Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
для меня становится традицией видеть, слышать и наслаждаться многогранным талантом, творческой энергетикой Максима Аверина каждый месяц в моноспектакле. Каждый раз праздник души. Каждый раз открытия.
2 дня прошло после спектакля у нас в городе Нарва ( Эстония) . Спектакль "Все начинается с любви" .
Я до сих пор остаюсь под впечатлением. как артист обнажился на сцене, наедине со зрителем. Мы увидили Максима абсолютно в разных образах , и смешных и трагических. Как потрясающе звучали стихи в исполнении Максима Аверина. А какой голос. Как проникновенно звучал " Гость у Цыганова" . словно на сцене 2 человека , а не один Максим. Каждое стихотворение не просто рассказано, оно прожито, пропущено через себя. Проживая жизнь отдельных героев стихотворения, Максим заставил зрителей ( меня то точно) прожить эту жизь вместе с ним. Максим заставил смеяться вместе с его героями, переживать. как тонко Максим чувствует . Какая -то потрясающая энергетика исходит от Максима Аверина. А как тонко прочувствовано стихотворение Р.Рождественского " Все начинается с любви", а ведь и правда в нашей жизни именно с любви все и начинается.Хочется сказать ОГРОМНОЕ спасибо Максиму Аверину, за то, что он открыл, лично для меня, Маяковского абсолютно в другом зввучании.Такой ЛЮБИМЫЙ и такой своеобразный Маяковский звучал в исполнении Максима Аверина так проникновенно . потрясающее зрелище которое не передать словами, это надо было ВИДЕТЬ. Безумно счастлива, что удалось попасть на этот спектакль .Нахожусь в раздумии уже 2 дня. Сильно зацепил меня моно спектакль. Затавил задуматься.Остались эмоции, осталась память от концера.Очень Ждем в гости Максима снова у себя в городе!
БРАВО
Вчера ходила на спектакль Максима Аверина " Все начинается с любви" . Максим Викторович посетил наш маленький городок ( Нарва) в Эстонии.
Восхитительно звучали стихи, которые читал Максим, Высоцкий "Скрипка" , любимый и такой не простой Маяковский, а также "Смерть Цыганова" и "Баллада о прокуренном вагоне", пожалуй это только малая часть того, что понравилось.Читая стихи, актер словно проживал каждый из них. А какой видеоряд замечательный . Вспомнили Любимую миллионами Людмилу Марковну . А какие искраметные шутки звучали вчера в зале.В глазах артиста была сумасшедшая любовь к тому, что он делает. Делает для нас, зрителей . А какой божественный голос у Максима Аверина. Понравилось абсолютно все, начиная от костюма Максима и заканчивая декорациями. Да их мало, но как все гармонично.
Азарт в глазах актера. потрясающе.
А какая атмосфера царила вчера в зале . Полный зал народа, аншлаг, цветы, аплодисменты . нескончаемые аплодисменты, улыбка и смех зрителей и конечно же неподражаемая улыбка Максима Аверина.
Спектакль ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. советую всем.
Браво, Максим Викторович, БРАВО
"Про Максима АВЕРИНА и его спектакль "ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ...."
Итак вчера я был на спектакле.... Сказать, что мне понравилось..... Ну да ... Понравилось... Но здесь немного другое.....Я позавидовал.... Позавидовал необыкновенной актерской энергетике... Артист ... ОДИН!!!! ... На площадке , держит битковый зал 1 час 50 минут без антракта.... И это не утомляет.... Не надоедает... Это завораживает и держит в постоянном зрительском напряжении.... Читались стихи.... Хрестоматийные... Знакомые всем с детства..... Но честно.... Абсолютно неожиданно и ново..... Ну ведь знаем мы "Лошадь" Маяковского.... Знаем наизусть..... Ребята, это было что-то необыкновенное.... Така-а-а-ая миниатюра..... Фантастическая картинка.... Никакой патетики и идейности.... Просто шел человек ... Увидел лошадь.... Уродов вокруг нее собравшихся.... Сказал что-то животине доброе и ласковое.... Даже не сказал, а шепнул....уффффф ... Здорово было....На "Концерте Сарасате" Вертинского ... Не спетом , а прочитанном, я уже орал "браво", как истеричная курсистка....
