Источники: социальные сети, блоги, форум при официальном сайте,
билетные сайты
К нам в Барнаул Максим приезжал с моноспектаклем 2 декабря.Билет брала во 2й ряд.
Это было потрясающее зрелище,когда глаза в глаза,рядом,чувствовался его запах парфюма,
а улыбка какая очаровательнейшая ,а его слова улыбайтесь чаще не смотря ни на что.И живите сегодня.Монологи,стихи,песни все на одном дыхании,был и смех и слезы у каждого в зале.Так не хотелось чтобы вечер заканчивался.Максим очень душевный человек,настоящий актер.Улыбка сводит с ума.Позитив от него просто прет волной.В нашей серой жизни часто не хватает этого самого позитива и элементарных улыбок от людей.
Мое знакомство с ним произошло с фильма "Карусель",теперь он мой один из любимых актеров.
Будет еще раз у нас городе обязательно пойду на его творческий вечер.
онечно, это очень удобно: что-то делить на главное и второстепенное. События, дела, задачи. Иногда даже людей. Действующих лиц фильмов, спектаклей и книг. Так проще. Понятнее. В некоторых случаях, может быть, и правильнее. Хотя всё-таки очень часто главное и второстепенное становятся невероятно похожими, или вообще – сливаются настолько, что кажутся единым целым, где без чего-то одного никогда не было бы другого.
В моноспектакле Максима Аверина «Всё начинается с любви» та самая «тоненькая нить», о которой упоминается в номере «Жизнь моя – кинематограф», – тоненькая нить судьбы каждого из многочисленных персонажей постановки – «сплетается с другими» так, что в какие-то моменты вдруг создаётся впечатление, будто герой на самом деле только один, а содержание исполняемых здесь стихотворений и песен – разные эпизоды жизненного пути одного человека. И это – при безусловной непохожести характеров героев, их поведения, судеб, профессий, возможно, и возраста, а также при всём многообразии найденных артистом способов сценического воплощения поэтического замысла.
Пусть это звучит парадоксально, а может быть, и абсурдно, однако очень часто в спектакле переход между соседними номерами действительно оказывается последовательным настолько, что их сюжеты не просто постепенно складываются в единое повествование с общим действующим лицом, но даже выглядят событиями одного дня.
Так, стихотворение Высоцкого «Бокал», то исчезавшее, то вновь возвращавшееся в программу спектакля, но всегда исполнявшееся ближе к окончанию действия, в ноябре вернулось в постановку снова, но теперь – в одну из её первых сцен. Номер получил место в цикле, составленном из произведений Вертинского. Цикле, казалось бы, давно оформившемся и устоявшемся, поэтому если ещё и можно было ожидать его расширения за счёт сочинений того же автора, то хотя бы просто представить, что когда-нибудь здесь появится стихотворение другого поэта, пишущего в другом стиле, – вряд ли. Тем более если этот поэт – Высоцкий. Тем более если это – номер, ассоциирующийся с финалом.
И теперь два идущих подряд стихотворения – «Я сегодня смеюсь над собой» Вертинского и «Бокал» Высоцкого – оказываются всё же не отдельными историями, совершенно по-разному исполняемыми артистом (в первом номере – минимум сопровождающих чтение текста жестов, движений, звуков при полном отсутствии реквизита, в то время как во втором – музыке, танцу отдаётся довольно значимая роль). Перекликающиеся по настроению и высказанным в них мыслям, они становятся теми двумя естественно продолжающими друг друга и совсем близко находящимся во временном пространстве героя проявлениями сквозного действия.
И очень похоже, что героя действительно одного и того же.
Разве в прокуренном, вечно гуляющем, гремящем музыкой кабаке хмельно выплясывает не тот же человек, который совсем недавно – возможно, всего лишь пару часов назад – где-то в пустой комнате своего дома вёл монолог наедине с самим собой? Монолог, то ли произносимый вслух, то ли просто звучавший в его сознании: постоянно повторяющиеся фразы стихотворения Вертинского напоминают бегущие по кругу мысли человека – понятные на уровне чувства, но словно так и не сформулированные им до конца. Монолог, полный тоски, ощущения измотанности, разочарования и одиночества – от чего и пытается спрятаться герой после, среди гула ночного празднества.
