Актер Максим Аверин: «Я — Форрест Гамп!»
Актер театра «Сатирикон» Максим
Аверин, известный широкой публике по работе в сериале «Глухарь», привез в
Калининград антрепризный моноспектакль «Все начинается с любви», в ходе
которого разбрасывал со сцены розы, читал стихи Вертинского,
Маяковского, Бродского, Пастернака и Высоцкого, а кроме того, спел песню
«Вечная любовь». Перед спектаклем актер поделился с «Афишей Нового
Калининграда.Ru» серией сентенций о смысле жизни и актерской работе.
— Максим, вы привезли в Калининград
моноспектакль «Все начинается с любви» — каково выступать и в роли
режиссера и в роли актера одновременно?
— Меня спрашивают об этом, и говорят,
что для такого спектакля, как этот нужен еще и другой взгляд, чтобы
не ошибиться… Но у меня есть глубокое убеждение, что именно в этом
спектакле не может быть никакого другого человека кроме меня, потому что
тогда это уже будет не мой замысел, а чужой. Этот спектакль, в первую
очередь, рождается мной, я, конечно, работаю со своим коллективом,
со специалистами по музыке, свету, мы репетируем, корректируем и
импровизируем вместе, но здесь все должно быть моим — от «А» до «Я». Это
спектакль-откровение, спектакль-переживание, все что угодно, как
угодно.
— Какую роль при создании этого спектакля сыграл ваш личный, болезненный опыт, насколько этот спектакль про вас?
— Невозможно разделить жизнь на какие-то
группы, подгруппы, не бывает такого, чтобы отдельно существовала любовь,
отдельно жизнь, отдельно взросление. Тот человек, который разделят свою
жизнь на какие-то статьи или блоги, на мой взгляд, не имеет
целостности. Одно из важных достоинств моей жизни, одно из моих важных
жизненных приобретений — это то, что я, грубо говоря, всегда жил оптом:
мне неинтересно разделять жизнь на до и после.
— Для чего тогда вам, успешному и известному актеру, нужно было создавать антрепризный моноспектакль?
— Потому что мне хочется прийти и говорить.
— Говорить о любви? Потому что
название вашего спектакля и те произведения, ретранслятором которых
вы являетесь, на первый взгляд, говорят, что речь будет идти только
об этом.
— Я в ответе на предыдущий вопрос уже
сказал, что жизнь невозможно разделить на подгруппы — все это жизнь,
и все в ней продиктовано любовью. Даже желание прийти и говорить
со своим зрителем — это любовь к нему, потому что я не могу не говорить.
Вот вы, когда принимаете какое-либо важное решение в своей жизни,
можете себе сказать: я могу этого не делать, потому что могу прожить без
этого?
— Время от времени приходится...
— Вот, а я не могу без этого жить.
Поэтому, когда вы меня спрашиваете, я отвечаю, что жить без этого
не могу, потому что вся моя жизнь — это профессия, у меня другой жизни
нет. Если бы вы пришли сюда, уже будучи знакомы со мной, то прекрасно бы
знали, что я весь соткан из этого. И как только я скажу, что я могу
прожить без профессии — меня не станет, и в этом-то вся загвоздка.
Невозможно разделиться на какие-то части, понимаете? Невозможно… Когда
ты до спазмов, до остановки сердца, до сжигания связок не можешь
не говорить, не идти на сцену, не вставать в камеру, не жить этим
кадром… Как только такой вопрос встанет — наверное, вместо меня
сегодняшнего другой человек родится.
— Вы вообще рефлексирующий человек? Бывали ли у вас такие моменты,
когда вы задумывались: стоит ли соглашаться на эту роль или лучше не
надо?
