Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
Это был потрясающий вечер 18 июня! Зал от восторга и переполняющих эмоций просто сходил с ума! И я - не исключение...))) Ярко, смачно, безумно позитивно и бесконечно жизнерадостно! Он - великолепен! На сцене Максим Викторович - воплощение всего того высокоартистического, что только способно уместиться в человеческом теле. Его рослая, крепкая фигура на протяжении всего спектакля выдавала настолько пластичные движения, что, казалось, ещё чуть-чуть, и зал начнёт танцевать вместе с ним! А о любви во всех её проявлениях и направлениях, Аверин, похоже, способен
вещать бесконечно! Он словно переполнен этим чувством через край... Песни, стихи, рассказы из собственной жизни, анекдоты, белые розы... Всё это зрителям подарил неповторимый человек, один из лучших последователей Константина Райкина, наследник школы Вахтангова, актёр театра "Сатирикон", Артист, несомненно, с большой буквы "А" - Максим Аверин.
30 апреля 2012 года на сцене театра «Ленком» состоялась премьера моноспектакля Максима Аверина «Всё начинается с любви» – постановки, не входящей в постоянный репертуар ни одного театра и выросшей из творческого вечера «Искренне, без купюр», который появился в жизни артиста полутора годами раньше. Собственно, это определяет одну из особенностей той премьеры – новое оказалось уже отчасти знакомым. Но, конечно, тогда многое произошло впервые.
Впервые для спектакля была выбрана именно эта сцена. Впервые прозвучали стихотворение «Злые духи» и песня «Спектакль окончен». И задумка во время исполнения номера «За кулисами» обратиться к единственной зрительнице (на премьере ею оказалась актриса Агриппина Стеклова) и в одном из последних проигрышей подарить ей белую розу, тоже была воплощена впервые. А потом – да, как в песне Вертинского – «а потом города, степь, дороги, проталинки»... За время, прошедшее со дня премьеры, моноспектакль был сыгран более ста раз – не только на разных площадках Москвы, но и в десятках городов мира.
И хотя 15 марта 2014 года – дата для моноспектакля, вроде бы, не юбилейная, но уже то, что в этот вечер он во второй раз, спустя почти два года, прошёл на сцене «Ленкома», может служить поводом не столько оглянуться назад, подводя хотя бы промежуточные итоги, сколько посмотреть на то, что есть сейчас. На то, что меняется и на то, что остаётся неизменным.
Внешние изменения найти легко. Так, «Спектакль окончен» – не единственный номер, который ушёл из программы вечера, уступив место новым стихотворениям и песням. А «Злые духи» – стихотворение, в день премьеры просто прочитанное с авансцены, но теперь сопровождаемое музыкой, танцем и придуманными артистом репликами, дополняющими текст Вертинского, – не единственный номер, чья форма сценического воплощения рождалась постепенно, от одного варианта исполнения к другому, в закреплении одних идей и отказах от других.
Заметить внешнюю неизменность тоже несложно. Многие произведения служат основой постановки уже со времён «Искренне, без купюр», в то же время продолжая меняться: так, Цыганова из стихотворения Давида Самойлова с недавних пор стала «слушать мужские байки» с вышивкой в руках. Да и дарить розу в финале песни «За кулисами» – артисткам или просто зрительницам – с момента премьеры стало ещё одной традицией.
Но, пожалуй, особенно важно другое качество, сохраняющееся в постановке нерушимым.
В моноспектакле «Всё начинается с любви», где слово «артист» звучит ничуть не реже, чем слово «любовь»; где многие исполняемые произведения написаны поэтами-артистами (Александром Вертинским и Владимиром Высоцким), где немало артистов встречается и среди персонажей (музыкант, клоун, уличный скоморох, театральный актёр или актёр кино), эти две темы – тема любви и разговор о жизни артиста – не просто развиваются параллельно, а постоянно находятся в одной плоскости. Такое слияние происходит во многом благодаря тому, что артист, играющий свой спектакль, в нём тоже – автор, и тоже – герой. Причём герой главный. Поэтому столь естественное явление, когда артисты говорят о любви через свои роли (как в фильме «Мужчина и женщина», о котором рассказывается в спектакле под сопровождение кадров эпизода встречи его главных персонажей), в моноспектакле Максима Аверина расширяет границы. Рамки вымышленного и настоящего сбиты, а общее для многих представлено как очень личное.
