда можно представить, как, выдержав секундную паузу, артист скажет: «Потому что у меня сегодня день рождения». И тут же большой зрительный зал Театра имени Пушкина радостно разразится бурными поздравительными аплодисментами!
Конечно же, вечер особенный! И такой долгожданный! Пожалуй, с момента первого появления сольной программы в репертуаре артиста мы, зная о его традиции «непременно выходить на сцену» в свой день рождения, мечтали о том, что когда-нибудь, в один из таких дней, Максим Аверин сыграет для нас именно моноспектакль.
Но этих – вполне ожидаемых – слов так и не последует, и мысль будет закончена по-другому: «Вечер особенный, потому что… вы все пришли».
Пришли те, кто о дне рождения знает без лишних напоминаний. Те, для кого важно в этот день быть вместе с ним в театре. Те, кто готовился к нему, наверное, не меньше, чем сам артист.
Поэтому и аплодировать в зале начнут сразу – с первых тактов вступления к песне «Так, как хочется», выражая тем самым и приветствие, и поздравление, и главное, предвкушение грядущих сюрпризов и тайн.
Одной из первых загадок будет песня «За кулисами» – часть цикла произведений Вертинского, куда также входят стихотворения «Я сегодня смеюсь над собой», Злые духи», «Концерт Сарасате», «Piccolo bambino».
С тех пор, как Максим стал петь её не только для всего зала, но и для единственной гостьи – ими оказываются его партнёрши по сцене или съёмочной площадке, – у зрителей появилась своя традиция: как можно быстрее постараться угадать, кому же номер будет посвящён на этот раз.
Сделать это трудно, а тем, кто находится далеко от человека, к которому обращается артист, почти невозможно. Поэтому, как правило, разгадку мы получаем в конце: когда Максим подходит к своей слушательнице, чтобы подарить ей белую розу.
Исполнение 26 ноября получилось не только очень красивым, но и, пожалуй, по-своему парадоксальным: это случай, когда смешались два противоречивых чувства: радость от моментальной верной догадки и желание продлить необычное ощущение – как будто бы всё ещё неведения, желание испытывать его предельно долго.
В луче приглушённого света, направленного на зрительницу (или – исполнительницу роли?), стоящую в ложе у левого края сцены, едва просматривается лишь силуэт. Конечно, в финале песни свет станет ярким. Но даже если бы мы так и не увидели её вовсе, то по одному только голосу Максима, по его особенно душевным и тёплым интонациям, которые мы уже слышали однажды, смогли бы безошибочно определить: так он может петь только для Агриппины Стекловой!
А одним из первых сюрпризов станет песня «Реальный кукловод» из мюзикла Лоры Квинт «Я – Эдмон Дантес». Исполненный артистом, можно сказать, в дуэте со своей портретной куклой, которой он свободно управляет с помощью нитей, номер прозвучит словно одновременно и от лица куклы, и от лица кукловода-«Карабаса».
Композитор Лора Квинт вскоре сама появится на сцене, чтобы, немного повеселив публику весёлыми музыкальными приветами, в своеобразной форме передаваемыми ею вдвоём с артистом некоторым их общим творениям (включая «Бум-бум»), сыграть аккомпанемент к новой для Максима песне «Принцесса».
Удивительной песни! Песни на разрыв. Песни, у которой сказочным выглядит только название, а вот музыка, текст, история, вырисовывающаяся из всего, что мы слышим, переплетающиеся судьбы двух её героев – всё это очень правдиво и жизненно. Это песня-признание, которая по духу близка то ли к исповеди, то ли к молитве (так, что вдруг упасть на колени во время её исполнения – естественно). В ней столько искренности, прямоты, откровенности!.. В ней – полные отчаяния «требование веры и просьба о любви». Любви, без которой «нет опоры» и нет спасения. Словом, это песня, удивительным образом наглядно иллюстрирующая особенности жанра моноспектакля, которому дал определение сам артист (спектакль-откровение), и мысль, заключённую в его названии, – «Всё начинается с любви».