Поразительный Давид Самойлов.... Как жаль, что его редко читают со сцены.... Да и в школах детям не преподают...
Мне абсолютно все равно, кто вчера сидел в полном зале... Наплевать, что многие из них пришли не на АВЕРИНА , а на Глухаря и Склифоссовского.... Я видел их лица после спектакля, когда они выходили в полном шоке, что Актерская работа -это колоссальный... каторжный и адский труд....Про свое лицо не помню... Плакал я .... Счастлив был....
Владимир Воронов (из Фейсбука автора)
«В фильме «Странная женщина», где главные роли играют Ирина Купченко и Василий Лановой, есть сцена, когда герой во время ужина с любимой, пытается придумать красивый, необычный, особенный тост. Для неё. Чтобы угодить.
Первые предложенные варианты – «за тебя» и «за наше счастье» – были пусть мягко, но, тем не менее, отвергнуты, поскольку показались героине слишком заурядными и непримечательными. Как у всех. Нет, ей хотелось услышать тост, которого ещё никогда ни у кого не было.
Он всё же будет найден, и персонаж Ланового, наконец, скажет: «Давай за то, что в жизни неповторимо. Сколько бы раз это ни повторялось».
Конечно, такое – понравилось! Красиво. И необычно. И особенно. И уже не так важно, что это тоже, в общем, самобытно лишь по содержанию, а не по сути. Ведь нетрудно догадаться, что герой говорил о любви.
Вот и о моноспектакле Максима Аверина, носящем название «Всё начинается с любви», можно сказать так же: это «неповторимо, сколько бы раз ни повторялось».
Идёт время, но с его течением меняются не только «числа и даты», о чём упоминается в звучащей ближе к финалу вечера песне «Небом забытые». Прежде всего, меняется сам спектакль, одна из удивительных особенностей которого кроется именно в том, что это театральное действо неповторимо даже в своих традициях! Здесь знакомое никогда не выглядит привычным. Более того – насколько бы противоречивым и невероятным это ни казалось, но здесь часто не только маленькие (маленькие ли?) премьеры внутри спектакля, но и собственно его традиции становятся сюрпризами. Пожалуй, так же, как для любого человека всякий раз становятся сюрпризами подарки к любимым праздникам – сюрпризами неожиданными, хоть и предчувствуемыми заранее.
Песня Вертинского «За кулисами» – сюрприз. Всегда. Для всех. Для зрителей, которые слышат её в исполнении Максима Аверина впервые. Для зрительницы, которая в финальном проигрыше принимает от артиста белую розу (на спектакле 6 марта цветок был подарен композитору Лоре Квинт – автору многих песен, вошедших в репертуар Максима). Для зрителей, которым давно известно, как строится этот номер, но для которых представляется особенным уже само предвкушение радости.
И «Песенка о хорошем настроении» – сюрприз. Здесь идея с розами получает продолжение – как и у публики продолжается, усиливаясь, всё то же чувство предвкушения, возникающее даже не столько от возможности получить подарок, сколько от самой атмосферы номера – светлой, оживлённой, удивительно лёгкой. Полной счастья, которым, оказывается, совсем не сложно делиться, и ощутить которое иногда бывает так просто.
Но если эти песни – из числа как раз сюрпризов-традиций, то изменённый вариант прочтения Максимом Авериным стихотворения Пастернака «Научи меня жить» стало абсолютным сюрпризом-новшеством. Потому что в одном номере вдруг переплелись сразу два времени, причём оба – настоящие, только одно оказалось связанным с заложенным в произведении художественным образом, а другое – с тем, что происходило как бы уже вне актёрской игры. Да, соединились две подхватывающие одна другую истории, поочерёдно переданные от лица двух разных рассказчиков для двух разных адресатов. А общей стала та самая просьба, что начинает каждую строфу стихотворения и служит его названием. Но сперва с ней обращается лирический герой к любимой женщине, а потом – сам артист к находящейся в зале маме. И в обоих случаях – очень трепетно, взволнованно, искренне.