На последних нотах музыкальных произведений, сопровождающих исполнение следующих номеров Вертинского, на сцене полностью гаснет свет – только что пережитое героями (или всё тем же единственным героем?) уходит в темноту, мгновенно превращаясь в воспоминания и становясь прошлым. Хотя очень часто в моноспектакле граница между существующим сейчас, ожидаемым когда-нибудь и давно или недавно завершившимся остаётся почти незаметной.
Стихотворение «Piccolo bambino», как и многие другие стихи, входящие в программу спектакля, написано в прошедшем времени. Полностью. Однако его первую часть – о похоронах балерины – артист читает с печалью, но всё же смягчая остроту и напряжение: то есть именно как о давно случившимся. А вторую – о страдании человека, потерявшего любимую, – с драматизмом и накалом времени настоящего: так, что слова «любил» и «был» будто начинают звучать как «любит» и «есть». Но это не потому, что человек живёт прошлым. А потому, что любовь всегда остаётся в настоящем.
Вот и уже ставший почти легендой, много лет передаваемой из уст в уста, рассказ о вдохновенных признаниях в любви некогда робкого радиста из стихотворения Рождественского «Восемьдесят восемь» тоже живёт в настоящем времени – как и всякое другое проявление любви. Живёт, потому что постоянно будто бы поддерживается разными – и одновременно такими похожими – новыми историями первых объяснений влюблённых. Ведь если сам способ открыть, наконец, своё сердце ещё может быть оригинальным, то чувства и эмоции здесь всегда оказываются одинаковыми – те, которые передаёт артист в этом номере: смешение волнения – и побеждающей смелости, сомнений – и надежды, осторожности – и настойчивости.
Хотя, конечно, этот номер – один из тех, что сталкивает с серьёзными противоречиями в вопросе о наличии в постановке как бы единственного главного героя, поскольку даже здесь их уже два: собственно тот самый радист и воодушевлённый его примером рассказчик. А точнее три: истинно по-женски коварная – сначала лукаво изображающая непонимание, потом кокетливо выражающая согласие радистка, которой и были адресован для кого-то, может, и таинственный, но для неё точно простой и более чем красноречивый шифр из двух восьмёрок, – это ещё одна роль артиста в моноспектакле, и не единственный переданный им женский образ.
Не говоря уже о песне «Реальный кукловод», где среди ролей, почти без перехода, одновременно играемых в этом номере Максимом Авериным, легко узнать и собственно кукловода, и его марионеток, но того главного героя артиста здесь будто нет. Никто не встаёт ни на одну из сторон! Отношение к жестокости первого и пустоте вторых слышно в паре фраз, которые произносит артист перед песней.
Но ведь известно, что в литературе есть понятие «лирический герой» – то есть некий образ человека, так или иначе проявляющийся в каждом произведении автора. Именно образ – значит, главным здесь, в первую очередь, становится характер и душа, размышления и переживания, мировоззрение в целом. То, что объединяет всех персонажей поэта, помогая создать их общий психологический портрет.
И если можно применить такое же определение к спектаклю, составленному из произведений разных авторов, у каждого из которых такой герой – свой, тогда тот самый герой Максима Аверина, будь то клоун или уличный артист, актёр театра или кино, радист или литейщик – это, прежде всего, человек с высокой, не погашенной никакими отговорками о другом времени и изменившихся людях, жаждой жизни, поэтому бегущий не от возможных опасностей и проблем, а от спокойствия и обыденности.
Человек пусть разочаровывающийся, но не оставляющий надежду на лучшее, и пусть теряющий, но не перестающий искать. Искренний, светлый, сердечный – радующийся обыкновенным вещам и умеющий радовать других. Способный восхищаться и сострадать, быть благодарным и прийти на помощь. Постоянно с дотошностью разбирающийся в себе и требовательный к окружающим. Сильный, но нуждающийся в понимании и поддержке.
И всегда – любящий.
А это – и есть самое главное, где ничего незначительного быть не может.
Никогда не думала, что за каких-то два часа можно пережить столько эмоций. Никогда не думала, что за каких-то два часа, можно так многое понять... Спасибо тебе, Максим Аверин, никогда не забуду этот вечер*)
Огромная благодарность и низкий поклон из Минска за великолепную, исключительную, блистательную игру гениального артиста в моноспектакле" всё начинается с любви"! вы покорили наши сердца, спасибо огромное!!!! с безмерной благодарность и любовью из "тёплого")))) Минска))))88 СПАСИБО!!!!!!!!!!! будем ждать с нетерпением Вас снова!