Личное – это и песня «Так, как хочется» о встрече со зрителями, пришедшими в тот вечер в театр: встрече, которая, как и любой праздник, дарит ощущение счастья, поэтому о грустном здесь говорится едва-едва. Намёками. Это и номер «Кинематограф» о первых пробах и первых больших ролях, открывших Максиму Аверину путь к своей публике, – тот самый «взгляд со стороны» на сюжет собственной жизни, складывающейся из текущих мгновений, каждое из которых – сбывшаяся или и неосуществлённая мечта. Это и стихотворение Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой», звучащее после первого монолога Максима Аверина то через паузу, то совсем без перехода, но всегда – в унисон с только что прозвучавшими словами артиста.
И дальше – несколько фраз, откровенно и горько произнесённых им перед песней «Реальный кукловод», – и вот весь этот разговор о ненужной игре, бестолковом притворстве людей, находящихся рядом или просто вокруг, а главное, об их безответственном отношении к себе и окончательно наплевательском – к другим уже ведётся не каким-то абстрактным героем, а человеком, раненым равнодушием. Человеком, которого в этот момент зрители видят перед собой. А ещё – пара слов перед стихотворением «Одиночество» – и вот мысли Бродского (тоже общие для многих) звучат уже как ночные раздумья актёра после спектакля. И тоже – того актёра, который сейчас на сцене.
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» – личное для Маяковского и личное для артиста. Уже тем, что это – один из номеров, звучащий в память о Людмиле Гурченко, хотя, конечно, момент первой встречи, во время которой Максим читал это стихотворение для любимой им с детства актрисы, впрямую не воссоздаётся. Но также его близкая каждому тема – тема поиска родственной, понимающей души, которая спасёт от одиночества, – в случае, когда эти строки читает артист, усиливается хотя бы оттого, что скрипка – это тоже артистка. Вот почему Максим, читающий это произведение, вроде бы, от лица человека, откликнувшегося на страдание, услышанное им в «скрипкиной речи», большинству других казавшейся плаксивой, будто одновременно – и даже главным образом – говорит от лица скрипки.
Также, как и в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям», где Маяковский пишет об отношении поэта и толпы, а в исполнении Максима Аверина этот номер, скорее, выглядит как способ передать взаимоотношения актёра и зрителей. И хоть местоимение «я» здесь, как и в «Скрипке…», принадлежит зрителю, а о лошади, символизирующей творческого человека, говорится в третьем лице, героем Максима, в первую очередь, становится всё-таки лошадь. Но о себе артист говорит с позиции зрителя и такое смещение ролей словно побуждает каждого, кто его слышит, сделать правильный выбор между тем, становиться ли для артиста просто любопытным зевакой или быть для него одним из тех людей – пусть незнакомых, пусть даже не видимых в темноте зала и тем более через экран телевизора, – но к которым обращена вся жизнь.
Одним из тех, для кого в каждом моноспектакле Максим Аверин поёт «Вечную любовь», в очередной раз говоря о любви вообще, как говорит о любви каждый артист через роли, и о своей любви к зрителям – уже от себя самого.
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/9917.html
Моноспектакль - всего один герой , но сколько действий, столько энергии и конечно же - любви.
За пару минут одному человеку удается незаметно украсть души всех зрителей , вселить их в свое тело и заставить прожить, и заставить увидеть жизнь, глазами главного героя.
Мы чувствуем грусть, и в туже минуту зал разрывается от смеха. Мы видим счастье, но с ним приходит и какая-то странная боль. Думаю ни я одна, не могла контролировать свои эмоции, не могла остановить слезы, приглушить смех …
Спасибо вам Максим – за то что напомнили людям с чего все начинается и за счет чего все должно продолжаться. Спасибо и за то что поделились картинами своей жизни, позволили хоть на несколько мгновений увидеть мир, глазами актера. ________________________________________________
P/S: Смерть и жизнь после нее, рождение и прелести каждого нового дня. По мимо этого артист очень тонко затрагивает тему жизни современных людей в целом, характер и поведение Русского человека. А ведь действительно, посмотрите на себя - как мы живем?! Чем дышим, какие приоритеты ставим на первое место?! Но делают ли нас счастливие эти все новации ... Взгляните,сколько серых,мрачных лиц блуждают по тропам России, сколько пустых глаз, и как много грязи из наших уст и дейсствий выливается каждый день." Все начинается с любви " - знакомы ли вам эти строки, понятно ли вам это слово - Любовь?!
