Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
…словами сложно передать атмосферу вечера. Смотреть и слушать, как он читает стихи. Каждое слово пропускает через себя.
Жаль, что Максим Викторович не успел посмотреть город. Сейчас красиво. Максим Викторович, приезжайте к нам еще раз!
А еще хочу сказать большое спасибо всей команде, которая успела так быстро подготовить вечер. Пока ожидали начала в фойе, видела как два молодых человека буквально бегом бегали, настраивая свет, звук и картинку. Здорово, что с артистом работают такие люди. Спасибо!
Вспомнились строки из финальной песни: “Неделя другая, и мы успокоимся”. Нет, этот вечер навсегда останется в памяти, а Вы, Максим Викторович, в моем сердце. Такие сильные эмоции. Максим Викторович, творите!
Не знаю, смогли ли мы, зрители, передать свое восхищение от вечера восторженными взглядами, аплодисментами и цветами? Поэтому, если можно, хотелось бы еще раз сказать: Браво – артисту Максиму Аверину и огромное Спасибо – Человеку с большим сердцем и душой - Максиму Аверину!
...ярко, живо, по-настоящему, та атмосфера, та искренность... это было неповторимо, незабываемо... Вряд ли можно описать чувства словами, когда ты слушаешь те стихи, те песни, когда видишь, что человек непросто читает, а становится частью того, о чём говорит - это потрясающе... это нельзя передать... Это захватывает дух...
не знаю, где можно написать слова благодарности, поэтому вставлю здесь
Я благодарна Вам, Максим, за что, что вы нашли время, приехали в Минск и подарили людям столько радости... столько приятных моментов... Прочитала отзывы о творческих вечерах Максима Аверина, проходящих в разных городах... Не удержалась и решила тоже написать.
Как же здОрово, что он приехал к нам, в Беларусь...
Знаете, когда вышла из концертного зала Минск - позвонил друг, спросил -НУ как??? А я поняла, что сказать "хорошо" - не могу, это как-то обидно звучать будет... СУПЕР - банально и вообще не вписывается в настроение... Этот вечер для меня стал чем-то волшебным... И до сих пор сложно поверить, что такое волшебство сотворил один человек! Спасибо!
Максим, была на Вашем творческом вечере 04.04.2011 в Харькове и получила колоссальный заряд энергии. Нахожусь под большим впечатлением от Вашего таланта и мастерства. Огромное спасибо! Желаю Вам как можно дольше ГОРЕТЬ своей профессией, так как, то что увидела на сцене меня просто потрясло, а главное стоит на много ступеней ВЫШЕ, чем Ваша хорошая игра в сериале "Глухарь". Хотя, как это не печально, благодаря известности Глухаря, очень рада что смогла познакомится с Вашим ТВОРЧЕСТВОМ.
На мой взгляд понять это можно только воочию увидев Ваш профессионализм на сцене и то с какой отдачей Вы своим ощущением ЖИЗНИ делитесь с залом. Удачи, успехов и всего самого доброго.
Лишний раз убеждаешься, что время диктует талантливым актерам свои правила, и чтобы Артиста знала Страна нужно не только служить в любимом театре, но и работать в сериалах, ведь возможность смотреть сериалы у миллионов, а посетить спектакль или творческий вечер у единиц.
Лично для меня этот вечер стал новой отправной точкой. Все перевернулось внутри, захотелось ЖИТЬ по-настоящему, по-новому. Восхитительно, прекрасно, изумительно - эти слова даже близко не могут передать те эмоции, которые переполняют!... Вот и моя мечта сбылась))) Теперь безумно хочу в Сатирикон и еще на вечер Максима Викторовича!! (Харьков)
Самый лучший зал был в Симферополе. Очень тепло принимали. В зале были маленькие дети, вели себя прекрасно. Максим "Викторович" во время премьеры песни "Колдунья за рулём" станцевал с пятилетней девочкой с первого ряда, став на колени. Симпатичная импровизация получилась. М"В" - молодЕц, на каждый творческий вечер придумывает какое-нибудь изменение. Мне интересно.
Максим Аверин-Артист с большой буквы!!Вчера были на Творческом вечере (я с супругом и нашим другом) в Севастополе. Получили огромное эстетическое удовольствие, испытали радость от присутствия рядом с этим уникальным человеком... и открыли для себя его как совершенно разнопланового артиста!! Приношу огромную благодарность Максиму Викторовичу Аверину за то, что Он есть!!
Мне Аверин был известен исключительно со стороны "Глухаря"...каково же было мое удивление, когда я увидела и услышала его читающим стихи и др. литературные произведения...отрывок из его пьесы...общение с публикой...и совершенно искренняя раздача автографов!!!
Я просто в восторге. Какой же он умничка, талантище. Максим читал стихи, пел песни, рассказывал анекдоты, случаи из жизни, показал видео со съемок Глухаря, видео с последнего бенефиса Людмилы Марковны Гурченко, посвятил ей минуту молчания.Отвечал на вопросы.
А потом когда все закончилось, люди пошли дарить ему цветы. Максима просто завалило цветами)) Как выяснилось он любит белые цветы)))
А потом он раздавал автографы, такой уставший, но такой милый и добрый. Никому не отказал.
Я радовалась как ребенок тем, что у меня есть его автограф))) Куча эмоций и все они положительные)))
Свой творческий вечер "Искренне без купюр" популярный артист театра кино Максим Аверин начал с песни "Так, как хочется" под звуки аккордеона. Так вышло, что в день выступления Максима Викторовича в Севастополе страна прощалась с выдающимся человеком - Людмилой Марковной Гурченко. Стоит ли говорить о её вкладе в искусство и в жизнь каждого человека. Поэтому на протяжении своего творческого вечера актёр часто вспоминал её. Сказал, что как-то прочитал ей стихи Маяковского "Скрипка и немножко нервно", а она сказала, что очень любит Маяковского. Актёр был счастлив, что в эти дни он выступает на той земле, которая породила такую великую актрису.
Атмосфера вечера сложилась очень удачно. Звучали стихи Маяковского, Пастернака и Высоцкого, поэзия Самойлова и Кочеткова. Во время исполнения песни "Женюсь" Аверин вышел в зал и стал дарить женщинам белые розы. Не обошлось и без показа дублей из всенародно любимого сериала "Глухарь". На смену глубокому прочтению приходили шутливые песни и весёлые истории. Публике посчастливилось задать свои вопросы выступающему. Спрашивали об учителях, о печали в глазах, о сцене и о родителях.
|