Надо сказать, что цикл стихотворений Роберта Рождественского не пополнится новыми стихотворениями. Хотя стихотворные премьеры в спектакле будут: «Одиночество» Иосифа Бродского, которое займёт место «Зимней ночи» Пастернака (перед его стихотворением «Научи меня жить» и после дуэта с Людмилой Гурченко «Вы говорите, не молчите») и «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского – стихотворение, которое прозвучит в паре с «Рассказом литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».
Но ноябрьское исполнение уже знакомых произведений поэта – «Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «Восемьдесят восемь», «Ах, как мы привыкли шагать» – запомнится надолго.
Например, в «Письме про дождь» нескончаемые потоки льющейся с неба воды, почему-то так мешающей верить в чудо, будут изображены при помощи мягкого белого света, струящегося с двух сторон – от направленных в центр сцены пары прожекторов. Света, который – неожиданно и закономерно – почти полностью исчезнет, рассеявшись на словах «у тебя не должно быть дождей никогда».
Вообще свет в моноспектакле давно стал немаловажным участником действия.
Он передаёт настроение произведений (как, например, красные тона усиливают напряжение стихотворения «Скрипка и немножко нервно»), помогает отразить события, о которых рассказывается посредством художественного слова (и ведь не просто ради одной только изобразительности – достаточно вспомнить, как показана заря в «Смерти Цыганова»), позволяет точно передать задуманный образ (мерцание софитов в стихотворении «Жизнь моя – кинематограф») и добавляет в исполнение элементы юмора (появление борща в стихотворении «Гость у Цыгановых» никогда не остаётся незамеченным!).
Кстати «Гость…» в этот раз будет исполнен под фоном звучащее танго «Утомлённое солнце», передающее дух времени. Недалёкого, но, к сожалению, ушедшего. В связи с чем так и хочется вспомнить один известный фильм, кадры из которого (другие, но всё же) можно увидеть в видеоряде к песне «Небом забытые», и процитировать: «Где сейчас такие семьи? Я вас уже не спрашиваю – где такие столы?!»
И всё же главной загадкой моноспектакля был и остаётся сам артист – Максим Аверин.
Который может свой личный праздник сделать общим праздником для всех – и который знает, как подарить праздник, даже не имея на это повода.
Который умеет удивлять каждого. Потому что талантливый. Потому что постоянно разный. И поэтому его всегда интересно слушать, поэтому его нравится видеть и поэтому появляется необходимость приходить к нему снова и снова.
Которым приятно гордиться и за которого всегда хочется радоваться.
Который может научить шагать не от несчастья к несчастью, а от впечатления к впечатлению, от спектакля к спектаклю, а значит, как раз наоборот – от счастья к счастью!
А это и есть – жить!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/5849.html
«…А что касается поэзии в частности и искусства вообще, то мне больше по душе то, где знаки вопросительные превалируют над знаками восклицательными. Восклицательный знак есть перст указующий, а вопросительный – крючок, вытаскивающий ответы из нашей головы».
Трудно не согласиться со словами Люберецкого, героя книги Бориса Васильева «Завтра была война». Ведь давать точные сведения, формулировки – в общем, любую информацию – это, скорее, удел науки, в то время как настоящие произведения искусства состоят, прежде всего, как раз из вопросов и загадок. А загадки нравятся огромному количеству людей, независимо от возраста и характера.
Пытливые любят их разгадывать, нетерпеливые – сразу получать готовые решения, плутоватые – отвечать на знакомые вопросы, делая вид, будто нашли правильную версию только что, причём – без посторонней помощи, а просто хитрые – собственно, загадывать.
В моноспектакле Максима Аверина «Всё начинается с любви» найдутся загадки на любой вкус: и для пытливых (но это загадки, не превращающиеся в экзамен, когда, если нашёл ответ – хорошо, а если не нашёл – плохо: здесь важен сам процесс поиска), и для нетерпеливых (всё-таки что-то проясняется почти сразу). К тому же преподносятся они артистом – тем ещё хитрецом! – в огромном количестве: щедро, обильно, с самого начала.