— Если неинтересно, то этим лучше
не заниматься. Вы не знаете, что такое принципиальность, что такое
принципиальность в творчестве — кода ты говоришь себе и кому-то:
я не буду, потому что, во-первых, мне это неинтересно, а во-вторых, мне
это мешает, это не сделает меня лучше и интереснее, не обогатит мою
жизнь. Есть момент и страха, и поиска, и ошибки, и нерва, оттого что
вдруг не получится, вдруг не туда и не так. Это возможно, это моря
работа над собой — очень сложная, но в ней какой-то смысл, если хотите.
Рефлексировать нужно, все может пригодиться в работе над собой, ведь
жизнь — это работа над ошибками.
— Понятно, давайте поговорим о работе
актера и режиссера, о работе двух разных людей, а не одного человека,
который режиссирует и играет моноспектакль. Существует расхожее мнение,
что актер полностью, максимально зависит от режиссера. Вы как считаете?
— Мне кажется, что хороший режиссер —
и тиран, и деспот, и соучастник, он и убийца твой, и твой создатель. Это
как у Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора
растут стихи, не ведая стыда». Здесь победителей не судят. Часто как
бывает: если успех приходит, то хвалят режиссера, если неуспех,
то ругают артиста. Мне было комфортно работать со всеми своими
режиссерами, но встречались разные люди. С режиссером, как с создателем,
я должен подниматься вверх, это моя возможность вступить на новую
ступень, прийти к какому-то своему новому звучанию. У плохого режиссера
невозможно ничего взять, он, знаете ли, разрушает, потому что сама
актерская профессия очень обязывающая и разрушительная… С одной стороны,
работа с плохим режиссером — это тоже такой этап взросления, когда
ты уже знаешь, что в другой раз сможешь сказать: я не буду этого делать…
Но мне повезло, у меня счастливая судьба: чаще всего я дышал со своими
режиссерами, создателями, партнерами в унисон. А неудачи есть у любого
человека. И это нормально, в этом плане я ценю ошибку и неудачу дороже
успеха, потому что неудача дает мне больше, она дает момент анализа этой
проблемы, и, значит, я могу прийти к чему-то большему.
— Когда вы стали популярным, когда вас стали узнавать на улицах, пришел этот всенародный успех, он вам польстил?
— Я очень спокойно отношусь к успеху.
Успех, как халва — съел и забыл. С ним невозможно уснуть, но он может
тебя стимулировать. Хотя чаще всего успех уводит людей в заблуждение,
а тут нужно всегда держать себя и держать нос по ветру, чтобы слышать
время, мир вокруг себя и самого себя. Успех может усыпить бдительность.
Я вам клянусь, что никогда не рассуждал об этом. Я знаю, что
я известный, популярный, меня все любят, но я спокойно к этому отношусь,
мне было некогда. Я — Форрест Гамп такой, бегу все время. Мне
неинтересен подсчет рейтингов и голосов, мне интересно, что я могу
за собой повести, я могу много и интересно работать, а «интересничать»
в популярности... Быть популярным некрасиво, и я понимаю, что имел в
виду Пастернак. Важно быть нужным. Мне на Украине в этом году дали одну
награду, она очень хорошо называется: «Любимый артист».
— Кем любимый?
— Зрителем.
— Каким зрителем, он ведь разный?
Вам эту премию какой зритель дал: профессиональный, который досконально
знает ваши и кино- и театральные работы, или тот зритель, который
смотрит канал НТВ и знает вас по сериалу «Глухарь»?
— У зрителя в голове нет такого понятия «профессиональный». Это была телевизионная премия. Профессионалы дали мне «Тэфи» (Максим
Аверин в 2010 году стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль
в телесериале «Глухарь. Продолжение» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Но я не об этом, я о том, что мне понравилась формулировка этой
награды. Любимый артист — это тот артист, которого чтят, уважают и ждут.
Девочки; сегодня была в Колпино на вечере с Максимом Авериным; полное моральное удовлетворение; Максим молодец....