Уже ставшие родными , стихи, прекрасные песни и танцы, истории из жизни и шутки помогаю актеру донести до зрителей свои мысли, свои тревоги. Максим иронизирует , и мы вместе с ним начинаем смеяться сами над собой.
- Улыбайтесь , улыбайтесь - смейтесь что бы не происходило ,ведь это все что у нас есть - (просит нас талантливый актер Максим Аверин).
ак сложилось, что раннее я не была знакома с этим актером, нет я конечно видела его на экране "в форме" и знала что его обожают женщины - это собственно все что я знала об этом артисте. И знаете что?! Я рада!! Безумно рада тому что я познакомилась с ним именно на этой встречи. А рада я потому что для меня он запомнится ни как "Глухарь" или "Склифосовский ", а как талантливый актер - Максим Аверин!
14 февраля 2014 г. День Влюблённых - праздник торжества Любви. Мой любимый театр имени Богдана Ступки. Ах, какая энергетика, какая сила! Монопектакль любимого Артиста Максима Аверина "Всё начинается с любви". Моя мечта исполнилась, увидела на сцене любимого театра любимого Артиста Максима Аверина. Не случайно эти два любимых мною артистов, один играл (Царствия ему небесного), а другой сейчас играет одну роль: Отелло. Господи, как они похожи!!!! Такой же блеск в глазах, такая же мощная энергия, сила, подвижность, необычайная преданность профессии! Но в этот день, поистине праздник живой, неравнодушной, хрупкой, но такой сильной Любви то, чем мы живём. Яркий моноспектакль "Всё начинается с любви", словно дыхание этой Любви прошёл мгновенно, яркой вспышкой, оставив след в сердцах зрителей. Это была Любовь, поющая, то, бешено бегущая, то, словно говорит: "Остановись, мой друг, ведь рядом есть тот, кто нуждается в твоей любви, неравнодушной любви..."
Порадовало, что в зале было много мужчин. От Артиста исходила мощная энергетика, свобода и лёгкость, как весеннее дыхание. Браво!
Вчера Максим был в Нижнем Новгороде со своим спектаклем "Всё начинается с любви"! Друзья, это было великолепно... неподражаемо...эмоционально... Максим, прирожденный актер, мега-талант, он - не такой, как все! Он наполнил вечер радостью...радостью, которую не передать словами. Столько всего было сказано со сцены... спето... прочитано... И так искренне... Необыкновенный контакт со зрителем - я впервые вижу такую близость актера со зрителем!!! Спасибо Максиму за вечер! СПАСИБООО!
Моноспектакль - всего один герой , но сколько действий, столько энергии и конечно же - любви.
За пару минут одному человеку удается незаметно украсть души всех зрителей , вселить их в свое тело и заставить прожить, и заставить увидеть жизнь, глазами главного героя.
Мы чувствуем грусть, и в туже минуту зал разрывается от смеха. Мы видим счастье, но с ним приходит и какая-то странная боль. Думаю ни я одна, не могла контролировать свои эмоции, не могла остановить слезы, приглушить смех …
Спасибо вам Максим – за то что напомнили людям с чего все начинается и за счет чего все должно продолжаться. Спасибо и за то что поделились картинами своей жизни, позволили хоть на несколько мгновений увидеть мир, глазами актера.
P/S: Смерть и жизнь после нее, рождение и прелести каждого нового дня. По мимо этого артист очень тонко затрагивает тему жизни современных людей в целом, характер и поведение Русского человека. А ведь действительно, посмотрите на себя - как мы живем?! Чем дышим, какие приоритеты ставим на первое место?! Но делают ли нас счастливие эти все новации ... Взгляните,сколько серых,мрачных лиц блуждают по тропам России, сколько пустых глаз, и как много грязи из наших уст и дейсствий выливается каждый день." Все начинается с любви " - знакомы ли вам эти строки, понятно ли вам это слово - Любовь?!
Уже ставшие родными , стихи, прекрасные песни и танцы, истории из жизни и шутки помогаю актеру донести до зрителей свои мысли, свои тревоги. Максим иронизирует , и мы вместе с ним начинаем смеяться сами над собой.
- Улыбайтесь , улыбайтесь - смейтесь что бы не происходило ,ведь это все что у нас есть - (просит нас талантливый актер Максим Аверин).