Но спектакль удивляет не только стихотворениями и песнями, задумчивыми монологами и остроумными анекдотами. Важную роль в нём играют танец, движение, пластика.
Значит то, с помощью чего можно говорить без слов? Нередко – да!
Как, например, в завершающем цикл произведений Вертинского стихотворении «Piccolo bambino».
Здесь придуманная артистом незатейливая, но несколько странная, достаточно монотонная игра с пером, воспроизводящаяся в начале и в конце номера, помогает подчеркнуть и то, каким несерьёзным, незначительным выглядит его персонаж в глазах других людей, и всю заведомую безнадёжность, безысходность главной истории его жизни. Ведь как ни старайся, а лёгкое перо никогда не останется в воздухе и уж тем более не взлетит, поэтому в итоге герой сам позволяет ему упасть.
Именно танец без слов передаёт все оттенки настроения и в обоих разделах номера «Жизнь моя - кинематограф»: стихотворном и песенном.
В нём и беспокойство, и растерянность, и некая суматошность. Но тут же – концентрация. Энергия! Азарт! И вдруг – умиление и в тот же момент лёгкая грусть, вызванная воспоминаниями о прошлом. Глядя вместе со зрителями на сопровождающие вступление к первому куплету песенной части номера кадры из эпизода фильма «Похождения графа Невзорова», в котором Максим снимался в детстве, артист будто дублирует их на сцене, слегка шутливо повторяя те же самые движения.
Но в большинстве случаев танец, а чаще – движения и жесты – всё-таки зависят от слов.
Иногда напрямую – тесно связываясь с текстом исполняемых номеров, как в стихотворениях «Зимняя ночь» Пастернака, «Восемьдесят восемь» Рождественского, «Бокал» и «День без единой смерти» Высоцкого «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» Маяковского или «Гость у Цыгановых» Самойлова.
Иногда же, казалось бы, не следуя содержанию произведения точь-в-точь – если не идя с ним почти вразрез – эти средства помогают объединить лирику и юмор («Всё начинается с любви» и «Хорошее отношение к лошадям»).
Или дают возможность заострить внимание не на событиях и действиях, которыми может быть насыщен текст сочинения, а на его общем
настроении, эмоциях, характерах его персонажей – как в песне «Кукловод» из мюзикла Лоры Квинт «Я – Эдмон Дантес».
А иногда всё происходит с точностью до наоборот – и текст появляется, благодаря движению. Так в стихотворении Вертинского «Злые духи» исполняемый в проигрышах между строфами танец главного героя в этот раз сопровождался придуманными артистом возгласами.
Благодаря всему этому, каждый следующий моноспектакль Максима Аверина просто немыслимо называть «очередным». Только новым! Потому, что он всегда играется артистом вдохновенно, увлечённо, творчески. С душой. И ещё, безусловно, потому, что всё, о чём артист говорит в спектакле – тоже о любви.
А значит, говорит, не повторяясь!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/7241.html
10 марта 2013 Максим был с гастролями в нашем северном городке Сыктывкар! Спектакль очень понравился, Максим талантливый артист! Весь зал аплодировал стоя!!!! Свою лучезарную улыбку он подарил женщинам и девушкам нашего города на 8 Марта! Ведь это самый настоящий подарок!!!!
«Он – поэт. Поэт, и этим всё сказано. Не надо никаких эпитетов – великий, знаменитый, известный. Так же, как артист. Есть два понятия – «артист» и «неартист», и ничего больше».
Так Фаина Раневская говорила о Маяковском. И примерно так же – о других поэтах, стихи которых она любила. Коротко. Не вдаваясь в подробности. Почти однословно.
Маршак – поэт (без напрасных оговорок: «пусть детский» или «не только детский»). Ахматова – «мой поэт» (без спорных грамматических поправок). Пушкин – «любимый современный поэт» (без ненужных уточнений, связанных с тем, что вся поэзия современна).