Спасибо Максиму Викторовичу за спектакль...Если честно,то мы шли на него с некоторым опасением:с нами увязались два ребятёнка 12-ти лет....Захотелось,что бы дети знали что то ещё кроме контактов,одноклассников и смешариков.Раздав ценные указания как себя надо вести,мы с напряжением стали ждать начала.Напрасно мы переживали....Дети сидели раскрыв глаза и рты.А после концерта всю дорогу цитировали запомнившиеся строки))))Ещё раз спасибо за творчество,цветы и море позитива!!!!
Не могу нарадоваться, что побывала сегодня в театре и открыла для себя этого замечательного актера! Своим монологом он ну просто перевернул во мне все. То плакать хотелось, то смеяться. Не могу забыть как от нескольких стихов по мне мурашки табунами бегали - таких ощущений у меня давно не было, поверьте! Браво Аверину!
За стихи ему отдельное спасибо. Просто громаднейшее. Я вернулась и засела за Рождественского)))
Одесса, 18 ноября 2012
Вот и случилось! Вот и свершилось... Боже мой, как долго я этого ждала и вспоминала одну фразу Максима Аверина, артиста, которому очень верю: "Я рядом и я далеко! Но вы меня еще услышите!" Это было сказано так давно...но я запомнила, всегда ждала и ждать буду! Скажу больше: увидеть Максима на своей Родине для меня стало мечтой. Да, конечно, как многолетний почитатель Максима, я ездила в Москву, смотрела, вдохновлялась, но все-таки очень хотелось увидеть еще и в Риге. И вот в субботу это волшебство состоялось! МОНОСПЕКТАКЛЬ МАКСИМА в Риге потрясающий! Полный зал очень тепло принял. Как сказал однажды Константин Аркадьевич Райкин на одном из творческих вечеров в Риге о спектакле "Ричард III" - "Кто не видел, тех мне жаль". Вот и я говорю: жаль! Максим всегда оставляет светлый след! Так что идите, не раздумывая. Столько доброты, светлости, тепла и хорошего, позитивного настроения подарил Максим латвийцам. С ним в сердце постучалось светлое чувство - ЛЮБОВЬ! Это так прекрасно! "А я провозглашаю снова...Все начинается с любви". Если жизнь - это любовь, то люби в ней всё: и профессию, и людей, и природу, и своих коллег,и город, в котором живешь, почитай своих родителей. Потому что жизнь несется как поезд и не останавливается на полустаночках. Надо жизнь свою проживать светло и быть счастливым! Об этом весь вечер нам доносил Максим.Мы говорили сердцами, душа с душой. Говорили! Еще долго не отпустит и мы будем вспоминать этот теплый вечер спустя годы, потому что всё то, что идет от сердца - забыть невозможно! Максим - настоящий Художник, а настоящие - они от Бога, что бы об этом ни говорили, но у них есть право повествовать об искреннем, о красоте души, о любви, и сделать это так, чтобы тебя услышали могут только настоящие Творцы! Максим среди них... выполняет свою миссию достойно и своим творчеством лечит Души Человеческие!
Максим много шутил, танцевал, говорил поэзией о том, как же жизнь бесценна. Признание, которое довело до слез: "Мне сказали, что в Риге меня очень любят!" Так приятно об этом слышать. Было интересно послушать Очень покорило его исполнение "Концерт Сарасате" и "Злые духи". Очень сильно! Тут моё отдельное БРАВО!... "Смерть Цыганова" потрясла. Очень понравилось исполнение песен "Вечная любовь" и "Где же вы небом забытые" (тут я расплакалась). Как же это было трогательно! "НАУЧИ МЕНЯ ЖИТЬ...",
Александр Вертинский - "Пикколо-Бамбино", и Маяковский! Это бы я слушала все 24 часа в сутки.Потрясение! Спасибо огромное за это!