Так сложилось, что раннее я не была знакома с этим актером, нет я конечно видела его на экране "в форме" и знала что его обожают женщины - это собственно все что я знала об этом артисте. И знаете что?! Я рада!! Безумно рада тому что я познакомилась с ним именно на этой встречи. А рада я потому что для меня он запомнится ни как "Глухарь" или "Склифосовский ", а как талантливый актер - Максим Аверин!
Я всем очень рекомендую сходить на спектакли Максима Аверина- забудьте все что вы видели с ним ( фильмы ). Он другой - я шла на спектакль ничего не ожидая - один актер на сцене, но буквально через минут 5 я уже как заворожонная не могла отвести взгляда от сцены и так до конца спектакля. Он общался с залом, рассказывал стихи, анекдоты, рассказывал о себе, пел. Глаза горели. После того как закончился спектакль - зал был полон. Максим ходил по залу благодарил что пришли и прощался. И народ не расходился. А потом он поднялся на сцену и сказал: " пора домой" и только тогда народ стал расходиться. Заряд хорошего настроения, надежды в лучшее и прекрасное - вот эмоции которые я получила от спектакля.
Одна из важных отличительных черт произведений искусства – символика. Одна из важных отличительных черт символа – сочетание узнаваемости и многозначности. Поэтому даже наиболее часто встречающиеся символы сложно называть известными, привычными, традиционными, а уж тем более простыми: считываемые сразу на интуитивном уровне, они не становятся моментально и одновариантно разгаданными.
Взять, например, символику цвета. Допустим, красного.
Ведь в зависимости от содержания произведения, красный цвет действительно может символизировать практически всё, что угодно – представляя и подчёркивая своим появлением самые разные, порой малосовместимые, а иногда абсолютно противоположные качества, душевные состояния, понятия и события: мужество или женственность, радость или отчаяние, любовь или ярость, праздник или смерть. То, что, в свою очередь, может быть показано и с помощью других цветов (любовь – с помощью белого, смерть – чёрного). Но в то же время красный цвет – броский, насыщенный, кричащий – всегда признак того, что любые эти проявления, также как и связанные с ними чувства человека, в данный момент находятся в наивысшей точке своего развития.
В моноспектакле Максима Аверина «Всё начинается с любви» цвет, выбираемый для светового оформления многих номеров, также как и цвет некоторых предметов реквизита, тоже приобретает значение символа. Основных таких цветов – два. Первый – именно красный.
Первый хотя бы потому, что он появляется в номере, который находится внутри сцены, открывающей спектакль – это «Бокал» Владимира Высоцкого. Один из основных – потому, что, становясь своеобразной характеристикой стихотворений и песен из разных частей постановки – включая не только первую, но и финальную, – он охватывает программу всего вечера. И это притом, что появление в моноспектакле красного цвета не так часто в принципе, и не так часто, как это, казалось бы, могло быть.
Собственно, этих появлений – четыре. Они не связаны лишь с одной темой и почти никогда не дублируются в стихах или песнях, близких по содержанию.
Так, «Смерть Цыганова» – в спектакле далеко не единственное стихотворение, в котором говорится о смерти, но, тем не менее, его единственный номер, в котором эта тема раскрывается в том числе и через использование красного цвета: ведь решение просто свести задачу в оформлении таких номеров только лишь к обозначению смерти как свершившегося события или как события, которое скоро случится – что уже содержится и в самом тексте, и даже во многих названиях стихотворений, – пожалуй, стало бы слишком предсказуемым и потому маловыразительным путём. Нет – здесь как раз и отражается столь свойственное символу сочетание нескольких идей и образов.
Вот и в стихотворении Давида Самойлова экспрессивная передача растущего чувства неизбежности сливается воедино с почти буквальной иллюстративностью: красный свет театральных прожекторов появляется совсем ненадолго – на строчках из последней строфы стихотворения – и будто рисует ту утреннюю зарю, которую уже не видит герой. Сливается, одновременно символизируя с одной стороны – смерть человека, с другой – рождение и красоту нового дня, завершение одной жизни – и продолжение жизни вообще. Таким образом, красный свет усиливает трагедию истории, показывая личное горе на фоне естественного, ничем не нарушаемого течения времени. Неслучайно же именно эти две фразы – об обычно начинающемся утре – в исполнении артиста звучат как кульминационные.