Каждое из этих предложений – уже рассказ. Ведь «поэт» в данном случае – это, прежде всего, признание и оценка читателя. А всевозможные разъяснения – «выдающийся и крупнейший», «основоположник или яркий представитель стиля/ эпохи/ течения/ жанра» – хороши для энциклопедий и словарей.
О любом из авторов, чьи стихотворения читает в моноспектакле «Всё начинается с любви» Максим Аверин, тоже можно сказать просто: он – поэт. А ещё лучше: он – лирик.
Ведь слово «лирик» (слово, в котором опять же больше не определения, а оценки и которое, вопреки суждениям составителей научных статей, не сужает, а расширяет значение «поэт») – подчёркивает то, что все они: Вертинский, Маяковский, Пастернак, Рождественский, Высоцкий, Самойлов – в первую очередь, писали о любви. И авторы звучащих в спектакле песен – тоже.
«Лирик» – пожалуй, главная характеристика, которую сам артист даёт каждому из поэтов, чьё творчество ему близко. Но – не прямым текстом. И даже не вслух. Это слово – и это отношение – скорее, угадывается, отражаясь в самом выборе стихов и манере их прочтения. Становится неотъемлемой частью впечатления от спектакля; его пусть не озвученной, но, тем не менее, услышанной и принятой зрителями мыслью.
Максим Аверин даёт почувствовать, что Вертинский – лирик, произведения которого, даже лишившись мелодии и изначального музыкального сопровождения, сочинённых их автором, не утрачивают внутренней мелодии стиха, отразившейся в каждой строчке. Так они обретают новую интонацию, новый темп. Лирик, способный с помощью, казалось бы, элементарного описания событий и действий не только построить сюжет стихотворения или песни, но и тонко передать настроение и чувства своих персонажей (как в «Концерте Сарасате», «За кулисами», «Piccolo bambino»). А ещё – умеющий просто, но образно выразить мысли своих героев («Я сегодня смеюсь над собой», «Злые духи»).
Артист напоминает и о том, что лирик – Маяковский. Напоминает не впервые, помогая разглядеть в кажущейся грубоватой прямолинейности поэта – откровенность и искренность, возведённую в небывалую степень (о таком говорят: весь наружу), а в часто присущей его стилю резкости и дерзости – отчаяние и крик души. И, тем не менее, это всякий раз представляется новостью, удивляющей и по-настоящему застающей зрителей врасплох: так же как и – в лучшем смысле – застают врасплох его стихотворения, исполняемые в моноспектакле.
Отрывок из его поэмы «Флейта-позвоночник» (а точнее, пролог и первая часть), звучащий почти сразу после произведений Вертинского – нескольких историй любви – одновременно и продолжает заданную тему, и будто начинает её заново. Другим языком. В другом строе. С другой энергетикой. И, как следствие, по-другому прочитанное артистом. Мощно? Глубоко? С надрывом? В раскалённой атмосфере? Да!
Но подобно тому, как ни один даже самый добросовестный разбор стихотворения никогда не сможет сказать больше, чем само стихотворение, так и никакие красноречивые обороты речи не способны передать впечатление от актёрской игры ярче, чем сама игра. Важно одно: парадоксально – и закономерно, что очень личное, автобиографичное для Маяковского, произведение в прочтении Максима Аверина становится биографичным и для зрителей, причём даже в том случае, если в их жизни похожей истории не было.
Маяковский – единственный поэт, чьи стихи в моноспектакле не исполняются одним блоком.
Они звучат в первой половине спектакля и возвращаются ближе к финалу вечера. Читаются вслед за циклами стихотворений Рождественского («Всё начинается с любви», «Письмо про дождь», «Восемьдесят восемь», «Ах, как мы привыкли шагать») и Высоцкого («Бокал», «День без единой смерти»). А также после песен «О хорошем настроении» и «Небом забытые» (сопровождающий которую прежний, внешне не изменённый видеоряд, созданный в память об ушедших артистах, всё же смотрелся иначе, поскольку показанные здесь кадры фильма «Двадцать дней без войны» теперь постоянно будут напоминать не только о Людмиле Гурченко и Юрии Никулине, но и о режиссёре Алексее Германе).