Алеся,спасибо огромное за шикарную рецензию к спектаклю !!!
Моноспектакль Максима Аверина "Всё начинается с любви" 19.08.13
Не секрет, что название любого художественного произведения отражает главное: имя главного героя, центральное событие, основную проблему, его общее настроение или самые важные слова.
Последний вариант, пожалуй, кажется особенно ярким, однако одновременно представляется наиболее сложным, ведь каждое произведение – это и есть своеобразный разговор о главном. А выбрать единственно главное из множества того, что и является таковым уже само по себе, – когда каждая мысль по-настоящему дорога и значима, – действительно непросто.
Названием моноспектакля Максима Аверина «Всё начинается с любви» служит первая и затем ещё многократно повторяющаяся строчка известного стихотворения Роберта Рождественского. Оно звучит в середине вечера: в момент не переломный, а скорее, объединяющий – когда то, что уже было сказано со сцены, связывается с тем, что ещё предстоит произнести. То есть, звучит как кульминация действия? Да, но лишь как одна из них! И это – его главная мысль? Да, но тоже далеко не единственная.
И премьера августовского спектакля – стихотворение Владимира Высоцкого «Маски» – наглядный пример того, как внутри одного номера могут удивительным образом сплетаться отголоски других стихотворений и песен программы, явно или едва уловимо перекликающихся по содержанию и эмоциональному строю. Сплетаться, напоминая об уже услышанном, но не отзывая назад: а скорее, выводя когда-то затронутую тему на новый уровень развития.
Так, горький, но пока ещё негромкий, осторожный и насколько это возможно сдерживаемый смех над собой – будто переходный между желанием всё же рассказать о настроении, скрываемом за внешним спокойствием, и опасением ранить кого-то своей грустью, – тот смех, о котором в самом начале вечера говорится в стихотворении Вертинского, – в «Масках», звучащих ближе к финалу программы, превращается в смех навзрыд. И над собой, и над людьми вокруг.
А самих масок здесь хватает на целый карнавал. Они тоже появляются не на пустом месте, а словно приходят на смену трагической маске, от которой давно устал герой всё того же стихотворения «Я сегодня смеюсь над собой». А также маске, в которую привычно и без помощи «белил и румян» превращает своё лицо персонаж другого стихотворения Вертинского – «Злые духи»: вот он прячет лицо за шляпу, через секунду (пусть даже медленную, какую-то затянувшуюся секунду) открывает – а там уже улыбка: широкая, как с картинки, вот только нарисована она совсем не на картоне. Лёгкий фокус! Грустный фокус.
А палач, который появится уже в следующем номере – стихотворении Высоцкого «День без единой смерти», – уж не тот ли самый человек, который когда-то всего лишь носил маску палача, но которому понравился его придуманный облик, и он больше не захотел с ним расставаться?
Да и собственно история главного героя, постоянно двигающегося «не в такт» общей пляске, находится где-то посередине между двумя похожими сюжетами – сюжетами стихотворений Маяковского «Скрипка и немножко нервно» и «Хорошее отношение к лошадям». Посередине – как в смысле своего расположения в программе спектакля, так и в смысле состояния души их персонажей. Ведь в то время, когда герои Маяковского противостоят толпе уверенно и твёрдо (если не сказать – с вызовом: достаточно вспомнить интонацию, с которой артист произносит фразу «я – хороший!»), герой «Масок» полон сомнений, метаний и вопросов.
И неприятие корня «полу» – тоже своего рода отголосок: на этот раз одного из монологов артиста. В «Масках» говорится о полулицах, несколькими минутами ранее в разговоре с залом артист упоминал о получувствах («полулюблю» – «полудружу») – то есть в обоих случаях речь идёт о неприязни к обману. Ко всему фальшивому, поддельному, или – лексикой другого номера, песни «Реальный кукловод» – кукольному. Словом, ненастоящему, К тому, чего быть не должно.
Человеком без маски в стихотворении остаётся его главный герой.
Артист на сцене – тоже без маски. Хотя в буквальном смысле в спектакле у него появляется и маска, и грим.
Маску чёрной птицы Максим Аверин надевает на время танца, исполняемого до и после чтения стихотворения Высоцкого. Импульсивного, нервного, порывистого – танца под напряжённую, нагнетающую ощущение безвыходности и безнадёжности, музыку из фильма «Реквием по мечте». Бьётся птица, не может вырваться на волю.