Наверное, появление красного в этом номере можно объяснить ещё и самим местоположением стихотворения в программе – оно исполняется в её заключительном разделе, что уже само по себе ассоциируется с применением наиболее ярких, наглядных способов передачи всех сюжетов, настроений и тем, которые развиваются на протяжении спектакля.
Как от номера к номеру развивается и накапливается чувство эмоционального надрыва – то, что во время чтения артистом стихотворений «Бокал» Высоцкого и «Скрипка и немножко нервно» Маяковского также подчёркивается преобладанием в освещении красного оттенка.
Он заполняет собой сцену с первых и до последних секунд каждого из этих двух номеров: будто в противовес музыке первого – сразу придавая тяжеловесности её плясовому ритму и добавляя к определению возможного впечатления о ней как о веселящей и удалой оговорку «вроде бы», – и наоборот: совершенно созвучно характеру нервной, резкой, угловатой, сплошь состоящей из колючих разорванных фраз мелодии второго. И пусть в обоих сюжетах ещё нет собственно трагедии в прямом значении этого слова, но как раз красный свет – тревожный, напряжённый, призывный – уже даёт сигнал, как минимум, о трагичном настрое, предвосхищая эмоции, что проявятся в актёрском исполнении, а также предвосхищая другие стихотворения, в которых похожие ощущения будут переданы уже не просто без применения красного цвета, но часто и без каких бы то ни было дополнительных средств оформления вообще – только игрой.
Это и происходит в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Ни то, что оно звучит сразу после другого произведения Маяковского – «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» – всегда исполняемого Максимом Авериным под почти непрекращающийся смех зала, ни то, что в нём артист использует множество приёмов, казалось бы, рассчитанных на похожую реакцию публики – артист показывает паясничающих, прихрюкивающих от хохота уличных прохожих, – не сбивает с истинно заложенного в этом стихотворении чувства одиночества и боли. Напротив, только усиливает его.
Красный цвет мог бы сопровождать и любое произведение моноспектакля, написанное о любви. А значит – просто каждое произведение, входящее в программу. Но сопровождает тоже лишь один его номер – ноябрьскую премьеру: песню на музыку Лоры Квинт «Amor, amor». И опять же не только потому, что это – танго: танец, который, как и сам красный цвет, давно стал почти синонимом к слову «страсть».
Длинное красное полотно ткани, появляющееся в руках артиста во время проигрыша между куплетами, символизирует и любовь героя песни, и тех самых его «печалей большой платок» – оттого, что любовь из сердца не ушла, но, тем не менее, осталась в прошлом. И, конечно, образ любимой женщины – только в наряде уже не лиловом, как это было во время их встреч, а именно в ярко-красном. Роковом – не в смысле классического представления о роковой женщине (вряд ли так можно назвать героиню с тем «беззащитным взглядом», о котором вспоминает персонаж) – а, скорее, в смысле её влияния на судьбу героя: живущим с ощущением внутренней опустошённости после расставания с ней.
А те два коротких танца с платком в руках превращаются в танец вдвоём. Танец чувственный, динамичный и технически точный настолько, что для зрителей не забыть о том, что присутствие на сцене партнёрши всего лишь иллюзорно, пожалуй, даже сложнее, чем поверить в её реальность. Танец, в который переходит энергия исполнения куплетов песни – сдержанная, но оттого ещё более остро ощущаемая в тихо поющемся артистом первом и бурная, уже совсем безудержная во втором, – переплетаясь в тот же момент с теплотой, нежностью и грустью исполнения её припевов.
Но в спектакле есть и ещё один важный с точки зрения символичности цвет. Этот цвет – белый. Цвет чистоты, тоже – любви и надежды.
Цвет роз, которые дарит Максим Аверин зрительницам, сидящим в зале, во время исполнения «Песенки о хорошем настроении» и той розы, которую он дарит одной своей гостье в конце песни Вертинского «За кулисами».
Цвет, который становится главным на последних минутах вечера – в финале сцену окутывает снег, словно заметая запутанные следы печалей, разочарований, отчаяния и даря возможность проложить себе новый путь, начав всё с начала. Но даже если этот снег в спектакле не идёт – не по задумке, а по техническим особенностям театральной площадки – у зрителей всё равно создаётся ощущение светлого настроя с верой в жизнь. То, что передаётся им от артиста.
Всегда. Даже без помощи символов.
|