А значит, можно сказать, что произведения Маяковского, наряду с монологами, придуманными артистом, тоже по-своему служат объединяющим элементом постановки.
При этом они могут оказаться полностью самостоятельным эпизодом в действии – как опять же «Флейта-позвоночник». Ведь предшествующая стихотворению песня «Кукловод», в этот раз исполненная Максимом по-новому (строки, в которых говорится о куклах, артист пел с вызовом, подбоченившись, можно сказать, стоя фертом, – передавая таким образом бахвальство, пустую самонадеянность марионеток, их излишнюю самоуверенность, самолюбование и ещё множество схожих состояний, начинающихся со слова «само»; в то время как собственно кукла-партнёр оставалась несколько в стороне), достаточно далека от него по тематике и характеру.
Или же могут открывать сцену, складывающуюся из разных номеров, – так, как «Скрипка и немножко нервно» становится началом для сцены, состоящей из стихотворений Пастернака («Зимняя ночь» и «Научи меня жить») в обрамлении песен «Вы говорите, не молчите» и «Вечная любовь».
А могут всё же находиться в связке друг с другом – как прочитанные много позже «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» и «Хорошее отношение к лошадям». Эти стихи всегда исполняются Максимом с невероятным артистизмом и юмором! Качествами, которые помогают артисту не только увлечь публику, но и дать почувствовать ей красоту рифм, изменчивость ритма и разнообразие проявлений выразительности – например, звукопись, что особенно проявилось в «Рассказе литейщика…» (задорно и по-настоящему щекотно прозвучали строки «…ч-чайкой поплещ-щ-щеш-ш-шься и мёртвый расх-хох-хоч-ч-чется от того плещ-щ-щущ-щ-щего щ-щ-щекотания…»). Причём сделать это естественно и свободно – так, что прочтение каждого стихотворения Маяковского, как, впрочем, и любого другого поэта, становится тоже своего рода анализом, но анализом актёрским, то есть обращённым не к знанию, а к эмоциям.
К эмоциям, складывающимся в общее впечатление – от стихотворений, песен, от спектакля в целом. А главное, от игры Максима Аверина! Говоря о котором, конечно же, можно тоже бесконечно подбирать эпитеты: «Талантливо! Вдохновенно! Ярко! Сильно!» А можно, по примеру Фаины Раневской, ограничиться всего парой слов: «Он – артист».
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/6920.html
Сегодня с мужем были на творческом вечере Максима Аверина.
Т.к. мы уже 5-й год без телевизора, то "Глухаря" я не смотрела. И артиста вообще не знала - да, темная совсем.
Но волей случая, когда была в Якутске, смотрела "Склифосовский". В главной роли Аверин. Не сильно впечатлила игра актеров - очень всё предсказуемо...
Но сегодняшний спектакль динамичный, даже чересчур))
Очень понравился Маяковский в исполнении артиста. Если в школе дать молодым людям такого Маяковского, то любовь к литературе воспитается (если можно так сказать) навечно =)
Потрясающая встреча с Максимом Авериным! Столько мудрых, искренних, конкретных слов, я давно не слышала.Этот человек вдохновил меня на новые подвиги и наполнил силами. Просто великолепный мужчина. Очень рада,что имела удовольствие с ним пообщаться.
Бывают спектакли, которые начинаются задолго до третьего звонка. «Чайка» Юрия Бутусова, «Синее чудовище» Константина Райкина, «С наступающим!» Родиона Овчинникова, «Крутой маршрут» Галины Волчек… По задумке режиссёра, артисты могут выходить на сцену ещё до появления зрителей в зале; доносящиеся из-за кулис звуки и шумы – создавать впечатление пока незримого, но уже разворачивающегося действия, а часть декораций – располагаться прямо в фойе.