А для стихотворения Вертинского «Piccolo bambino» рисует на лице чёрные слёзы – одновременно похожие и на слёзы, что всегда можно увидеть на маске Пьеро (образа, в котором выступал Вертинский, и образа главного героя стихотворения – грустного клоуна), и на те самые чёрные слёзы актёров, о которых артист поёт в одном из начальных номеров спектакля – песне «Жизнь моя – кинематограф». Снова – отголоски, пересечения и переклички.
Но артист без маски – потому, что на протяжении всего спектакля он остаётся открытым, откровенным и искренним. Пусть чаще его собственных слов здесь звучат строки стихотворений и песен – человек сразу признаётся, что всё это – о нём. И если Антуан де Сент-Эзюпери, известный французский писатель, как-то сказал: «Ищите меня в том, что я пишу», то артиста можно найти в том, о чём он говорит со сцены.
Говорит о том, что в его жизни было, есть, а может, и о том, чего он ещё только ждёт.
Говорит о любви – о волнительных признаниях, и, может быть, запутанных, но тёплых письмах к любимым, о безответности и невзаимности или о семейной жизни с её обычными заботами и тихими радостями.
Говорит о профессии – сложной, часто жестокой и непредсказуемой настолько, что мечты здесь могут сбыться в самый неожиданный момент и в самой удивительной форме.
Говорит о счастье встреч с людьми и о потерях.
Говорит серьёзно или отшучиваясь – а иногда почти об одном и том же с разным настроением и разной подачей (например, даже анекдот о девяностолетнем беззубом деде – это тоже своего рода рассказ о вечной любви, хоть и не такой поэтичный, как песня Шарля Азнавура).
Говорит так, что кажется, будто почти любая фраза может не только послужить ещё одним вариантом названия для спектакля артиста, но и стать важной для каждого услышавшего её и поверившего в неё зрителя. На всю жизнь.
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/8468.html
Моноспектакль Максима Аверина "Всё начинается с любви" 29.07.13
Их можно насчитать свыше десятка. А можно выделить только три: если мыслить максимально просто, на уровне обобщённых характеристик «смешно» – «тяжело» – «безнадёжно».
Комедия, драма и трагедия. Указание любого из этих жанров сразу после заглавия литературного произведения или произведения театрального искусства, предвосхищает будущие читательские или зрительские впечатления, но, как и любая подсказка, нередко лишь сбивает с толку. Удивительно, но эти понятия очень близки, несмотря на всю очевидность различий между ними. Поэтому не всегда бывает весело от того, что казалось забавным, и уж тем более часто оказываются стёртыми границы между ощущениями безысходности трагичного и напряжённости драматичного.
Темы, которые при этом затрагиваются авторами, тоже можно перечислять очень долго. А можно назвать одну: ведь каждая история, прежде всего, написана о любви.
Интересно, что определение жанра самой любви (если, конечно, правильно так говорить) когда-то дал Александр Куприн устами одного из своих героев: «Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» Красивая фраза, со второй частью которой обычно соглашаются гораздо охотнее, чем с первой, тем не менее, содержит в себе вескую, прочную, почти неопровержимую правоту. Правоту завораживающую, но пугающую, поскольку все мечтают о любви, но вряд ли кто – о трагедии.
И в моноспектакле Максима Аверина «Всё начинается с любви» признаки этого жанра, безусловно, есть. Во всяком случае, признак определяющий: сразу несколько стихотворений, заканчивающихся гибелью героев, сосредоточены в финале действия. То же происходит и в развязках многих сцен. Нередко – и внутри театральных эпизодов. Словом, эта тема возвращается постоянно.
О ней говорится стихами или прозой: во время разговора Максима Аверина с залом об ушедших друзьях, поэтах и артистах. В прошедшем времени или во времени будущем: как во второй половине отрывка поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник». Напрямую или намёками: как в песне Вертинского «За кулисами», где актёрская задумка идёт не вразрез с авторским сюжетом, а в дополнение к нему. Здесь имитация выстрелов – то ли как напоминание о действительно когда-то случившихся попытках героя проститься с жизнью, то ли как способ передать состояние человека, давно не видящего смысла в происходящем – в сочетании со светлой музыкой, с не мрачным, а лишь чуть печальным текстом и с трогательным обращением артиста к зрительнице, сидящей в зале, действительно только усиливает внутренний конфликт.
