Спектакль «Роман» в ЦАТРА: роман Булгакова на самой большой сцене России
В первом месяце нового года, 23 и 24 января, Центральный академический театр Российской Армии покажет свою самую масштабную работу — спектакль «Роман» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Постановка по этому произведению, впервые опубликованному спустя 26 лет после смерти писателя, станет для Александра Лазарева (лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, лауреат Премии Правительства Москвы, Народный артист России) первой работой на месте главного режиссера Театра Российской Армии. В связи с такой масштабной грядущей премьерой и наступающими новогодними праздниками блогерам и журналистам был сделан настоящий подарок: мы были допущены в святая святых театра — в живописно — цех и в макетную мастерскую. Уникальный живописно — декорационный цех, масштабу которого нет равных в Москве, — это огромное просторное помещение, где есть возможность изготовить настоящие «мягкие» декорации. В Советское время в этом цехе расписывались декорации Большого театра. Вот и совсем недавно Театр имени Пушкина воспользовался этим цехом для производства своих декораций. Рядом с этим цехом находится макетная мастерская. Это такая небольшая и уютная комната, где творится волшебство. Здесь есть макет большой сцены Театра Армии, который представляет точную копию Большой сцены со всеми механизмами, поворотными кругами и занавесом.
«Это абсолютная копия, масштабированная, нашей Большой сцены. Такого макета Большой сцены нет ни в одном театре… Дело в том, что когда Ольга Никитина (Художник-постановщик и художник по костюмам выпускница ГИТИСа , ученица Дмитрия Крымова) приступила к работе над декорациями «Романа», она, увидев этот макет сцены, была в восторге от того, что она может разместить маленькие декорации на всех плунжерах сцены. Покрутить, подсветить, сделать так, чтобы в общем увидеть спектакль», — рассказала директор театр Милена Авимская. Самое интересное, что макету уже 84 года и он никогда не модернизировался, впрочем, как и механизация Большой сцены театра.

«Роман» — это «первый спектакль Театра Армии, где будет задействована вся сцена и подъемно — опускная система работает на зрителя и первый раз зрители смогут увидеть всю мощь этой невероятной системы, которой нет аналогов в России, да и в Европе в целом», — рассказала Ольга журналистам. Подъемно — опускная сцена работает в двух режимах: быстрый и медленный, в спектакле они сочетаются. Также Ольга Никитина раскрыла некоторые секреты будущей премьеры: весь спектакль на сцене будет присутствовать камень, как символ висящей тяжести Понтия Пилата. Этот камень затем превратится в трон этого персонажа. В течение спектакля Игемон как бы врастает в этот камень и становится частью его. А в финале спектакля камень раскалывается и Понтий Пилат вновь становится человеком. «В спектакле есть важная световая концепция: весь спектакль происходит за световой день. Он начинается с раннего утра, во время распятия происходит солнечное затмение и повисает луна. И в конце спектакля мы вновь возвращаемся к утру», — добавила Ольга Никитина.
«Сначала думали, что будет четыре всадника Апокалипсиса на живых лошадях. Сейчас от этого отказались, т.к. это связано с огромными проблемами, вплоть до травмоопасного и для лошадей, и для зрителей, и для <артистов>», — рассказал ещё об одной идее Александр Домогаров (Народный артист РФ), которая, к сожалению, не будет реализована.
Спектакль «Роман» будет посвящен в большей части именно роману, который написал Мастер. На сцене зрители не увидят Театра Варьете, «дома Грибоедова» и даже Патриарших прудов. «Этот роман посвящен более широким вопросам: жизни и смерти… Для меня это история о важности сказанного слова. Это личная персональная любовь к Михаилу Афанасьевичу», — сказал режиссер спектакля Александр Лазарев. А Александр Домогаров о романе Булгакова сказал так: «А что касается романа, то эту глыбу поднять невозможно. В ней каждое поколение будет искать свои смыслы, рисовать своего Воланда, своего Мастера». Конечно, журналисты первым делом поинтересовались у исполнительницы роли Маргариты, Анфисы Ломакиной, как будет выглядеть ее полет на метле и как зрителям покажут сцену с волшебным кремом. Анфиса стойко держала оборону и только приглашала прийти на премьеру и самим все увидеть.

Особо пытливо вопросы задавались исполнителю роли Воланда, Александру Домогарову. Несмотря на то, что Воланда будет мало: минут 15 в начале и 10 минут в конце, подготовка к воплощению образа идёт очень серьезная. Работают над внешним образом, рассматриваются идеи разных костюмов и т.д. Александр Домогаров считает очень важной темой ту часть романа, что решил Александр Лазарев показать в своем спектакле, и считает, что она перекликается с его персонажем: «Цена одного сказанного слова. У всех в жизни. Мы все сталкиваемся с этим огромным вопросом, когда мы говорим «Да» или «Нет», и что может повлечь за собою слово «Да», и что может повлечь слово «Нет». Здесь история гораздо серьезнее, гораздо мощнее и гораздо страшнее. Если бы он сказал другое имя, этот человек остался жив. Возникает сразу колоссальное количество вопросов. Вообще было бы христианство в мире, если бы вдруг было произнесено другое имя?»
Роль великого прокуратора Понтия Пилата досталась Максиму Аверину (Заслуженный артист РФ). В смену эту роль будет ещё играть Александр Балуев. Для Максима Аверина его герой — «человек, в руках которого была возможность переделать ход истории, но не получилось. Теперь мы все из-за этого мучаемся».
В спектакле занята дополнительная труппа из 60 человек. Это «специально набранная хореографическая труппа». «Это полноценные сотворцы нашего спектакля. Многие ребята из этой труппы уже внедрились в труппу театра, уже играют роли, эпизоды и т.д.», — рассказал режиссёр спектакля Александр Лазарев. Главный человек для этой труппы — балетмейстер спектакля Михаил Колегов (балетмейстер Большого Театра). Это уже вторая совместная работа Михаила с Александром Александровичем. «Есть некая ответственность перед самим произведением, перед автором. И хотелось бы, чтобы это было современно, при этом без каких-то излишних перегибов. В меру академично, но в тоже время актуально сегодняшнему дню», — рассказал журналистам Михаил. Хореографическая труппа — это в основном драматические актеры, которые хорошо владеют своим телом. Это именно актеры, а не танцоры. Были отобраны лучшие из лучших, ибо на конкурс было подано порядка 800 заявок. Многие моменты спектакля обыгрываются с помощью хореографической составляющей. Например, в очень важной сцене Голгофы таким образом появляется элемент распятия.
Всю масштабность постановки журналисты и блогеры смогли оценить на открытой репетиции. Нам был показан первый акт. Было видно, насколько волнительно проходят репетиции для режиссера спектакля Александра Лазарева. Не очень понимаю, как можно охватить столь масштабную сцену! Было интересно наблюдать, как по ходу репетиции появляются какие-то штрихи, как полируется роль, как используются различные эмоции, движения и т.д. Восхищаюсь терпением Александра Александровича!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что все зрители ждут с нетерпением премьеру спектакля по столь любимому многими роману Булгакова. На мой взгляд, это очень ответственно, т.к. многие любят это произведение, а некоторые знают роман чуть ли не наизусть. Как не пытали журналисты и блогеры актеров и создателей постановки, многие секреты этого спектакля так и остались для нас тайной. Ждём премьеру!
Автор Марина Казакова
Источник: https://musicalstar.ru/spektakl-roman-v-tsatra-roman-bulgakova-na-samoj-bolshoj-stsene-rossii/
Назад
|