В киноклубе «Эльдар» (а точнее – в кинотеатральном центре) задолго до третьего звонка начинается абсолютно каждый спектакль, творческий вечер или концерт, поскольку здесь сама обстановка служит если не началом действия, то, как минимум, вступлением к нему. Вступлением, ни коим образом не рассказывающим о том, что же именно будет происходить на сцене (наоборот, даже несколько уводящим нас в прошлое и к тому же сосредоточенном, в основном, на тематике кино), но при этом создающим самое необходимое – атмосферу творчества!
Повсюду – фотографии артистов и режиссёров, их портреты и шаржи. Статуи. Кадры из кинолент и снимки, на которых запечатлены рабочие моменты съёмок. Знакомый реквизит. Хлопушки с названиями и временем выпуска ставших классикой фильмов. Надписи, изящно обыгрывающие их некоторые сюжетные линии или цитирующие всем известные реплики их героев, а также слова звучащих в них песен. Афиши: новые – с анонсами спектаклей, кинокартин, музыкальных выступлений – и те, что напоминают о премьерах минувших лет.
Удивительно и прекрасно, что именно в центре «Эльдар» – месте, где объединены разные виды искусства и где соседствуют прошлое, настоящее и будущее, – состоялся творческий вечер Максима Аверина «Жизнь моя – кинематограф».
История, рассказанная артистом со сцены, тоже отталкивается от темы, связанной с работой в кино. Проигрыши песни, строчка из которой и дала название творческому вечеру, сопровождаются кадрами из фильмов, в которых снимался Максим Аверин. Нет, не всех! Ведь целью, скорее, было показать не количество и разнообразие сыгранных им ролей, а сам путь артиста в кино – путь, начавшийся в раннем детстве и продолжающийся до сих пор. И рассказать именно о тех работах, которые, так или иначе, определили его творческую судьбу.
Это и самая первая роль – мальчик в эпизоде фильма «Похождения графа Невзорова». Событие, не просто познакомившее тогда ещё будущего актёра с чудотворством создания кино, но и подарившее ему самое важное: отношение к съёмкам как к чему-то радостному, необыкновенному и даже волшебному – то ощущение, которое сопровождает артиста и сейчас. Недаром же именно эти кадры повторяются дважды – в начале и в конце песни.
Здесь и роль, пусть не первая взрослая и не первая главная, но первая во всех смыслах большая – Валерка в картине Вадима Абдрашитова «Магнитные бури».
И роль самая известная, принесшая любовь и признание очень многих зрителей сразу, – в сериале «Глухарь». Но неслучайно из огромного числа возможных вариантов были выбраны именно финальные кадры – крупный план, на котором герой (а вместе с ним и артист), оглядываясь назад, но словно уже думая о том, что будет впереди, прощается с завершившейся историей, чтобы идти дальше.
Разговор со зрителями – ироничный и грустный, оживлённый и лёгкий по стилю даже в тех случаях, когда речь заходит не о простых вещах, – Максиму помогают вести не только фрагменты из фильмов и спектаклей (например, «Жила-была одна баба» и «Макбетт»), но и умение артиста метко и будто всего лишь «к слову» передавать манеры людей, о встречах с которыми он рассказывает: Андрея Смирнова, Константина Райкина, Людмилы Гурченко.
И, конечно, на протяжении всего вечера звучат стихотворения и песни! Исполненные в последовательности, почти полностью противоположной той, что бывает в моноспектакле, и в меньшем количестве, но всё с такой же любовью, которой артисту приятно делиться со своими зрителями. «Хорошее отношении к лошадям» Маяковского и «День без единой смерти» Высоцкого, песни «Небом забытые» и «Вы говорите, не молчите», почти весь цикл стихотворений Рождественского(«88», «Письмо про дождь», «Всё начинается с любви») и Вертинского («Злые духи», «За кулисами», «Концерт Сарасате», «Piccolo bambino») – любимые, не похожие друг на друга и разные в каждом следующем своём прочтении произведения, к которым невозможно привыкнуть.