И многие другие персонажи Максима Аверина – плачущий клоун Piccolo bambino; вроде бы, смиренно, но в то же время не покорно вздыхающая Цыганова; герои «Баллады о прокуренном вагоне», остающиеся для зрителей почти незнакомыми, ведь о них известно только то, что они очень любили (любят?) друг друга, – показаны в спектакле как разные люди с одинаковым горем и с очень разной, но в то же время очень похожей судьбой.
Всё это страшно? Странно? Или наоборот – ожидаемо и неслучайно?
С точки зрения «любовь – трагедия» всё верно. И речь в каждом случае идёт именно о трагедии души, ведь, как бы то ни было, а страшен не сам факт завершения жизни человека. Оказывается, что, как в стихотворении Высоцкого, которое читает Максим Аверин, даже целый день без единой смерти может так и не стать всемирным праздником, несмотря на то, что из всех возможных опасностей, подстерегающих людей на их пути, пусть на короткое время, но будет исключена, казалось бы, самая большая беда. Поэтому не то что с первых минут, а с момента произношения артистом самого первого слова этого стихотворения – да и не просто произношения, а, скорее, отчаянного выкрика – зрители не услышат в голосе артиста ни одной радостной интонации. О том, что «торжество не удалось» им становится понятно сразу. А счастливым (очень коротко счастливым, поэтому и о нём будет сказано тепло, но всё же с грустью) окажется лишь один человек, единственный в этот день умерший. Тот, который любил (любит?).
Но всё же ни один автор творения о любви – «трагедии и величайшей тайне» – никогда не выбирает только тёмные краски. Не делает этого и Максим Аверин.
Каждое стихотворение спектакля, каждая песня – это трепетный разговор о чувстве. Новый, но неотделимый от того, что уже было или ещё будет сказано со сцены. Разговор, язык которого – зарифмованный, ритмизированный, полный художественных оборотов речи – конечно, отличается от повседневной речи. Но артист делает эту разницу почти незаметной. В его исполнении – чутком и доверительном, эмоциональном, но лишённом ненужного пафоса – стихи звучат, как простые слова, идущие от сердца. Те, что, наверное, может сказать каждый, если только захочет.
Медленно, осторожно, с частыми паузами произносит артист строки стихотворения «Научи меня жить» – так, как обычно говорят люди, когда ищут слова, чтобы передать близкому человеку самое дорогое, сокровенное и важное. В этом отношении похоже он читает стихотворение Вертинского «Я сегодня смеюсь над собой». Совсем крохотное, и даже при этом – с большим количеством повторений одних и тех же фраз. Ведь так трудно объяснить что-то слишком личное! Поэтому оно тоже исполняется небыстро и с постоянными остановками. И совершенно по-другому – импульсивно, резко и порывисто – звучит стихотворение «Скрипка и немножко нервно»: здесь короткие, цепкие, ёмкие реплики переходят с одного на другое стремительно – в темпе неспокойного течения мысли.
Мысли, которая удивительно совпадает с тем, что в разное время уже высказывалось в стихах и передавалось в песнях поэтами и композиторами. Так, музыка к стихотворению Роберта Рождественского «Жизнь» написана композитором Лорой Квинт специально для Максима Аверина совсем недавно, а впечатление, будто и каждое слово стихотворения – тоже именно о нём. И сам стиль – сочетание лёгкой по характеру, оптимистичной, жизнерадостной и бодрой музыки с текстом, в котором усматривается и грусть, – типичен для артиста. Так же, как и объединение, чередование и противопоставление в моноспектакле всё той же трагедии – и торжества жизни, печали – и оптимизма, тьмы – и света.
Последнее представляется здесь почти наглядно: зловещая тень, появляющаяся в начале спектакля во время припева песни «Реальный кукловод» по-настоящему пугает, а вот напряжение финала всего действия, наоборот, смягчается красивой картиной падающего снега, словно заметающего следы минувших бед и былого отчаяния. Надолго ли? Неизвестно!
Но это даёт надежду. В том числе – и на правдивость ещё одной мысли, высказанной артистом исполнением в середине программы известной песни Шарля Азнавура – исполнении очень экспрессивном, убеждающем, настойчиво доказывающем. Это – надежда о существовании вечной любви.
Той, за которую артист всегда благодарит зрителей – и в завершении этого номера тоже.
Той, которую сам обещает пронести через всю свою жизнь.
И той, о которой пишут стихи, песни, романы и играют спектакли.
