Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
Была на творческом вечере в Киеве!! Слово "понравилось" даже не уместно в этом случае, было все просто бесподобно!! Я когда шла, то волновалась, что моё позитивное мнение об актёре может поменяться, вдруг он в жизни "звездный", но нет!! Моё восхищение Этим человеком стало еще больше!!!! Он настолько Живой, Искренний, Светлый Человек с большой буквы!! Как он зарядил зал - это просто Чудо!! Эмоций очень много, позитивные и конечно же, как же он передает трагическое состояние! !! Это что-то!!! Мурашки, слёзы - всё было!! Не забыл Максим о Гурченко, была минута молчания и фрагмент с передачи, посвященной 75-летию Людмилы Гурченко!! Максим Викторович очень переживает такую утрату......Очень жаль, что ушёл такой человек!!
Когда Он вышел в зал и при исполнении песни Миронова "Женюсь" дарил цветы всем девушкам, это очень впечатлило и оживило зал!! Рассказывал истории из жизни, анекдоты, пел, танцевал и доводил до слёз!!!)) Он ТАЛАНТ!!!! Я даже обняла его дважды!!!!!! Это что-то - прикоснуться к мечте!!!! Очень много интересно из жизни Максима Аверина узнал зал по запискам, Он на все ответил очень искренне!!! Вобщем эмоций море, я до сих пор не верю, что это был не сон, но когда посмотрю фото - сразу на душе становится тепло, так как это была правда!!!)))))(постараюсь загрузить и поделиться с вами) Всем его поклонникам советую пойти на вечер, не пожалеете!! И жду Максима Викторовича снова в Киеве!!)))))
1 апреля была на Творческом вечере - откровении Максима Аверина (в Киеве). Хотя 1 апреля день смеха, но вечер прошёл на грустной нотке в связи со смертью талантливой актрисы и удивительно яркой женщины Людмилы Гурченко. Была минута молчания, мы стоя под зажённую свечу почтили память это великой актрисы. А сколько боли было в глазах Максима... Потом была целая гамма чувств: и радость и слёзы; счастье и печаль, любовь и горечь. Мне безумно понравилось как он читал стихи. Он читал так, как будто хочет отдать своё сердце нам своим зрителям. А как он читал "Балладу о прокуренном вагоне".... ой, мне казалось сердце вот вот выскочит. Пришла домой, никак не могла успокоится - целая гамма чувств переполняла меня. Заснула только в 6 часов утра.
25 марта сходили на его творческий вечер. Опять попали на 2-й ряд. Даааа, слов нет… Творческий вечер был похож на какой-то большой квартирник. Стихи Маяковского, Пастернака, Высоцкого, Асадова... Смех и слезы наворачивались . Я сидела даже не дыша. Чувство сравнимое с каким-то очищением души. Такой обмен энергетикой. И кажется, что ты знаешь этого человека пол жизни, хотя видишь его 2-й раз. И мне так хочется сказать ему спасибо. Просто спасибо. Надеюсь, когда-нибудь это произойдет. Вот такая история...
Огромное Спасибо, Максим, за бальзам на душу, за такую гамму чувств и эмоций, за новые взгляды и ориентиры в жизни! Ценно и дорого то, что вы делаете, это нужно и важно! Творите!
25 марта побывала на творческом вечере... Максим, спасибо, что Вы есть!!!:)
Вот что-то не припомню, чтоб когда-нибудь слышала столь хорошее чтение Маяковского (для себя). ну я, конечно, не посещаю всякие поэтические вечера.. хм.. но вот 7-го.. "Скрипку" живьем не услышала, но были прекрасные и "Послушайте", и "Лиличке".. Вообще, Максим
Аверин замечательно читает стихи. очень разные. Высоцкий, Самойлов, Пастернак.. просто отлично. И судя по нескольким па - должен неплохо танцевать. И правильно подобранные песни - и относительно имеющегося голоса, и относительно публики. Лишний раз убедилась, что это пластичный универсальный актер. И вообще вся программа составлена очень грамотно - зал - его, практически с первых же минут, и он его (Аверин - зал, ну и наоборот тоже) уже не отпускает все два часа. ох, Максим Аверин.. талантлив, молод, умен, обаятелен.. и светлая энергетика из него просто прет, и открытость к чему-либо новому и небоязнь чего-либо нового - это сильно подкупает. Короче, могу лишь поблагодарить за два часа "и жизни, и слез, и любви"..) И жаль, что так и не выбралась на гоголевский "Портрет" - судя по отрывку - надо было выбираться.
Когда кажется, что поэзия из нашей жизни ушла окончательно, та же жизнь подкидывает тебе встречу с человеком, с таким артистом с большой буквы, что ты начинаешь понимать, что есть нечто вечное, неистребимое.
В чем я убедилась 7 марта на творческом вечере.
Понравилось, все!
Я хоть уже и не первый раз на моноспектакле Максима, но все равно плохо запомнила, что за чем идет. Понравилось, что было много нового. С 27 декабря программа сильно изменилась, но я так рада, что Максим оставил "Смерть Цыганова" и "Баладу о прокуренном вагоне". По мне это самые сильные номера, в которых продуманы все мелочи... и свет, и музыка, и дым от сигареты... Просто берет за душу! Браво Максиму за прочтение!
Понравились песни военных лет. И "Темная ночь", и "Тишина за Рогожской заставою... Максиму очень идет этот стиль, именно по голосу. Вообще заметила, что Максим выбирает сложные по исполнению песни. Не знаю, хорошо это или плохо.
Ну что еще... Максим очень искренний и заботливый сын. Так было трогательно, когда он спел тонюсеньким (насколько это возможно) голосом песенку "Мама-первое слово". Я ему подпевала. А потом подарил цветы своей любимой мамочке! Видно было, как он волновался)) Прикольная была песня про мачо, но мне кажется, в припеве они немного переборщили... А вообще вечер был замечательным! Спасибо Максиму за это! Знаете, у меня прошла первая безумная влюбленность в Максима и я стала трезво смотреть на его творчество. И со всей уверенностью теперь могу сказать, что в наше время нет больше подобного артиста! Максим, спасибо Вам за то, что Вы для нас делаете!
Вечер сегодня был просто потрясающий!!! Спасибо огромное Максиму за его талант, за все эти эмоции, которые он дарит!!! Он вдохновляет, и жизнь начинает играть прям-таки новыми красками))) Спасибо!!!
|