Всегда, с огромным удовольствием я слушаю, как тепло и искренне Максим говорит о Людмиле Марковне Гурченко: история встречи, работа вместе... и в этот момент чувствуешь КАК ЖЕ СИЛЬНО Максим любит и уважает, почитает Людмилу Марковну! "Какой же он Молодец!" - слышала я комментарии в зале, когда Максим и Людмила Марковна пели нам песню. Тут я не могла отвести глаз. И где бы сейчас не находилась Людмила Марковна - она очень гордится своим Максимом.
Боже мой, как же я счастлива сейчас. 2 часа прошли на одном дыхании, немного грустно от того, что всё так быстро закончилось, но...нет...грустить мы не будем. Всё будет хорошо. И мы обязательно еще раз встретимся. Приезжайте еще...Обязательно! Мы Вас ждем и очень любим! И как Вы сам, Максим, признались в конце вечера "Теперь я знаю, что и в Риге у меня много друзей!" остается надежда, что ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ!
Спасибо Вам, Максим Викторович, что не отпускаете меня уже столько лет, спасибо за блеск и азарт в глазах! Спасибо Вам за то, что стали для меня очень близким и родным (всегда с наслаждением я слежу за каждым Вашим творческим шагом и очень радуюсь Вашим успехам), за то, что Вы светите и греете Душу! Спасибо Вам за Ваш искренний труд, за любовь к своей профессии, за душевность, которая исходит от Вас. Будьте счастливы! 88!)
Еще огромное спасибо я хочу сказать всей творческой команде, которая помогает Максиму в работе над моноспектаклем. А также всем тем прекрасным людям, которые предложили это волшебство и чудо создать. Это ВАША СОВМЕСТНАЯ ПОБЕДА! ПО-БЕ-ДА! Спасибо вам огромное и будьте все-все-все-все СЧАСТЛИВЫ И ЛЮБИМЫ!
Ева Анисина, Рига, 10 ноября 2012
Вот и состоялся в Вильнюсе моноспектакль Максима "Всё начинается с любви..." Сразу хочу сказать что для меня , ни разу не бывавшей а его спектаклях ,это стало потрясением...В хорошем смысле слова!Приятно порадовало обилие пришедших литовскоговорящих зрителей.В начале спектакля голос Максима за кулисами в шутливой форме попросил отключить мобильные телефоны и спрятать фотоаппараты.Затем вышел сам Максим , и началось ЧУДО !Стихи , песни,анекдоты, истории из личной жизни...Очень запомнилась история знакомства с Людмилой Марковной , когда он ей Маяковского , а она ему -краткое содержание "Глухаря"...))) А ещё - " День без единой смерти ","Научи меня жить..." , "88" ...Очень понравилось , что Максим общался со всем залом.Один номер -посередине сцены , другой- в левой стороне ,третий- в правой.И постоянный контакт со зрителями на балконе.Никто не остался обделён вниманием артиста!!!И , конечно-же , розы для дам от Максима ))) !В финале - потрясающая "Баллада о прокуренном вагоне " и снег... Два часа пронеслись незаметно! В начале спектакля Максим сказал что думал, мол , кому он будет нужен в давно отделившемся суверенном государстве...Так вот , после оваций стоя и криков "Браво!" он наверняка понял что был нужен!После моноспектакля осталось приятное чувство светлой грусти...такое -же , как и сам Максим. Хочется верить , что ему понравилось у нас , и будут ещё встречи с этим потрясающим артистом
9 ноября 2012, Вильнюс
Какая удобная, какая замечательная вещь – цитата!
Вспомнишь однажды уже кем-то сказанные слова к месту, произнесёшь или напишешь их в нужный момент – и тут же освобождаешь себя от необходимости что-либо ещё объяснять. Всё и так становится понятно. На смену затягивающим повествование подробностям приходит краткость, хаотично подбираемым словам – продуманность, погрешностям в описании – точный, мгновенно узнаваемый образ.