Ведь если есть сильная, не гаснущая, взаимная любовь между артистом и публикой, значит, вечная любовь существует, и её действительно может встретить. Не только в мире искусства!
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/8340.html
Так что же важнее, услышать то, что мы хотим услышать, оставаясь на том же уровне, в котором мы находимся сейчас, или же услышать слово артиста и увидеть то, что за этим словом стоит и при этом обогатиться жизненной энергией самого артиста?
Мы ленимся копаться глубже. Воспринимаем всё поверхностно. А ведь за каждым слово стоит скрытый смысл, чувства, эмоциональный окрас. Это, как хрусталь, который надо долго разглядывать, каждую грань, чтобы увидеть красоту и насладиться.
Ну що б, здавалося, слова...
Слова та голос — більш нічого.
А серце б’ється — ожива,
Як їх почує!.. (Тарас Григорьевич Шевченко)
Часто мы приходим на спектакль с такой позицией: ХОЧУ УСЛЫШАТЬ ЭТО ИМЕННО ТАК, а не иначе…. , вместо того, чтобы войти в одну волну с артистом и услышать то, ЧТО ГОВОРИТ ОН, а не то, что хочется услышать.
И ещё важно понять не то, что Артист говорит, а как он говорит.
Итак, моноспектакль «Всё начинается с любви» 15.05.2013 г.
Максим Викторович, как музыкант ноты, удивительно подбираете программу моноспектакля "Всё начинается с любви". И, словно скрипач, играет на струнах нашего сердца. И звучит музыка, наши сердца поют. Я заметила в спектакле какую-то гармонию и связь с произведениями, которые читает Максим.
Начинается моноспектакль с пожелания: "Пусть будет всё, как хочется". Это одновременно и приветствие и пожелание нам зрителям:
Здравствуйте!
Вы все прекрасные,
Я вас люблю.
Мне так легко быть
С вами знакомой
Столько лет,
Спасибо Вам, друзья,
За жизнь мою.
Я даже засмущалась, неужели это обращение ко мне? Прямо настолько близко, тепло и радостно Максим это произносит, словно говорит: "Привет!"
В тоже время, Максим приоткрывает, что жизнь Артиста, его жизнь, - это творчество, кино, театр... В исполнении "Жизнь моя кинематограф" Максим явно показывает это: сумасшедший ритм жизни артиста. Максим Викторович чутко и с благодарным сердцем показал артистов, которые остались в наших сердцах. Они живы, пока стучат наши сердца! Живы, пока есть люди творческой профессии... Максим продолжает путь Артиста: живёт этим, дышит и любит это и делится этим, как жемчужиной - богатством великого наследия в искусстве!
Тема любви, это то, что нас всех держит, это то, ради чего мы живём, это то, ради чего мы творим. "Концерт Сарасате". До сегодняшнего вечера не могла понять, почему Максим включил это стихотворение Александра Вертинского в программу моноспектакя? Зачем, почему? В программе столько возвышенных стихотворений о любви: «Принцесса», «Вечная любовь», «Свеча горела» Бориса Пастернака, «Всё начинается с любви» Роберта Рождественского, «Баллада о прокуренном вагоне». Ну не вписывался этот стих, по моему мнению, в программу, портит впечатления всего моноспектакля «Всё начинается с любви».
Но поскольку я не делаю поспешных выводов, решила всё-таки понять причину, пусть не сразу, что хочет сказать этим стихотворением Артист? И в награду за терпение, мне всё-таки открылось!!!
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.
И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..
Узнаёте ли себя в этих строках, женщины?
Это безмолвный крик мужчины, который хочет видеть в «женщине» действительно Женщину и не просто женщину, а роскошную женщину (Femme de luxe). Роскошная женщина в понимании мужчины - красивая, мудрая, понимающая… Вот в чём суть оказывается, вот, что главное в этом стихотворении. Максим приоткрывает суть женской мудрости и обращается прямо к женщине, как мужчина.
Этот стих Вертинского очень сильно проник в моё сердце. Глубоко тронула боль Максим, с которой он исполняет этот стих. Это было что-то особенное! Это шедевр!!!! И Максим волшебник-маэстро! Так глубоко проникает в человеческую психологию и бытие.
Финал, как всегда был завораживающим: снег(для меня снег- это символ благодати и нежности), при исполнении «Баллада о прокуренном вагоне", когда Максим читает строки: «С любимыми не расставайтесь! – звучит, как заклинание, был особенно красив. "Дорога" - это не прощание, это призыв в дорогу, призыв верить в самое прекрасное, верить в Артиста, призыв радоваться тем, что имеем, даже самым простым вещам.