Ну очень позитивный вечер был; сразу согрелось все в душе; да умеет Максим след оставить; очень творческий человек; пускай все его мечты; о которых он говорил вчера сбудутся; спасибо за хорошее настроение.
Максим очень солнечный человек - это чувствуется. И безумно талантливый артист. Творческий вечер, который прошел вчера - 31.10.2010 в Колпино - внес столько радости и тепла! Вечер действительно был - Искренним и без купюр!
От всей души желаю ему счастья! И новых, желанных ролей!
Вечер прошел на очень позитивной ноте, стихи Высоцкого, Маяковского, Мандельштама, Пастернака, в исполнении Максима , были ВЕЛИКОЛЕПНЫ!! БРАВО!!! Отрывки из полюбившихся фильмов, прочтение монологов из спектаклей "Ричард" и "Портрет" (который мы надеемся увидеть в декабре), шутки , песни. Даже ответы на вопросы он обращает в шутку. У моего сына сложилось впечатление - "Такое ощущение, что он со мной разговаривает". Была теплая атмосфера, похожая на посиделки за столом с чашечкой кофе. Как всегда, море цветов!
Спасибо, Максим Викторович, за изумительный вечер!!!!!
Вечер был замечательный, волшебный, не возможно написать о своих эмоции, и о своем состоянии, где между небом и землей нахожусь, опускаться пока не хочется
И вот ещё один сюрприз – творческий вечер. Даже не поверила, что это был дебют. Не было соскальзывания в пошлость, было много качественной поэзии. А для меня как подарок – я люблю Шекспира, лирику Маяковского. Высоцкого – меньше.
На монологе Кларенса меня, театралку с большим стажем, видевшую много кого и чего, сковало ощущение восторженного потрясения. А что происходит со зрителями во время спектакля?
В какой-то момент пришло осознание: « Это талант. Сильный, возможно специально сдерживаемый здесь и сейчас. Потому что, развернись на полную силу…»
Понравилось, как общался с публикой. Без заискивания и панибратства. Зал держал профессионально, если два часа пролетели как один миг! Не раз убеждалась, что жизнь самый лучший сценарист и фраза девочки Насти «А колпачок где?» для меня стала якорем хорошего настроения. Чудесно!
Спасибо, что Вы есть, Максим! Творческих удач, и находок, и востребованности Вам.
Как ни странно, но многогранность Аверина-артиста и глубина просто Максима Аверина мной была уже прочувствована ранее, через его работы в кино, на телевидении и в театре. И прочувствована правильно (если судить по вечеру). Но следует отметить, что Творческий вечер для меня явился неким утверждающе-завершающим штрихом в картине моего восприятия его, как человека.
Друзья, я только что вернулась с творческого вечера Максима. Захлебываюсь в эмоциях, такой ВОСТОРГ!!!Максим гениальный актер, ему подвластно все! Как же он музыкален, пластичен (несмотря на такую мощную фактуру).А его мимика?!Это же отдельное средство выразительности!!!Особенно интересно было наблюдать за его лицом, когда он читал записки из зала. Еще до того, как начинал отвечать на лице уже читались три страницы текста!
Чтение стихов - разрыв!!Многие вытирали слезы(и я в том числе). Кстати, была премьера песни "Где найти твои следы" так проникновенно, почти говорил, пел душой...К 3-му дню гастролей голоса уже нет. Впервые за последний год сам признался, что мечтает отдохнуть-очень устал, но ,видимо, талант сильнее, т.к. зал "держал" с первой до последней минуты!!
Спасибо за теплый вечер, многие, наверное, опустились на дно своей души, очень мило, по-доброму уютный вечер с сильными стихами, с красивыми песнями, талантливым актером и хорошим человеком, который за два часа подарил такую палитру чувств и эмоций.
Вечер был просто замечательный! Столько всего нового! Зал не хотел расходиться. На него очень приятно смотреть. Улыбается, шутит, прекрасно рассказывает, а как поет!
|