Неудивительно, что чаще цитируется текст, созданный в результате долгого авторского поиска. Ведь этими качествами – лаконичность, взвешенность, выразительность – очень трудно наделить речь, рождающуюся спонтанно.
Однако бывают именно такие случаи. Когда неподготовленная заранее мысль, случайно мелькнувшая в обычной беседе, вдруг запоминается и начинает использоваться в новых ситуациях другими людьми. Пусть редко. Пусть оставаясь узнанной не всеми. Но она тоже помогает всего в нескольких словах передать суть чётко и ясно.
Рассказать об одной из ключевых сторон моноспектакля Максима Аверина «Всё начинается с любви» можно, процитировав слова, которыми когда-то актриса Марина Неёлова начала своё выступление в известной телевизионной программе: «Мне кажется, что линия жизни выстраивается от пересечений. От пересечений с чьими-то жизнями, с какими-то явлениями, событиями – с тем, что произвело сильное впечатление и оставило эмоциональную память».
Пересечения в моноспектакле Максима Аверина были всегда. Это пересечения эпох, стилей, сюжетов, жанров. Судеб. Да и каждый спектакль сам по себе – и есть то самое событие-пересечение, служащее одним из составляющих как линии жизни зрителей, так и творческого пути артиста.
Со временем их количество только растёт, создавая при этом свой неповторимый, особенный рисунок, за изменениями которого невероятно интересно наблюдать со стороны. Каждый его штрих, однажды появившись, получает развитие или на время возвращается к исходному варианту, приглушается или становится более заметным, не запутывает, даже обретая сразу несколько разветвлений, а главное – бесследно не уходит уже никогда.
31 октября – в день двухлетия моноспектакля – таким свежим штрихом послужила новая песня программы «Падает снег на пляж». Посвящённая сразу двум артистам – Джо Дассену и Андрею Миронову, запоминающаяся своим текстом, который постоянно возвращается к одному и тому же словосочетанию – «от сердца к сердцу», она как нельзя лучше передаёт целый комплекс ощущений, начинающихся с общего корня «взаимо»: взаимосвязь, взаимообмен, взаимодополнение…
Она действительно дополняет номера-посвящения: и появившиеся в спектакле недавно (как стихотворение «Ах, как мы привыкли шагать» Роберта Рождественского, читаемое после тёплых слов о поэте), и те, что исполняются Максимом не один месяц и даже год. Это и полный юмора и печали рассказ о Людмиле Гурченко. И звучащая в начале вечера запись отрывка её песни «Жизнь как дым», переходящая в диалог. А ещё – дуэт «Вы говорите, не молчите» (в этот раз показанный именно в том варианте, в каком он и был записан для бенефиса актрисы) и песня «Где же вы, небом забытые» – два редких случая, когда фон вдруг выходит на первый план, и это смотрится совершенно органично. Правильно. Так, как и должно быть.
Правильным, удачно придуманным показалось и то, что сопровождающие пение кадры с эпизодами из фильмов, на которых запечатлена игра ныне ушедших артистов, людей, чья жизнь – «кинематограф, чёрно-белое кино», теперь обрели, собственно, чёрно-белые тона.
В традиционно исполняемом одним из первых стихотворении Юрия Левитанского, строчка из которого только что была процитирована, видна ещё одна важная особенность моноспектакля Максима Аверина. Это – умение артиста каждый номер сыграть как полноценный спектакль – с одним или несколькими чётко прорисованными героями, со своей сюжетной линией, с точно найденным и переданным настроением, с каким-либо вариантом оформления – в сочетании со способностью собрать их в единое целое, не дав распасться на отдельные куски.