За расставанием, обязательно будет встреча, быть может, ещё более яркая, чем прежде. Артист обязательно привнесёт в следующую встречу новые краски вечных, незабываемых уже известных произведений. И не только... Мне так радостно наблюдать, когда Максим, со смущением, исполняет совсем новые произведения. Смелее!!!! Очень жду исполнение Вами новых песнь и романсов, Максим Викторович!
«Наверное, так бывает только в детстве: читаешь книгу, но не замечаешь слов, а как будто смотришь кино».
Те, кто любит произведения Владислава Крапивина, наверняка помнят его слова из повести «Тень каравеллы». А само так непосредственно и просто описанное им ощущение – читая, видеть не буквы, а события, пейзажи и людей – помнит каждый, кто по-настоящему любит читать.
Прав ли был автор в решении начать свою мысль с осторожного слова «наверное»? Не исключено! Однако, по-моему, восприятие всё же бывает чутким не только в раннем возрасте: однажды пойманное умение совместить эмоции и фантазию может сопровождать человека всю жизнь. И не только при чтении!
Пусть герои фильмов, в отличие от персонажей книг, обретают внешность вполне осязаемую, а уже не представляемую нами в одном лишь воображении – также как и пусть точно, порой документально, здесь показывается место действия. Но погружение в саму атмосферу любой киноистории, так или иначе, остаётся во власти зрителя. Не говоря уже о погружении в атмосферу содержания спектакля, где конкретное часто заменяется символичным и условным.
В моноспектакле «Всё начинается с любви» Максим Аверин создаёт иллюзию постоянно меняющейся обстановки при минимуме реквизита и лаконичности декораций. Таким образом, артист предоставляет зрителям возможность самим «связать в одно» то, что они видят сейчас – на сцене, с тем, что видели раньше – в жизни.
Действие беспрестанно и зачастую почти с молниеносной быстротой переносится с места на место. С эстрадных подмостков, откуда артист обращается к зрителям с открывающей спектакль песней «Так, как хочется» – на всегда суетливо-оживлённую съёмочную площадку, где начинается путь тех, чья жизнь – кинематограф. Из маленьких уютных комнат, в тишине и полумраке которых хорошо стихами разных поэтов говорить о любви или рассуждать об одиночестве, – на улицы города.
А точнее – нескольких городов.
Пустынные, залитые ливнями, тонущие в лужах и увязающие в глине, как в стихотворении Рождественского «Письмо про дождь», или наполненные детским смехом, радующие глаз цветами и листвой, как в его же стихотворении «Восемьдесят восемь»; легко узнаваемые и в том в случае, когда их названия остаются не озвученными (узнаваемые не по координатам, а по характеру), они становятся важными участниками сюжета, даже если в тексте произведения им отводится, казалось бы, небольшая роль.
Своё письмо герой стихотворения Вертинского «Злые духи» сочиняет не дома, а прямо на улице, переполненной не столько пришедшим за развлечениями прохожими, сколько балагурами и потешниками, танцорами и шарманщиками, торговцами и зазывалами – улице, где шумно, пёстро и совсем не весело. Он сочиняет вслух, выкрикивая строчки послания с силой, на которую только способен его голос. Зная, что всё равно этого никто не услышит – ведь точно так же не замечают его отчаяния в опостылевших, прежде всего, ему самому призывах купить «билетики счастья» и не видят принуждённости в вымученных движениях его танца. Удивительно, но такую картину сиротства посреди многолюдности артист создаёт без партнёров. Один.
И значительно позже, во время чтения стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», во многом похожую картину равнодушной, ленивой и к действиям, и к чувствам толпы, праздно гуляющей по Кузнецкому, он тоже покажет один. Но так, что противопоставленные друг другу герои произведения – скучающие бездушные зеваки и неожиданно проникнувшийся состраданием к чужому несчастью человек – станут разными ролями одного артиста. Персонажами, обладающими не только тембрально разными голосами, но и, кажется, даже разными лицами.