Творческий вечер унаследовал и то, что в моноспектакле всегда служит сюрпризом, хотя одновременно с этим уже становится традицией: для участия в некоторых номерах Максим Аверин пригласил своих друзей – актрису Агриппину Стеклову и композитора Лору Квинт. Талантливых, восхитительных партнёрш!
Чутких!
Три песни, написанных для Максима Аверина Лорой Квинт, – «Принцесса», сонет Филипа Сидни «Ужели для тебя я меньше значу» и «Белый рояль» – получились такими разными не только из-за несхожести характера каждой из них, что проявляется в самом содержании текста и музыки, а во многом именно благодаря тому, что артисты выступают не как солист и аккомпаниатор, а как дуэт, в котором нет единственно главного или всегда второстепенного участника: настроение своих песен они передают вместе!
«Принцесса» - это, прежде всего, сокровенный монолог, и здесь Лора Квинт – играя мягко, тонко, деликатно – остаётся несколько в стороне. Но уже в звучащем следом шутливом «Сонете» она становится собеседницей Максима: фортепианное сопровождение перекликается с партией голоса, в конце каждого куплета повторяя – иногда даже передразнивая – только что пропетую мелодию.
В книге Эльдара Рязанова «Неподведённые итоги» есть глава, которая называется «Как сочиняют вдвоём», где мастер рассказывает об особенностях работы над сценарием в соавторстве с Эмилем Брагинским. Текст песни «Белый рояль» тоже был сочинён двумя авторами – Николаем Денисовым и Максимом Авериным. И пусть их способ «сочинять вдвоём» останется для зрителей тайной. Главное, что песня – лёгкая, нежная и чуть печальная – получилась связной и гармоничной: такой, как будто написал её один человек.
Исполнив премьеры не только песен, но и стихотворения (отрывка из поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник»), программу заключительной части вечера артист оставил без изменений – это если говорить о самом выборе номеров: «Грустить не надо», два стихотворения Давида Самойлова из цикла «Цыгановы», «Баллада о прокуренном вагоне» Кочеткова. Но, пожалуй, самый большой подарок ждал зрителей именно в финале.
Впервые «Балладу» Максим Аверин прочитает не один. Удивительно? Непредсказуемо? Да! Хотя, вроде бы, догадаться, что будет именно так, совсем просто: стихотворение написано в форме диалога, имя Агриппины Стекловой было в анонсе вечера. Но так кажется сейчас, а в тот момент ожидать появление актрисы в этом номере было почти невозможно – всё держалось в тайне до последнего.
Она выйдет на сцену не сразу, даже не с начала второй строфы – той, что написана от женского лица, – и свои первые строчки произнесёт из-за кулис. Так, словно они звучат не в настоящем времени, а в памяти героя. Интонации артистов (тёплые, но будто уже предвещающие беду), посадка (рядом, плечом к плечу), взгляд (тот самый – «не друг на друга, а в одну сторону») – всё это передаёт ощущения близкого и далёкого, только что находившегося рядом, но навсегда потерянного. И весь их дальнейший разговор (или – опять же воспоминание о разговоре?) будет произнесён не столько для самих себя, сколько для людей, которые его слышат.
Агриппина Стеклова и Лора Квинт – гости Максима Аверина. Зрители – тоже всегда его гости. Но в этот раз и Максим, и приглашённые артисты, и зрители в то же самое время были в гостях и у Эльдара Рязанова. Он присутствовал в зале! И «Эльдар» - это его дом. Находясь здесь, невозможно не вспоминать его фильмы – пусть даже коротко, мимоходом, опять-таки «к слову», как это и делал в ходе разговора Максим. А нам, мысленно возвращаясь к уже прошедшему вечеру, невозможно не связывать увиденное на сцене с творчеством мастера.
Книга Эльдара Рязанова называется «Неподведённые итоги». Вот и творческий вечер Максима Аверина, как и его моноспектакль, – это тоже итоги, и тоже неподведённые. Самые главные для творческого человека – итоги на сегодняшний день. Остальное – всегда впереди!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/6900.html
|