Здесь за несколько секунд музыкального вступления быстро, намёками, почти условно создаётся образ начинающего артиста, впервые оказавшегося на съёмочной площадке – волнующегося, теряющегося в свете софитов, но в один момент собравшегося и, как следствие, обретшего свой путь и навсегда оставшегося в вечном безустанном движении вперёд и вперёд.
И таких «спектаклей в спектакле» – множество! Прекрасных, талантливо сыгранных миниатюр.
Совсем крохотных (как стихотворение «Который час?» Пастернака) или находящихся на уровне цикла (как двухчастное стихотворение Высоцкого «День без единой смерти» или «Цыгановы» Самойлова), полных событийности и ярких описаний («Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»), связанных с определённым образом («Скрипка и немножко нервно», «Зимняя ночь») или изложенных в виде рассуждения («Научи меня жить»).
В череду маленьких художественных постановок превращаются исполненные Максимом произведения Вертинского: «Я сегодня смеюсь над собой», «Злые духи», «За кулисами», «Piccolo bambino», «Концерт Сарасате». Собственно, им воплощено то, что изначально было заложено автором, ведь каждая из «песенок», как любил называть свои творения сам Вертинский, – это, по сути, и есть яркая театральная зарисовка!
И главное, воплощено это по-своему!
«Песенки», за исключением «За кулисами» не поются, а читаются как стихи. А значит, и выразительность исходит не от интонаций мелодии или заданного темпа и ритма, как это бывает во всех музыкальных композициях, а от того, как характер сочинения чувствует сам артист. А музыку, без которой Вертинский, наверное, не мог бы прозвучать, артист подобрал сам – да так, что складывается впечатление, будто она была написана специально под это исполнение. Именно музыка и танец, прежде всего, создают нужную атмосферу для происходящего на сцене. Разную, но всегда – полную скрытого или явного отчаяния.
Сразу нескольких героев видят зрители, и слушая стихи Роберта Рождественского.
В его стихотворении «Всё начинается с любви», подарившем название спектаклю, главный персонаж – человек простой, но прямодушный и искренний. Как щедро делится он внезапно открывшейся ему мыслью! Как старается донести её до каждого – экспрессивно, воодушевлённо, не боясь показаться смешным! И тот короткий испуг, который буквально на одно мгновение охватывает героя, – это, в общем-то, и не боязнь вовсе, а, скорее, смятение, трепет, вызванный всё тем же огромным желанием во что бы то ни стало быть услышанным и понятым. И нужно ему это не для себя. Главное – поделиться радостью открытия!
Герой нового номера программы, стихотворения «Приходить к тебе, чтоб снова» – удивительно трогателен в своей настойчивости и несколько по-детски непосредственен. А персонаж, написавший «Письмо про дождь», как и герой-рассказчик из стихотворения «88», – настоящий романтик!
А единству спектакля очень помогают песни! Ими часто заканчиваются циклы из стихотворений одного поэта. Наверное, поэтому они ассоциируются со знаками препинания. Например, песня «Где ты была», звучащая как раз после стихов Рождественского, – с вопросительным, «О хорошем настроении» и «Грустить не надо» – с восклицательным. А вот точки, пожалуй, нигде нет. Даже песню «Спектакль окончен» можно сравнить, разве что, только с многоточием.
А многоточие – если уж вернуться к теме цитирования и вспомнить финал фильма «Весна на Заречной улице» –«многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди!»
Так и будет!
«Мне в другое верить неинтересно».
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/5333.html
Побывала сегодня на спектакле "Все начинается с любви..." (Сургут)- великолепно!!! Захватывающе, эмоционально, комично, трагично- разнопланово!!! Но в целом феерично!!! я в восторге!!! Искренне и от души - БРАВО Аверин!!! Люблю театр, но в последнее время все чаще сталкиваюсь с чесом, новоделом и прочей неудобоваримой халтурой, и тут такой бриллиант!!! Всем смотреть!!! Спектакль и сам артист must have любого поклонника настоящего театра! Открыла для себя этого замечательного, талантливого человека! Спасибо ему за чудесный вечер!
|