Другой герой Маяковского (можно сказать, собственно Маяковский!) – из читаемого Максимом Авериным отрывка поэмы «Флейта-позвоночник» – бродит по улицам Петербурга. Вроде бы, в данном случае его мысли куда важнее, чем сам факт того, где же именно они его посетили – на упоминаемом ли почти вскользь Невском, любом другом проспекте города или же вообще, например, в его собственной квартире. Но как раз с помощью строфы, повторяющейся в начале – сразу вслед за прологом – и в конце первой части («вёрсты улиц взмахами шагов мну…»), артист, передавая незаконченность самой истории, показывает смену чувства к тому, что его мучает. Может быть, очень ненадолго, но к нему приходит нечто похожее на спокойствие. Это если и не остановка, то, по крайне мере, замедление в непрекращающемся монотонном движении. И даже слово «проклятая», которое он относит к любимой женщине и которое ещё несколько минут назад звучало в его устах как «вымотавшая и почти уничтожившая», теперь он произносит так тепло, будто оно означает «хорошая» или «родная».
И тут же, с улиц действие вдруг переносится в оркестровую яму, как в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Лишь большой барабан шмыгнёт на всё тот же «горящий Кузнецкий», главный же герой останется вместе с другими инструментами-персонажами, оживлённые и поэтом, и артистом (например, о лязганье «глупой» тарелки Максим расскажет высоким голосом, почти срывающимся фальцетом).
Или – в ночной кабак (Высоцкий «Бокал»), где пляс едва держащегося на ногах героя (только ли от выпитого?) – сквозь каждое движение которого просматривается его разлад, в первую очередь, с самим собой, – пугает, пожалуй, больше, чем заводит.
Или – в дом радушных Цыгановых из поэмы Давида Самойлова, появляющийся на столе которых «шипучий!..» «квас!..» «из жбана!..», радует гостей не только «пенистым!..» «дымком!..», но и своим неожиданным выходом в духе напористого, похожего на испанский, танца с небыстрыми, но энергичными шагами и интригующими остановками.
И множество раз Максим Аверин переносит зрителей в закулисье.
Песнями Александра Вертинского, Лоры Квинт и Геннадия Гладкова – в закулисье театра, где актёры влюбляются в актрис, кукловоды управляют куклами и где становится пусто и одиноко каждый раз, когда заканчивается спектакль.
Ироничными рассказами о своей работе – в закулисье фильмов и программ, в которых снимался сам.
И каждым номером – в закулисье своей души.
А если бы не это, то в моноспектаклях артиста Максима Аверина зрители вряд ли смогли бы увидеть то, что обычно можно увидеть только в детстве.
http://alesya-cherez-a.livejournal.com/7692.html
Сейчас зима прихорашивается в спальных районах Питера, разложив пушистый снежок на откровенно уставших от самих себя сугробах. А Невский зиме не верит, и отчаянные снежинки утопают в весеннем асфальте. Да здравствует весна, в конце-то концов!
Сегодня спектакль был таким (позволю себе сравнение) : Тарантелла Россини, Попутная Глинки. Темп, энергия и текстовое полотно – буква к букве, фраза к фразе и музыка, и пластика – все это выталкивает из обыденности, цикличности монотонных ежедневностей, а потом живется хо-ро-шо!
Зрители! Люди, выкраивающие возможности на впечатления! Какие же вы молодцы!
Люди, впечатления создающие, спасибо! ;)
Всегда, когда спектакль кончается, становится немножко грустно. Но все же прощаться тоже здорово, потому что за каждым «До свидания», случается не менее интересное «Здравствуй». Театральное торжество!
Мои впечатления я даже не знаю с чем сравнить, это было лучшее, что я видела. "Злые духи", "Кукловод", "Концерт Сарасате" были прочитаны так, что мурашки бежали по коже. "Флейту-позвоночник" я слушала на одном дыхании, мне не очень нравилось это стихотворение, но вчера я пересмотрела мое мнение! На строчках "Мои дорогие, мои бесконечно родные..." я чуть не расплакалась... При прочтении Высоцкого хотелось вскочить и пуститься в пляс с Максимом, но я всеми силами сдержала себя ) Особенно хочется отметить"Рассказ литейщика Ивана Козырева..." и "Гость у Цыгановых" я такого задорного исполнения еще не видела, было очень здорово и смешно )
Резюме , не со злым умыслом будет сказано, что я немного ревновала ) Ревновала моно в Питере к моно в Москве, дорогие товарищи, вам повезло, что у вас есть такая замечательная площадка "Колизей", очень хороший звук, видео, снег ))) Ну и Максим, который в любимом им городе был выше всяких похвал!
|